Новые возможности инфографики
Автор: Фролова Мария Александровна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Дата публикации: 03.04.2015
Статья просмотрена: 1985 раз
Библиографическое описание:
Фролова, М. А. Новые возможности инфографики / М. А. Фролова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 298-303. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7760/ (дата обращения: 15.11.2024).
Инфографика (ИГ) как средство передачи информации в виде образов и ассоциаций становится очень популярной на современном этапе развития информационных технологий. Наличие большого числа объектов ИГ и инструментов ее создания определяют ее разнообразие. Является актуальной в связи с этим проблема определения видов инфографики. Авторами (А., Новичковым Г. А. Никуловой, К. В. Калитиной и др.) предлагаются различные классификации ИГ. Рассмотрим некоторые из подходов к определению видов ИГ.
А. Новичков [3] выделяет следующие виды инфографики:
1. Бизнес-инфографика, позволяющая наиболее ярко представить этапы создания бизнеса, проекты, годовые отчеты, рассказать о предоставляемых услугах и трендах, а также перспективах развития бизнеса и его предстоящих задачах.
2. Видео-инфографика, представляющая собой письменное или знаковое отображение основных фактов, сопровождающее видео ряд.
3. Динамичная инфографика, показывающая динамику развития или процесс. Динамичная инфографика, в зависимости от частоты смены картинок, может быть [4]:
- видео-инфографикой (инфографика видео);
- анимированной графикой;
- выглядеть в виде презентации.
4. Инфографика для презентации, применяемая при создании деловых презентаций, бизнес-проектов.
5. Инфографика — инструкция, представляющая собой объяснение устройства, принципа работы и реконструкции события.
6. Инфографика как реклама, целью которой является быстрое донесение о выгодах, товарах и услугах.
7. Инфографика, отображающая процесс, цепочку действий. К этому виду относятся инструкции, хронологические карты, рецепты, изображенные в виде графических или символьных схем.
8. Статичная инфографика, применяемая для создания статичных презентаций, годовых отчетов, пресс-релизов, плакатов и брошюр, а также для создания оригинальных рекламных макетов; отражающая факты и цифры, содержащая и отображающая зависимости и связи. Целью такой инфографики может являться сведение первичной информации к визуальному отображению зависимости между данными.
9. Event-инфографика, целью которой является манипулирование мнением и поведением специальной аудитории.
Рассматривая применение инфографики в основном в бизнесе, Новичков А. выделяет также несколько ее подвидов:
1. По способу отображения:
- статичная, представляющая собой одиночные изображения без анимации;
- динамическая — инфографика с анимированными элементами.
2. По типу источника:
- аналитическая, подготавливаемая по аналитическим материалам; аналитика проводится по данным экономических показателей и исследований;
- новостная — инфографика, создающаяся под определенную новость в оперативном режиме;
- инфографика реконструкции — инфографика, использующая за основу данные о каком-либо событии и воссоздающая динамику событий в хронологическом порядке.
3. По типу формата:
- числа в картинках — инфографика, позволяющая сделать числовые данные удобоваримыми;
- расширенный список — инфографика, визуализирующая статистические данные, набор фактов;
- процесс и перспектива — инфографика, служащая для визуализации сложного процесса или предоставления перспективы.
Никулова Г. А. [2] делит инфографику на две большие группы по характеру визуализации типовых данных:
1. Количественная: графики, диаграммы, номограммы, которые, в свою очередь подразделяются на подгруппы (точечные, линейные круговые и т. п.);
2. Качественная: схемы, карты, изображения и их различные последовательности:
- ментальные карты знаний, процессов и сущностей напрямую отражают возможное движение мысли при возникновении проблемы и принятии решений, поэтому такие карты превосходят традиционные опорные конспекты;
- диаграммы:
· организационные, предназначенные для отражения структуры объекта, обозначения его функций и связей между его структурами с целью оптимизации его работы;
· технологические диаграммы, которые четко представляют особенности и все стадии технологических процессов;
· диаграммы трендов, определяющие стратегию развития процессов и представляющиеся в наглядной форме, которая позволяет легче и удобнее планировать и принимать различного рода решения;
- планы-графики, позволяющие определять последовательность решения поставленной задачи;
- схемы, помогающие акцентировать внимание на самых важных моментах при обмене учебной информации; например, схемы компьютерных сетей и телекоммуникаций. Такие схемы используются на стадии разработки технических концепций формирования компьютерных сетей и их дальнейшего функционирования;
- рисунки, использующиеся для более наглядного и доступного представления процесса или ситуации при объяснении, например учебного материала;
- графы, позволяющие наиболее ярко визуализировать переходы или связи событий, понятий, процессов.
В работе Калитиной К. В. [1] выделены три группы ИГ;
1. По содержанию:
- статика;
- комикс: короткие (стрип); средние (рассказы, истории, шпаргалки, интеллект-карты); большие (графические новеллы, романы).
2. По типу визуализации:
- график;
- диаграмма;
- таблица;
- интеллект-карта — инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, планирование своего времени, принятие решений, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, разработка сложных проектов, самоанализ, собственное обучение, развитие, и многое другое.
