Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста
Автор: Кубайчук Наталья Павловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 31.03.2015
Статья просмотрена: 15082 раза
Библиографическое описание:
Кубайчук, Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста / Н. П. Кубайчук. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 97-101. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7770/ (дата обращения: 15.11.2024).
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает новое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека
В. А. Сухомлинский
В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. В нашем районе проблема усугубляется недостаточной информированностью детей о профессиях. Существует проблема игнорирования вопросов раннего профориентационного воспитания дошкольников. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе.
Создавшаяся ситуация заставила меня по — новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо с дошкольного возраста. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом.
С этой целью я разработала проект «Все работы хороши — выбирай на вкус», который был реализован мной в подготовительной группе. Проект возник не случайно. Данные анкетирования родителей показали, что они плохо представляют значимость профориентационной работы, считая, что дети «вырастут и сами решат, что делать и где работать». Некоторые родители ответили, что дети «пойдут по их стопам». Отдельные родители хотели бы видеть своих детей благополучными и самодостаточными, живущими в роскоши и богатстве, поэтому уже сейчас работают для того, чтобы материально помочь своим детям и направить учиться в престижное учебное заведение. Проведенное анкетирование показало, что родителям необходима помощь в развитии у ребенка интереса к выбору будущей профессии. Опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что только 30 % из них имеет отчетливое представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда. 40 % детей имеют представление о значимости разных профессий, устанавливают связи между разными видами труда. Остальные дети 30 % знают названия только некоторых отдельных профессий, не могли объяснить, где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое. Исходя из этих данных и результатов районного анкетирования и был разработан мной данный проект. Основой работы стали прием «погружение в профессию», знакомство с профессиями родителей (встречи с интересными людьми) и экскурсии. Для себя я отметила, что мне важно научить ребенка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому моя главная задача как педагога- поддержать мечту ребенка и связать стремление к ней с желанием трудиться. На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении «Улыбка» творческая группа педагогов работает над разработкой собственной концепции профориентационной работы с дошкольниками. Положительные результаты данной проектной деятельности, в которую включены не только дети, но и родители натолкнули меня на дальнейшие этапы работы в данном направлении. В настоящее время в моей педагогической копилке имеются проекты, рассчитанные на весь дошкольный период, начиная со 2 младшей группы. Таким образом, реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников, с использованием проектной формы работы с детьми и родителями, позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я — профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.
Актуальность: В настоящее время уделяется большое внимание формированию предпосылок трудовой деятельности и профориентационного развития дошкольников. Именно поэтому актуальной стала проблема развития нравственно — патриотических качеств детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания, где одной из главных задач является формирование у детей понятия о профессиональной деятельности взрослых.
Проблема: Большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях взрослых, низкий словарный запас по этой теме.
Цель: Профориентация дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых.
Режим работы: Совместная деятельность
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с трудом взрослых
- Расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимостью их труда для семьи и общества
- Учить отображать представления о профессиях родителей в игровой деятельности
- Заинтересовать родителей совместными мероприятиями, привлечь к проведению совместных экскурсий на рабочие объекты
- Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Вид проекта: информационно-практический.
Возраст детей:6–7лет.
Продолжительность: долгосрочный
Участники: воспитатели, родители, дети
Этапы работы над проектом.
Выполнение поставленных задач я буду выполнять с помощью:
1. Экскурсий
2. Бесед с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях.
3. Чтение и обыгрывание стихов о профессиях
4. Дидактических и СРИ
5. Выставки рисунков, создания фотоальбома профессий
6. Просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях.
7. Экспериментирования с помощью алгоритма.
1. Подготовительный этап.
- Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)
- Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.
- Подбор песен, музыкальных композиций, связанных с темой проекта.
- Сотрудничество с родителями
- Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы.
- Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
2. Основной этап
Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр презентаций,беседы,экскурсии,наблюдения,рисование,аппликации,изготовлениеп поделок, дидактические игры.
Мероприятия по работе с педагогами:
- широкое использование игрушек, кукол, одетых в профессиональные костюмы (врач, повар и др.)
- использование раздаточного материала, в соответствии с темой проекта,
- использование мультимедийной презентации,
- изготовление пособий для занятий и декораций для развлечений,
- изготовление приглашения для родителей на «Праздник профессий»,
- оформление выставки детских работ «Портреты профессий»
Мероприятия по работе с родителями:
- подборка консультаций на тему «Профессии».
