Создание развивающей среды на участке детского сада
Автор: Иванова Наталия Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 02.04.2015
Статья просмотрена: 9492 раза
Библиографическое описание:
Иванова, Н. М. Создание развивающей среды на участке детского сада / Н. М. Иванова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 89-92. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7802/ (дата обращения: 15.11.2024).
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде, создаваемой в детском саду, отмечено, что среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства не только детского сада и группы, но и территории (участка), прилегающей к детскому саду; при этом подобная среда должна предоставлять возможности для общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для их уединения [4].
При создании развивающей среды на участке дошкольного образовательного учреждения как важнейший компонент активно используется природная составляющая участка, поэтому подобная среда может рассматриваться как эколого-развивающий комплекс. Эколого-развивающий комплекс рассматривается как условное понятие, обозначающее объединение специальных мест (объектов) на территории дошкольной образовательной организации. Объекты подобного комплекса, в том числе природные, группируются определенным образом и используются в образовательном процессе как в весенне-летний, так и в зимний период (В. А. Зебзеева, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова и др.).
Подобный комплекс, создающийся, прежде всего, с целью расширения образовательного пространства детского сада, позволяет решать следующие воспитательно-образовательные задачи: формировать начала экологического сознания у детей дошкольного возраста; сохранять и укреплять их физическое и психическое здоровье; активно развивать познавательные интересы дошкольников, стимулируя интеллектуальное развитие детей; формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, развивать детское творчество; формировать умения и навыки организации совместной деятельности и др.
В основе создания эколого-развивающего комплекса на участке детского сада лежат определенные принципы, а именно:
1) принцип интеграции образовательных областей;
2) принцип полифункциональности зон, предусматривающий разнообразное использование различных составляющих эколого-развивающего комплекса;
3) принцип информативности (насыщенности), предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования среды;
4) принцип педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность наполнения эколого-развивающего комплекса, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
5) принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений эколого-развивающего комплекса, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию зоны;
6) принцип активности детей в создании и трансформации эколого-развивающего комплекса.
Эколого-развивающий комплекс, создаваемый на территории детского сада, включает экологические пространства, нескольких общих укрупненных функциональных зон, а также отдельные тематические уголки на детских игровых площадках.
К числу экологических пространств, создаваемых на территории детского сада, относятся: «зеленый маршрут», фитополяна или аптекарский огород, мини-поле, лесной уголок и уголок луга (уголки нетронутой природы), дендрарий, сад камней, различные цветники (клумбы, рабатки, палисадники, бордюры, миксбордеры, арабески, вазоны, гладиолярии, георгинарии, рокарии, альпинарии или каменистые горки и др.), дворы-парки с аллеями, лужайками, куртинами; тематические цветочные поляны, фактурные или цветовые пятна на фоне газона или мощения и др. В зимнее время как экологические составляющие на территории появляются «волшебные деревья и кустарники» (в снегу, в инее, в ледяной корке и т. д.), зоны для подкормки птиц и др.
Для развития познавательной активности, любознательности и наблюдательности, формирования умений детей последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы на территории детского сада создаются общефункциональные зоны для детской исследовательской и экспериментальной деятельности — «мини-лаборатория» для детей младшего дошкольного возраста, «детская лаборатория» и метеоплощадка для старших дошкольников, при этом метеоплощадка может использоваться круглогодично.
Развитию речевого творчества и театрализованной деятельности детей разного возраста будут способствовать «зеленый (летний) театр», оборудуемый на одной из веранд или на свободном пространстве, сказочная и (или) литературная поляны, сад игрушек, различные заборчики, сетки и плетни, используемые в качестве ширм для расположения на них декораций, а также персонажей различных сказок и рассказов.
С целью укрепления физического здоровья детей на территории детского сада помимо спортивной площадки, целесообразно оборудовать дорожки здоровья, на которых должны быть представлены разные по форме и структуре поверхности материалы: шишки, песок, различные камешки и другой материал, прежде всего, природный. Дорожки здоровья могут заканчиваться небольшим водоемом. Подобные дорожки обеспечивают эффективный массаж стоп и закаливание. В зимнее время спортивные зоны на участке детского сада преображаются: дорожки здоровья превращаются в ледяные и используются для скольжения детей; по территории прокладывается детская лыжня; выстраиваются снежные крепости для проведения спортивных забав и развлечений; возводятся снежные горки для катания и др.
