Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Автор: Логачева Александра Вячеславовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 29.03.2015
Статья просмотрена: 1994 раза
Библиографическое описание:
Логачева, А. В. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы / А. В. Логачева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7756/ (дата обращения: 15.11.2024).
О том, какое большое значение имеют здоровьесберегающие технологии, говорят очень много. Главное, нужно понять, что само здоровье учеников, как проблема стоит в современном нам обществе, как никогда остро. Именно состояние физическое, эмоциональное и психическое ученика напрямую влияет на его успеваемость. Согласитесь, если школьник чувствует себя на уроке хорошо, то и успевать он будет больше.
Есть ряд технологий, использование которых позволяет повысить эффективность урока, именно они сохраняют и укрепляют здоровье ученика.
Не следует, однако, брать на себя все функции врача, медицинского работника, но следует строить свою работу так, чтобы в процессе обучения не наносить вреда здоровью школьника. Например, можно обучить детей элементарным приёмам здорового образа жизни.
Трудясь педагогом, я стремлюсь сберечь психологическое и физиологическое состояние здоровья учащихся. В практике реализую поставленные проблемы:
- используя концепцию приёмов и способов здоровьесберегающих технологий, формировать процесс с целью эффективного обучения и учебы ребят;
- формировать благоприятную атмосферу с целью индивидуального увеличения обучающегося в занятии.
Ожидаемыми результатами для обучающихся являются следующие:
- наличие познавательных мотивов;
- увеличение степени учебной мотивации;
- сокращение степени школьной тревожности.
Элементы, которые лежат в структуре урока:
- приветствие;
- опрос самочувствия;
- оздоровительные упражнения;
- рефлексия;
- прощание.
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках я реализую по направлениям:
- обучающее;
- профилактическое;
- оздоровительное.
Первое, что влияет на снижение работоспособности ученика — это утомление. Сидячее положение, продолжительная однообразная работа, вот то, что вызывает утомление.
Устранить его можно, в процессе активизации физической, умственной и эмоциональной активности.
При подготовке к уроку учитель не должен забывать про следующие аспекты:
1. Динамику работоспособности в течение рабочего дня:
- 8–12 часов — первый пик работоспособности;
- 16–18 часов — второй пик работоспособности.
1. Динамику активности обучающихся на уроке:
- 1–4 минуты — врабатываемость в урок (организационный момент);
- 5–20 минуты — самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);
- 21–35 минуты — снижение работоспособности (физическая минутка, закрепление материала);
- 36–40 минуты — полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).
Для того чтобы снизить уровень тревожности я использую различные формы проверки знаний (цветные кроссворды, работу в группах, тесты).
Уроки русского языка и литературы имеют определенные факты, которые влияют на здоровье школьника:
1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура, освещённость.
2. Учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количество видов деятельности на уроках, их продуктивность);
Число используемых видов учебной деятельности. Нормой считается 4–7 видов за урок (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач, практические занятия, тесты).
3. Средняя чистота и продолжительность чередования различных видов учебной деятельности составляет в среднем 7–10 мин.
4. Число используемых учителем видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа — не менее 3 за урок.
5. Умение использовать возможности показа видеоматериалов.
6. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполнения работы.
7. Физкультминутки и физкультурные паузы.
8. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни (профилактика вредных привычек. Воспитание у обучающихся чувства ответственности за своё здоровье, стремление к здоровому образу жизни).
9. Благоприятный психологический климат на уроке (заряд положительных эмоций полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье).
10. Эмоциональные разрядки на уроке (уместные остроумные шутки, использование поговорок, стихов, загадок, улыбок).
11. Темп и особенности окончания урока.
12. Дозировка домашнего задания
13. Состояние и вид учеников, выходящих с уроков.
Структура здоровьесберегающих мероприятий на уроках русского языка и литературы.
Здоровьесберегающие технологии требуют системного подхода не только к обучению, но и к воспитанию обучающихся.
Ученикам просто необходимо переключать внимание, делать паузы во время усвоения материала, это важно и для их здоровья.
