Проблема персонификации воспитания и обучения интеллектуально одаренных детей
Автор: Гордеева Людмила Александровна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 06.04.2015
Статья просмотрена: 1284 раза
Библиографическое описание:
Гордеева, Л. А. Проблема персонификации воспитания и обучения интеллектуально одаренных детей / Л. А. Гордеева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7735/ (дата обращения: 15.11.2024).
Продолжается модернизация и становление российского образования. Реализуется государственный стандарт общего образования. Государство и общество обращается к проблеме гуманизации образования, формирования компетентной личности, стремится к реализации потенциальных возможностей каждого.
В нынешних условиях противоречивости системы образования остро возникает проблема выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей. Анализ противоречий современной системы образования показывает необходимость психолого-педагогической поддержки интеллектуально одаренных детей, активизация их познавательных способностей, раскрытие творческого потенциала, создание индивидуальных маршрутов в обучении.
Воспитание и обучение интеллектуально одаренных детей возможно в условиях личностно ориентированного и персонифицированного образования. Персонификация воспитания и обучения интеллектуально одаренных детей подразумевает создание условий для образования и формирования личности такого ребенка.
Становление личности происходит под влиянием многих факторов. Это и духовное развитие, и реализация интеллектуального потенциала, и самовоспитание, и влияние социальной среды. Эти факторы необходимо учитывать всем участникам образовательной системы в процессе воспитания и обучения одаренного ребенка. Личность одаренного ребенка реализует свой интеллектуальный потенциал, самоактуализируясь в творческой деятельности. У такой личности возникает сознательное отношение к себе и окружающей действительности. Формируясь как личность, одаренный ребенок проявляет такие качества как креативность, внутренняя активность, нестандартность мышления.
Осуществляя идеи гуманизации образования (развитие способностей человека, его самореализация) в процессе актуализации и формирования личности учащегося необходим поиск и выявление одаренных детей. Необходимо создавать условия для опережающего развития интеллектуально одаренных детей. Следовательно, нужна система мероприятий, направленных на развитие учащихся, обладающих ярко выраженным творческим потенциалом. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию говорится, что «одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». Первой инстанцией по проведению такой работы, является школа. Выявление одаренных детей должно начинаться на начальном этапе обучения в школе, основываясь на наблюдении, изучении психологических особенностей, речи, памяти, мышления. [4, с.67] Одаренные дети требуют особого дифференцированного подхода.
Как же понимается одаренность? Еще в первые десятилетия ХХ века возникала проблема устройства специализированных школ для одаренных. В то время считалось, что одаренность это «высшие умственные способности». [4, с. 62] В дальнейшем, ученые в разных областях знаний занимались изучением проблемы одаренности. Классики психологической науки (Выготский Л. С., Теплов Б. М., Ананьев Б. Г.) трактовали одаренность как «качественный синтез способностей», «единство и взаимопроникновение интеллекта и всех других свойств и особенностей личности, эмоциональной сферы, темперамента». [4, с.63]
Многие исследователи одаренность определяют как «потенциальную возможность высоких достижений человека в разных областях жизнедеятельности и изучают функцию прогнозирования развития одаренной личности». [(4, с.64] Кроме интеллектуальной одаренности, выделяют множество других: музыкальную, физическую, техническую, математическую, художественную и т. д. Современные теоретики и практики представляют интеллектуальную одаренность как «высокие умственные способности, совершенствующиеся в процессе творческой деятельности». [4, с.68] «Высокие умственные способности» являются врожденным качеством личности.
Еще одним существенным компонентом интеллектуальной одаренности является, по мнению ученых, понятие креативности. Креативность личности понимается как склонность к инновационной деятельности, как нестандартность мышления, повышенная потребность в знаниях». [4, с.71] Для прояснения понятий одаренности и креативности дадим их определения: «Одаренность — качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [5, с.136]. «Креативность — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности» [2, с.66].
По данным научных исследований 20–25 % детей являются одаренными. Одаренность может проявляться по-разному и в разном возрасте. Задача родителей, педагогов общеобразовательных школ заметить и поддержать ребенка с опережением в развитии. Необходимы специальные программы для обучения одаренных детей, ранняя диагностика способностей, психолого-педагогическое сопровождение. На новый уровень развития выходит система дополнительного образования. Сегодня система дополнительного образования работает во взаимосвязи с системой общего образования. Дополнительное образование предоставляет учащимся удовлетворить свои образовательные запросы и потребности, предоставляет возможности для самореализации в творчестве. [4, с. 34]
«Дополнительное образование — это открытая педагогическая система, обладающая собственными ценностными ориентациями, свободным выбором педагогических технологий, которая на основе принципа добровольного решения позволяет учащимся средней школы максимально использовать свободное время для индивидуального развития и самореализации». [4, с.35]
Взаимодействие общего и дополнительного образования обеспечивает непрерывность обучения, профориентацию, развивает творческие способности личности, используя систему личностно ориентированного и персонифицированного образования. [4, с.36]
Система персонификации воспитания и обучения интеллектуально одаренных детей подразумевает выделение индивидуальных особенностей учащихся, т. е. индивидуализацию, и дифференциацию способностей и интересов, развитие инициативы и самостоятельности, создание специфических условий сопровождения одаренных детей. Система, в которой познавательные и созидательные потребности интеллектуально одаренного ребенка, являются образующим фактором, и будет иметь персонифицированную направленность.