- оформление мини-практикумов по изготовлению мнемотаблиц и книжек-малышек о профессиях.
- организация выставок детских работ и поделок
- проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок, кукол, детских костюмов, декораций, книжек-малышек.
3. Заключительный этап.
- изготовление цифрового фотоальбома «Профессии наших родителей».
- подведение итогов конкурса среди семей книжки-малышки «Профессии»,
- вручение памятных дипломов, призов,
- оформление фото выставки,
- вечер досуга «Праздник профессий».
- оформление выставки кукол в профессиональных костюмах,
- оформление выставки коллективных работ,
- презентация проекта.
Ожидаемый результат:
Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
Формы работы
Формы работы (ноябрь) |
Содержание |
|
· Начальная диагностика, направленная на выявление знаний детей о профессиях · Составление рассказов по картинам. Тема: «Профессии». · НОД «Путешествие в прошлое профессий» · Беседа «Что такое профессия» · Экскурсия по детскому саду с целью ознакомления с профессиями людей, работающих в детском саду. (прачка, кухня, кабинет заведующей, библиотека, кабинет медицинской сестры, помещение плотника) · Беседы с работниками детского сада · Беседа «Кем работают мои родители» · «Берем интервью» · Д/И «Кто где работает?» «Кто это делает?» Д/и «Кто что делает?» Д/и «Исправь ошибку» Д/и «Для человека какой профессии это нужно?» Д/и «Кому что нужно для работы?» Д/и «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)» Д\и «Кто больше назовет действий?» (с мячом) Д/и «Продолжи предложение» Д/и «Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии) Д/и «Нарисуем портрет» (речевой) Д/и «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете» Изготовление гербов профессий работников детского сада Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?». Чтение загадок о труде взрослых. Просмотр презентации «Профессии прошлого и настоящего» · Рассматривание картин, иллюстраций: повар, пожарный, учитель, парикмахер, военный, врач, продавец, предметы и инструменты людей разных профессий. · Рисование людей и предметов нужных для работы. · Раскрашивание раскрасок по теме «Профессии». Аппликация. Тема: «Детский сад мы строим сами». Рисование. Тема: «Кем я буду?». · Подборка иллюстраций о профессиях Беседы дома о профессиях родителей. Подбор иллюстраций для создания фото альбома «Профессии моих родителей» |
- Составление рассказов по картинам. Тема: «Профессии».
- НОД «Путешествие в прошлое профессий»
- Беседа «Что такое профессия»
- Экскурсия по детскому саду с целью ознакомления с профессиями людей, работающих в детском саду. (прачка, кухня, кабинет заведующей, библиотека, кабинет медицинской сестры, помещение плотника)
- Беседы с работниками детского сада
- Беседа «Кем работают мои родители»
- «Берем интервью»
Д/И «Кто где работает?»
«Кто это делает?»
Д/и «Кто что делает?»
Д/и «Исправь ошибку»
Д/и «Для человека какой профессии это нужно?»
Д/и «Кому что нужно для работы?»
Д/и «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»
Д\и «Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Д/и «Продолжи предложение»
Д/и «Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)
Д/и «Нарисуем портрет» (речевой)
Д/и «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Изготовление гербов профессий работников детского сада
Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?». Чтение загадок о труде взрослых. Просмотр презентации «Профессии прошлого и настоящего»
- Рассматривание картин, иллюстраций: повар, пожарный, учитель, парикмахер, военный, врач, продавец, предметы и инструменты людей разных профессий.
- Рисование людей и предметов нужных для работы.
- Раскрашивание раскрасок по теме «Профессии».
- Аппликация. Тема: «Детский сад мы строим сами». Рисование. Тема: «Кем я буду?».
- Подборка иллюстраций о профессиях Беседы дома о профессиях родителей. Подбор иллюстраций для создания фото альбома «Профессии моих родителей»
Литература:
1. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013
2. Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013. № 9
3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва 2002
4. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012
5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010
6. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013
7. Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013
8. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3
9. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014
10. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014
11. maam.ru
12. vseodetishkax.ru
13. dohcolonoc.ru
14. www.viki.rdf.ru
15. planetadetstva.net