Я могу порекомендовать следующие приемы:
1. Организовывать учебную деятельность так, чтобы избегать долгой неподвижности учащихся, для этого следует часто менять вид деятельности на уроке;
2. Динамические физкультминутки на 18–20 минуте урока;
3. В 5–7 классах возможно проведение игровых или ритмических физкультминуток с предметами (эстафеты);
4. Применение технологии Базарного: зарядка для глаз по карте, массажных ковриков для ног, вращающихся картинок и пр.
Физкультминутки — это совсем несложные физические упражнения, которые направленны на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки. Они весьма благотворно влияют и на восстановление умственной способности, и на повышение эмоционального настроя учащихся, при этом препятствуют нарастанию утомления.
Многие замечали, что даже если урок интересен, педагог вдохновленно рассказывает, пытаясь увлечь детей, но после 20–25 мин. от начала урока у детей наблюдается снижение работоспособности, падает темп и качество работы, изменяется двигательная активность, зачастую теряется интерес к уроку, отвлечения становятся более выраженными. Физкультминутки помогут переключить внимание учащихся, ликвидируют застой в системах и органах, будут способствовать повышению внимания и активности, смогут подготовить учеников к следующему этапу урока. Главное, что физкультминутки должны быть разнообразными, проводиться при первых признаках утомления и обеспечивать позитивный настрой.
Можно выделить следующие виды физкультминуток:
1. Упражнения для снятия общего или локального утомления.
2. Упражнения для кистей рук.
3. Гимнастика для глаз.
4. Гимнастика для слуха.
5. Упражнения, корректирующие осанку.
6. Дыхательная гимнастика
Вот пример физкультминутки, имеющей направленность по предмету русский язык.
А — начало алфавита
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко. (Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз-два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)
Физкультминутки можно провести и сидя за партой.
Бабушка кисель варила.
Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) На горушечке,
(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).)
В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)
Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)
Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)
Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)
Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)
У старушечки На горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)
Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)
«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)
Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)
Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)
Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)
.«По страницам любимых книг».
Если закрыть на несколько минут глаза, то можно отправиться в воображаемое путешествие по страницам любимых книг.
Ни один современный урок не проходит без применения информационных технологий.
Во время физкультминуток можно использовать слайды с кадрами из кинофильмов или мультфильмов, с разнообразным музыкальным и ритмическим сопровождением.
Для обучающихся 6, 7 и 8 классов большую эффективность принесет использование на уроке технологий ролевых игр. Во время игры слабый ученик может даже стать лидером, применив находчивость и сообразительность, пусть даже не обладая крепкими знаниями по предмету.
Подростков 12–14 лет можно увлечь на уроках-путешествиях, в старших классах уместно применять, как один из методов обучения, групповую дискуссию.
Примерами уроков с применением здоровьесберегающих технологий могут быть:
— Урок в 7 классе на тему «Японская поэзия. Хокку».
1) Отношение к жизни несколько отлично от европейского. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.
2) Доброжелательность друг к другу.
3) Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.
— Урок в 5 классе на тему «Правописание собственных имен существительных».
Двигательные упражнения во время закрепления изученного материала:
Большая буква
Если названные мною слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.
Данные приёмы здоровьесбережения позволяют разрядить обстановку на уроке, сделать климат более доброжелательным, расслабить группы мышц, улучшить кровообращение, снять усталость от напряжения учебной деятельности.
Систематическое применение составляющих здоровьесберегающих технологий в работе с ребятами привело к следующим итогам:
- существенно уменьшились характеристики тревожности, утомляемости, выявленные в процессе диагностики обучающихся 5 классов в начале учебного года;
- увеличился познавательный интерес к предмету, повысилась успеваемость;
- исчезли проблемы, связанные с дисциплиной.
Если осуществлять процесс образования в соответствии с идеями, реализующими основы здоровьесберегающей педагогики, целью которой является сбережение самочувствия учеников и преподавателей, то можно добиться больших, а главное значимых результатов.
Литература:
1. Журнал «География в школе» № 7/ 2005
2. Дубровский А. А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей — будущее народа.- М.: Просвещение, 1988.
3. Шапцева Н. Н. Наш выбор — здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/авт.- сост. Н. Н. Шапцева, 2009.
4. В. И. Ковалько «Школа физкультминуток»