Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе общения
Авторы: Сотникова Светлана Васильевна, Румянцева Марина Владимировна, Емельянова Наталья Петровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 03.04.2015
Статья просмотрена: 1057 раз
Библиографическое описание:
Сотникова, С. В. Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе общения / С. В. Сотникова, М. В. Румянцева, Н. П. Емельянова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 124-125. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7766/ (дата обращения: 18.12.2024).
Способность ребёнка воспринимать воздействие партнёров по общению и реагировать на них — социальная чувствительность, а коммуникативная инициатива состоит в его способности обращаться к партнёру по своей инициативе, желая склонить его к общению, перестроить контакты или их прекратить. В общении с взрослым, ребёнок учится говорить и познаёт, как надо слушать и понимать другого, он усваивает новые знания, а в общении со сверстниками — ребёнок выражает себя, старается управлять другим, вступает в различные отношения.
Ключевые слова: общение, средства общения, инициатива, сверстник, познание, гуманизация, интонация, интервал, коммуникативный, материальный, духовный.
Дошкольное образование в качестве принципиальной составляющей предполагает гуманизацию отношений: ребёнок — ребёнок, ребенок — воспитатель, ребёнок — родители и т. д. Переход к системе образования ориентированный на ребёнке, делает проблемы культивирования человеческого достоинства. Решаются они, в процессе общения — что дает сегодня возможность уцелеть человеку: то есть сохранить своё здоровье, психическую полноценность, обеспечить всестороннюю возможность развития.
Многие исследователи в изучении проблемы общения, отмечают, что она служит установлению общности между людьми, является инструментом познания, регулирует совместную деятельность, служит самоопределению личности, так как без этого бы человек выпал бы из совместной деятельности и оказался бы потерянным и беспомощным.
Исследователь в области общения М. И. Лисина, отмечает, что о решающей роли в общении говорят как минимум три группы факторов:
первый — изучение дошкольников «маугли»;
второй — исследование природы и причин госпитализма;
и третий — прямое выявление общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.
Общение — это взаимодействие двух или более людей, направленное на объединение и с целью налаживания отношений и достижения общего результата. А предмет общения — это другой человек, который является партнёром по общению, как субъект.
Коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение, а потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию, оценке других людей. Мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки других окружающих людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем — то из окружающих. Задачи общения — это конкретная цель, на достижение которой в конкретных условиях направлены разнообразные действия, которые совершаются в процессе общения.
Но существуют ещё действия общения, средства общения, продукты общения. Средства общения — это операции, при помощи которых осуществляются и действия общения. А действия общения — это единица коммуникативной деятельности, которая направлена другому человеку и направлена на него как на свой объект. Продукты общения — образования, создающиеся в итоге общения, материального и духовного характера.
Подход к общению, как деятельности имеет ряд преимуществ. Л. М. Фридман считал, что общение для ребёнка — это активные действия, при помощи которых он стремиться передать другим и получить от них определённую информацию, установить с окружающими эмоциональные отношения и согласовывать свои действия с окружающими, удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Она выделяет в сфере общения детей с взрослыми экспрессивно — мимические, предметно — действенные и речевые средства, которые появляются последовательно, с определёнными интервалами. В общении со сверстниками ребёнок использует те же категории и к трем годам он, практически владеет ими, но к старшему возрасту речь у дошкольника выступает на передний план и занимает ведущую коммуникативную операцию.
Последовательно сменяющиеся друг друга формы общения дошкольников со сверстниками, выделяет Л. М. Фридман, — это эмоционально-практическая, ситуатитвно-деловая, внеситуативно-деловая, каждая характеризуется определёнными параметрами, то есть содержанием потребности в общении, основными средствами общения, ведущим мотивом. Форма общения характеризует изменения содержательной стороны коммуникативной деятельности дошкольников, обусловленные развитием жизнедеятельности ребёнка.
Способность ребёнка воспринимать воздействие партнёров по общению и реагировать на них — социальная чувствительность, а коммуникативная инициатива состоит в его способности обращаться к партнёру по своей инициативе, желая склонить его к общению, перестроить контакты или их прекратить.
Первая отличительная особенность контактов со сверстниками, как отмечает Е. О. Смирнова, является яркая эмоциональная насыщенность. Разговоры дошкольников со взрослыми протекают более спокойно, тогда как разговоры со сверстниками сопровождаются резкими интонациями, криком, смехом. В общении дошкольников наблюдается в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и ярких интонаций. Вторая особенность состоит в нестандартности детских высказываний, общепринятых фаз и оборотов, разговаривая друг с другом, дети используют непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, проявляя свою индивидуальность, творческую самостоятельность. Третья отличительная особенность общения дошкольников — преобладание инициативных высказываний над ответными. Как правило, беседы не получается, так как дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слыша партнёра, тогда как инициативу и предложения взрослого ребёнок всегда поддерживает, и всегда старается ответить на вопросы поставленные взрослым, старается продолжить начатый разговор, предпочитает слушать взрослого, чем говорить сам. Четвертая особенность — богатство функций общения. Общение со сверстниками значительно богаче, так как можно управлять действиями партнёра, контролировать его действия, навязывать собственные образцы, совместная деятельность и игра.