Отличие персонифицированного образования от индивидуализированного заключается в том, что учреждения общего и дополнительного образования создают «образовательную инфраструктуру и проектируют субъектную позицию в обучении, разрабатывают единичную образовательную траекторию». [4, с. 100]
Разработка и внедрение концепции персонифицированного воспитания и обучения одаренных детей носит инновационный характер. Она основывается на идеях личностно ориентированного образования. При этом обеспечивается формирование и развитие личности, удовлетворение познавательных потребностей, духовных и культурных, предоставляется свобода выбора содержания образования.
Образование сегодня должно обеспечить приобретение основных базовых компетенций в различных сферах знания: интеллектуальной, коммуникационной, информационной и т. д. ранее, как мы помним, образование давало знания, умения, навыки. На сегодняшний день — это компетенции, компетентность. Приобретение компетенций происходит при реализации способности к самообразованию, при достижении результатов в деятельности, предполагает достижение успешности в этой деятельности. При таком подходе, называемом компетентностным, обеспечивается развитие личности, предоставление свободы выбора и путей получения знаний, удовлетворение образовательных, духовных потребностей. [4, с.102] Перечисленные компоненты являются составляющими концепции персонификации образования. Персонификация воспитания и обучения интеллектуально одаренных детей как раз и позволяет развивать «компетентности в самых разнообразных сферах деятельности». Приведем еще одну цитату, которая наиболее характеризует понятие персонификации воспитания и обучения. «…Персонификация образования предполагает не просто реализацию личностного подхода в системе общеобразовательной деятельности, а профильное обучение, в основе которого лежит индивидуальная модель способностей (компетенций). Эта модель обеспечивает … готовность принимать персональные ответственные решения, способность к самостоятельной деятельности инновационного характера, саморазвитию и непрерывному самообразованию». [4, с. 10]
При персонифицированном подходе к воспитанию и обучению интеллектуально одаренных детей происходит не просто приобретение знаний, а формирование личности, её воспитание для достижения высоких результатов обучения, развитие самостоятельности в деятельности и самоопределение в направлении будущей профессии. Одаренный ученик обладает активностью, мотивированностью на высокий результат и эффективность деятельности, обладает самостоятельностью в выборе направления своего образования. Такой ученик способен осуществлять проектную деятельность, научно-исследовательскую, интеллектуальную и творческую работу. Задача специалистов выявить одаренного ребенка, направить его, определить «зону ближайшего развития», выработать индивидуальную программу воспитания и обучения. Как уже говорилось, одаренные дети требуют психологического сопровождения и в рамках сопровождения необходимо диагностировать способности и уровень интеллекта, умственную активность, саморегуляцию.
Примером реализации идей персонификации образования одаренных детей является созданная в г. Ставрополе экспериментальная площадка Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ: научно-учебно-образовательный комплекс на базе Северо-Кавказского федерального университета, Дворца детского творчества и общеобразовательных учреждений г. Ставрополя (лицей № 5, лицей № 14 и др.). В основе работы экспериментальной площадки лежит интеграция и единство общего и дополнительного образования. У каждого участника этого эксперимента своя роль.
СКФУ разрабатывает и внедряет в практику концепцию «инновационного образования талантливой молодежи», осуществляет поддержку и руководство научной и исследовательской деятельностью учащихся в период обучения, а также научной деятельностью педагогов общего и дополнительного образования. Преподаватели университета являются научными руководителями эксперимента. На сегодняшний день разработаны теоретико-методологические основы деятельности комплекса, созданы различные образовательные технологии. Например, «технология проведения учебно-научных конференций, семинаров, в задачу которых входит приобщение к научным традициям, к научной деятельности и научному поиску», «технология освоения методов научного исследования».
Школы и лицеи, в свою очередь, обеспечивают создание условий для интеллектуального, духовного, культурного, эстетического развития личности ученика, условия для его саморазвития, самореализации; выявляют способности и интересы учащихся, обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение и поддержку одаренных учащихся.
Учреждение дополнительного образования — Дом детского творчества г. Ставрополя — осуществляет воспитательную работу, предоставляет дополнительные образовательные услуги, расширяющие обучение в той или иной сфере, формирует новые возможности для творческого развития ребенка, создает разновозрастные учебно-научные объединения школьников. Так, уже более 20 лет во Дворце детского творчества работает Малая Академия Наук — научное объединение учащихся, где созданы условия для реализации потенциальных способностей детей опережающего развития и где учащиеся вовлекаются в творческую научную деятельность.
Таким образом, во взаимосвязи и взаимодействии общего и дополнительного образования при поддержке высшей школы реализуется система персонификации воспитания и обучения интеллектуально одаренных детей.
Литература:
1. Инновационный потенциал дополнительного образования интеллектуально одарённых детей: научно-метод. пособ./ под общ. редакцией проф. В. М. Головко. — Ставрополь, 2013. — 227 с.
2. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. — М., 2005.
3. Образовательный комплекс для детей опережающего развития: экспериментальная модель/ под редакцией проф. В. М. Головко. — Ставрополь, 2001. — 272 с.
4. Персонификация образования интеллектуально одаренных учащихся: монография/ под редакцией В. М. Головко и Л. Н. Папениной. — М.: Ставрополь, 2008. — 380 с..
5. Теплов Б. М. Способности и одаренность// Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982. — с. 136–137