Несомненный интерес вызовет у детей «бабушкин дворик», представляющий собой многофункциональную игровую площадку. В деревянной избушке размещается хозяйка домика — кукла-«бабушка», которая периодически приглашает детей поиграть в различные игры (в домике оборудуются игротека); послушать сказки, были, предания; поучаствовать в посиделках и др. Дворик вокруг избы оборудуется в деревенском стиле с использованием предметов интерьера старинного деревенского двора (ульев, колодца, тележек, лавочек, различных колод. кадушек и др.), крупных фигур домашних животных. Дворик может включать предметы и артефакты, подчеркивающие национальные особенности того региона, где располагается детский сад; периодически в дворик могут заходить, забегать, залетать разные «гости» (ростовые куклы, новые фигуры животных и птиц, в т. ч. лесных, насекомых и др.). Желательно двор оформить растениями луга и сохранить по возможности естественный травяной покров. На территории «бабушкиного дворика» детям можно играть самостоятельно, вместе в взрослыми разыгрывать сказки, потешки; проводить фольклорные праздники; устраивать различные встречи и чаепития, в том числе с участием фольклорных ансамблей (детских и взрослых), родителей воспитанников, представителей старших поколений и социальных партнеров детского сада. «Бабушкин дворик» с небольшими изменениями и дополнениями может функционировать и в зимний период.
Для выставок детских работ, фотографий, совместных детско-взрослых работ, репродукций используется летняя картинная галерея. В подобной галерее можно проводить развлечения, детские праздники, организовывать общение детей и взрослых, основным содержанием которого может стать обсуждение репродукций картин, изображающих природу весной и осенью. Такое общение стимулирует речевое развитие дошкольников: у детей закрепляются умения составлять описания и повествовательные рассказы по картинам, отвечать на вопросы, задавать вопросы, участвовать в диалоге. Старшие дошкольники могут стать «экскурсоводами галереи» и проводить экскурсии для малышей и сверстников, а также для родителей и гостей детского сада. В зимнее время стенды галереи используются для размещения различных материалов при проведении зимней спартакиады, «Зарнички», фотографии с различных мероприятий, а также репродукции картин, изображающих природу зимой.
Для организации спокойного отдыха, а также с целью восстановления психологического комфорта детей оборудуются «тихий уголок» и патио.
Тихий уголок может включать небольшие искусственные водоемы с крупными фигурами птиц, животных, насекомых, земноводных, а также подвесные корзинки, сетки с вьющимися растениями, живые изгороди, необычные скамейки и столики, словом, все то, что привлекает внимание детей и создает возможности для отдыха и уединения.
Патио представляет собой отдельный внутренний дворик, как правило отгороженный от прогулочных дорожек аркой (перголой). Патио используется для детского отдыха, проведения с детьми спокойных игр, а также для занятий творчеством. Внутри такого дворика предполагаются зеленый газон, различные дорожки (песчаные, каменистые, из окрашенной щепы), беседка, небольшие фонтанчики, красивые столы, стулья и лавочки; большие доски для детского творчества, мини-шкафы для хранения материалов, используемых в творческой деятельности детей; стеллажи с книгами, детскими журналами, играми и др.
На игровой площадке каждой возрастной группы летом оборудуется уголок «Волшебный песок», в котором дети создают песочные фантазии (в т. ч. из цветного песка) с зарисовкой работ и последующей выставкой рисунков в летней галерее. Здесь же могут проводиться конкурсы на лучшую песчаную постройку, в т. ч. коллективную.
Эколого-развивающий комплекс на территории дошкольной образовательной организации может также включать природную творческую мастерскую, зону аттракционов, «олимпийскую площадку» и др. Эти составляющие функционируют и в зимний период. В творческой мастерской организуются конкурсы снежных фигур, ледяных украшений для групповых участков, детских рисунков на зимнюю тематику, кормушек для птиц, рисунков на снегу, демонстрация зимней детской одежды и др; на «олимпийской площадке» проводятся зимние игры и забавы, детские соревнования.
Эколого-развивающий комплекс должен стать интерактивным, т. е. обеспечить активное взаимодействие субъектов образовательного процесса, стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности детей, развитие детского творчества, совместное решение проблемных ситуаций, использование воспитателями интерактивных технологий [1].
Воспитанники детского сада и их родители могут принять активное участие в разработке содержания развивающей предметно-пространственной среды на территории детского сада. С этой целью организуется детская проектная деятельность, в ходе которой дошкольники вместе с родителями решают проблемные задачи типа «Что бы вы хотели разместить…»; в игровой форме с использованием различных материалов создают макеты или модели (объемные или плоскостные) будущей территории детского сада. Каждая возрастная группа создает одну модель или макет, далее проводится презентация проектов, их обсуждение и выбор наиболее интересного и целесообразного варианта развивающей среды участка детского сада.
Таким образом, создаваемый на территории дошкольной образовательной организации эколого-развивающий интерактивный комплекс является составляющей целостной развивающей среды детского сада, обеспечивающей высокое качество дошкольного образования; духовно-нравственное социально-коммуникативное и творческое становление детей; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам детского сада.
Литература:
1. Интерактивная педагогика в детском саду, Методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.
2. Масленникова, О.М., Филиппенко, А. А. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова. — М., Издательский центр «Учитель», 2013. — 232 с.
3. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений / С. Н. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (Дата обращения 23.03.2015).