Мы можем сделать вывод, что в общении с взрослым, ребёнок учится говорить и познаёт, как надо слушать и понимать другого, он усваивает новые знания, а в общении со сверстниками — ребёнок выражает себя, старается управлять другим, вступает в различные отношения.
Литература:
1. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М: Педагогика, 1986 г.
2. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний младших школьников. — М.: Дошкольное воспитание № 9, 1995 г.
Ключевые слова
общение, гуманизация, коммуникативный, интонация, познание, духовный, средства общения, инициатива, сверстник, интервал, материальныйПохожие статьи
Проблема развития позитивных межличностных отношений среди старших дошкольников
Человек по своей природе является биосоциальным существом. Благодаря межличностным отношениям человек становится целостной личностью, учится взаимодействовать в мире социальных связей и может удовлетворить свои потребности в общении. В статье отмечен...
Двигательный опыт детей дошкольного возраста
Двигательный опыт приобретается ребёнком в процессе взаимодействия с внешним по отношению к нему миром, он подражает движениям ближайших людей, а затем и специально обучается, чтобы накопить новые сведения, новые способы двигательных действий. В ходе...
Связь уроков русского языка и литературы при работе над выразительным чтением
Главная цель школьного обучения — формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современн...
Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста
В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...
Театрализованная деятельность в решении педагогических задач у старших дошкольников
В результате участия дошкольников старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности отмечается существенный скачок в динамике интеллектуального развития ребенка, развития их способности к речевой деятельности, которая в последствие перера...
Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности
В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных...
Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе
Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...
Педагогический опыт по теме «Театр, творчество и дети»
Театрализованная деятельность развивает у детей творческие способности, раскрывая, раскрепощая его как личность, в то же время дает ребенку взаимодействовать со сверстниками, взрослыми включая его многогранный процесс совместного творческого общения.
Тренинг с элементами маскотерапии «Маска, маска, я тебя знаю» для родителей и обучающихся групп старшего возраста компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи)
В статье рассматривается один из способов арт-терапии, «маскотерапия», по оказанию помощи родителям обучающихся в поиске эффективных способов взаимодействия со своим ребенком, способствовании гармонизации эмоциональных отношений в группе, в семье. Ма...
Психолого-педагогическая характеристика учащихся начального звена школы
В статье автор рассматривает развитие младшего школьника. Главная задача младших школьников — познать окружающий мир, природу человеческих отношений. Основными новообразованиями младшего школьного возраста является осознанность своих психических проц...
Похожие статьи
Проблема развития позитивных межличностных отношений среди старших дошкольников
Человек по своей природе является биосоциальным существом. Благодаря межличностным отношениям человек становится целостной личностью, учится взаимодействовать в мире социальных связей и может удовлетворить свои потребности в общении. В статье отмечен...
Двигательный опыт детей дошкольного возраста
Двигательный опыт приобретается ребёнком в процессе взаимодействия с внешним по отношению к нему миром, он подражает движениям ближайших людей, а затем и специально обучается, чтобы накопить новые сведения, новые способы двигательных действий. В ходе...
Связь уроков русского языка и литературы при работе над выразительным чтением
Главная цель школьного обучения — формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современн...
Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста
В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...
Театрализованная деятельность в решении педагогических задач у старших дошкольников
В результате участия дошкольников старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности отмечается существенный скачок в динамике интеллектуального развития ребенка, развития их способности к речевой деятельности, которая в последствие перера...
Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности
В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных...
Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе
Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...
Педагогический опыт по теме «Театр, творчество и дети»
Театрализованная деятельность развивает у детей творческие способности, раскрывая, раскрепощая его как личность, в то же время дает ребенку взаимодействовать со сверстниками, взрослыми включая его многогранный процесс совместного творческого общения.
Тренинг с элементами маскотерапии «Маска, маска, я тебя знаю» для родителей и обучающихся групп старшего возраста компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи)
В статье рассматривается один из способов арт-терапии, «маскотерапия», по оказанию помощи родителям обучающихся в поиске эффективных способов взаимодействия со своим ребенком, способствовании гармонизации эмоциональных отношений в группе, в семье. Ма...
Психолого-педагогическая характеристика учащихся начального звена школы
В статье автор рассматривает развитие младшего школьника. Главная задача младших школьников — познать окружающий мир, природу человеческих отношений. Основными новообразованиями младшего школьного возраста является осознанность своих психических проц...