Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Автор: Алмаев Павел Андреевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 05.04.2015
Статья просмотрена: 13882 раза
Библиографическое описание:
Алмаев, П. А. Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / П. А. Алмаев. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7800/ (дата обращения: 15.11.2024).
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что одним из приоритетных направлений развития общего образования является переход на новые образовательные стандарты.
В соответствии с «Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы», утвержденным распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 года, c 1 сентября 2015 года во всех российских школах будет введен федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. МБОУ «Гимназия № 69» является одной из экспериментальных площадок Алтайского края, участвующих в апробации механизма введения ФГОС ООО с 1 сентября 2013 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по количеству и качеству нововведений, сфере применения носит беспрецедентный характер. Впервые этот стандарт рассматривают как «конституцию школьной жизни». При переходе на ФГОС ООО важно, чтобы каждый член педагогического коллектива образовательной организации понимал ключевые особенности стандарта второго поколения.
1. Стандарт как совокупность трех «Т»: требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требования к структуре освоения основной образовательной программы основного общего образования, требования к условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования.
2. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС ООО.
Системно-деятельностный подход обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [1, с. 5].
Сущность системно-деятельностного подхода состоит в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько развивать способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть умение учиться. В этом заключается главная задача стандартов второго поколения.
Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры обучающихся, их познавательной активности и мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся таких, как готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность.
3. ФГОС ООО устанавливает новые требования к планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [1, с. 7].
Таким образом, изменилось представление об образовательных результатах — стандарт второго поколения ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.
Формирование универсальных учебных действий для достижения планируемых метапредметных результатов, — качественно новая задача, поставленная перед школой. Образовательная организация разрабатывает программу развития универсальных учебных действий, где конкретизируются требования к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Данная программа служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности. Формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) происходит в контексте усвоения разных учебных дисциплин.
В ФГОС ООО сформулированы лишь общие требования к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые подлежат конкретизации в рабочих программах отдельных учебных предметов. Поэтому каждый учитель должен определить условия для развития универсальных учебных действий в своей предметной области, разработать с этой целью систему специальных заданий к каждому уроку или продумать пути формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.
4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения, использование накопительной системы оценивания (портфолио, оценочные листы), проведение метапредметных диагностических работ, составленных из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
5. Ценностно-нормативная основа разработки и реализации ФГОС ООО — концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования.
6. ФГОС ООО отводит значительную роль родителям (законным представителям) обучающихся в проектировании и реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе при составлении учебного плана. Учебный план образовательной организации должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные, время на осуществление внеурочной деятельности. В связи с этим для классов одной параллели может быть как одинаковый учебный план, так и различный.
Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса. Содержание занятий внеурочной деятельности должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
В данной статье нами были выделены только те ключевые особенности государственного образовательного стандарта основного общего образования, которые вызвали затруднения педагогического коллектива при апробации механизма введения стандарта второго поколения. На сегодняшний день одной из главных проблем является отсутствие четко разработанной авторами ФГОС ООО системы критериев уровня сформированности универсальных учебных действий, инструментария мониторинга планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Литература:
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / Министерства образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с. — (Стандарты второго поколения).
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
4. Л. Н. Феденко Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // Вестник образования. — 2012. — № 2.