3. По типу систематизации:
- структурированная: линия времени, таблица;
- неструктурированная: облако тегов — это визуальное представление списка категорий; список.
В представленных классификациях приведены характеристики некоторых видов и подвидов инфографики. Однако стоит заметить, что существует некоторая проблема в терминологии видов ИГ и их полного основания. Наблюдается нарушение логики в классификациях и необоснованная упорядоченность ряда. Также рассматриваемые авторами некоторые виды инфографики применимы для корпоративных решений, в частности СМИ.
Анализируя выделенные виды инфографики и описанные классификации, предлагаемая наиболее целесообразна (рис. 1), она включает в себя описанные выше классификации с их дополнениями оснований и расширением видов и подвидов:
1. По способу отображения:
- статичная (символы, диаграммы, рисунок и др);
- динамичная (анимация, ролик, клип).
2. По цели:
- первичные данные;
- новостная реклама;
- аналитическая.
3. По степени обработки информации:
- расширенный список;
- последовательная;
- инструкция;
- процесс и перспектива;
- ИГ-реконструкция (отображение хронологии событий).
4. По типу данных:
- количественная;
- качественная;
- смешанная.
5. По форме представления:
- печатная;
- цифровая;
6. По уровню интерактивности:
- обоюдная;
- активная;
- реактивная.
7. По содержанию:
- предметные области знания;
- производство;
- культура;
- спорт;
- быт;
- образование.
8. По уровню реальности:
- физическая;
- информационная;
- когнитивная.
9. По уровню когнитивности:
- актуальная;
- потенциальная.
10. По виду смыслов:
- композиционная;
- функциональная.
Поскольку в современном мире широко используются различные технологии, то особое внимание следует уделить инфографике, представленной в цифровом формате. И здесь можно говорить об уровне интерактивности ИГ. Ученые в области медиаобразования выделяют три уровня интерактивности: реактивное, активное и обоюдное.
Реактивное — это взаимодействие, при котором пользователи на предлагаемые им ситуации проявляют ответные реакции.
Активное — это взаимодействие, когда пользователи контролируют программу, т. е. сами решают, по какому пути следовать в изучении материала в рамках мультимедийного продукта и в каком порядке выполнять задания.
Обоюдное — это взаимодействие, при котором пользователи и программы способны взаимно адаптироваться друг к другу. Такое становится возможным, например, в виртуальной реальности.
Каждая ИГ, в каком бы формате она не представлялась, воспринимается по-разному, а именно с точки зрения уровней реальности. Существует три уровня реальности: физическая, информационная и когнитивная.
Физическая реальность, представляющая собой уровень вещей непосредственно воспринимаемые органами чувств: можем их осязать, трогать, видеть своими глазами или слышать и т. д. В маркетинге говорят, что вещи материального уровня можно сложить в тележку — такими являются, например, товары в отличие от услуг. Физическому уровню реальности принадлежат те объекты, для которых выполняются законы сохранения, которые лежат в фундаменте физики, химии и других наук, изучающих материальный мир.
Информационная реальность, воспринимаемая в виде текста или изображения, файла, набора битов, которые могут храниться где-то внутри компьютера или где-то в интернете, могут быть распечатаны, могут передаваться через множество различных каналов связи, могут быть записаны на компакт-диск или карту памяти показаны на экране монитора.
Когнитивная реальность, содержащий смыслы и мы должны научиться различать, абстрагировать информацию и смысл. Смысл информации вовсе не определяется самой информацией. Когнитивные объекты — это самодостаточные композиционные смыслы, которые мы можем связывать с теми или иными вещами, событиями и явлениями мира.
Поскольку когнитивный уровень реальности тесно связан со смыслами, поэтому можно рассматривать инфографику с точки зрения видов смыслов: композиционный и функциональный. Композиционный смысл несет в себе простоту, гармоничность, красоту и эстетичность представляемой вещи. Функциональный же смысл состоит в том, что каждая вещь имеет своё предназначение, выполняет ряд важных функций.
В процессе дальнейшего изучения видов инфографики и их функций, данная классификация может видоизменяться и расширяться. Что свидетельствует о ее постоянном развитии и популяризации.
Рис. 1. Классификация видов инфографики
Литература:
1. Калитина К. В. Использование комиксов в образовательных технологиях как важного инструмента для передачи знаний // К. В. Калитина // Современные научные исследования. Выпуск 1. — Концепт. — 2013.
2. Никулова Г. А. Средства визуальной коммуникации — инфографика и метадизайн/ Г. А. Никулова, А. В. Подобных // Международный электронный журнал КНИТУ «Образовательные технологии и общество» (Educational Technology & Society). — 2010. — Т. 13. № 2. — С. 369–387. — Казань.
3. Новичков А. Виды инфографики [Электронный ресурс]: Полезно знать. — Электрон. дан. — 2014. — Режим доступа: http://comagency.ru/vidy-infografiki, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
4. Berstenco Petr Инфографика [Электронный ресурс]: Berstenco Petr раскрутка сайтов. — Электрон. дан. — 2015. — Режим доступа: http://petrberestenko.com/video-marketing/infografika.html, Загл. с экрана. — Яз. рус.