Проблемы организации современного образования в школе. Профориентация в школе, методическая разработка «Я в мире профессий»
Автор: Тарабан Елена Владимировна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 02.04.2015
Статья просмотрена: 277 раз
Библиографическое описание:
Тарабан, Е. В. Проблемы организации современного образования в школе. Профориентация в школе, методическая разработка «Я в мире профессий» / Е. В. Тарабан. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7803/ (дата обращения: 15.11.2024).
Пояснительная записка
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов.
Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество.
Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.
Программа «Я в мире профессий» разработана в МБОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» педагогом-психологом Е. В. Тарабан, 2014–2015 г.
Программа разработана и утверждена в 2014 г. В соответствии с действующими требованиями и рекомендациями.
В написании программы учитывались знания основ теории педагогики, психологии, возрастной физиологии, методик обучения и воспитания, а также личный педагогический опыт.
Календарно-тематическое планирование для 8–9 классов различается по некоторым темам, в зависимости от возраста.
Направленность программы «Я в мире профессий» социально-педагогическая.
Программа разработана на базе МОУ ДОД «ГЦДОД».
Программа соответствует среднему уровню образования обучающихся, современным образовательным технологиям.
Педагогическая целесообразность: заключается в том, что в процессе ее освоения решаются важные задачи воспитания, образования и развития, каждого обучающегося.
В процессе реализации данной программы, педагог подходит к каждому обучающемуся как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера и способностями. Поэтому программа предусматривает дифференцированное обучение детей.
Принципы, положенные в основу программы:
- принцип добровольности
- принцип сотрудничества и сотворчества
- принцип доступности
- принцип психологической комфортности
- принцип наглядности
- принцип систематичности и последовательности
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения
Цель: формирование позитивного образа жизни, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения; помощь
в решении проблемы профессионального выбора.
Задачи:
1. Дать подростку знания о самом себе и научить его получать эти знания самостоятельно.
2. Дать информацию о мире профессий.
3. Помочь ученику стать более адаптированным.
4. Способствовать нравственному самосовершенствованию учащегося, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.
5. Определить степень соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, при необходимости внести коррективы в профнамерения учащихся.
Технология работы.
Программа «Я в мире профессий» предназначена для учащихся 8–9 классов. Продолжительность занятия — 1 час. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Специфика курса в том, что данная программа реализуется с помощью различных методов: лекции; дискуссии; ролевые игры; анализ конкретных ситуаций; психотренинг; психодиагностические процедуры. Поэтому курс требует работы специалиста педагога-психолога.
Ожидаемые результаты.
Приглашая подростков на занятия, где основными действующими лицами выступают их собственные Я, мы ставим их в ситуацию личностного риска. В принципе, это хорошо, так как появляется надежда на то, что такие занятия могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы развития.
На групповых занятиях ребята «пробиваются к своему подлинному Я».
В результате усвоения курса «Я в мире профессий» учащиеся должны:
- осознать свои личные особенности, интересы и склонности;
- получить и уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
- научиться пользоваться правилами выбора профессии;
- определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;
- обрести уверенность в себе и уметь представлять свои возможности потенциальному работодателю.
Форма и режим занятий
Форма обучения очная. Форма проведения занятий — аудиторная, некоторые практические занятия могут проходить внеаудиторно, может быть самостоятельная работа.
Форма организации занятий
Форма занятий — групповая.
Ожидаемые результаты и способы их определения
По окончании курса обучения по данной программе учащиеся
- будут знать: правила выбора профессии, свои личностные особенности, интересы и склонности;
- будут уметь: использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях, адекватно оценивать свои способности; применять полученные знания при выборе профессии, а также приобретут навыки общения со сверстникам и взрослыми, навыки культуры труда, умение планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе, сотрудничать, применять совместные решения и реализовывать их в коллективных работах. Уметь контролировать и оценивать свои действия. Смогут продолжить обучение в других учебных заведениях.
- приобретут: умение анализировать мир профессий и свои возможности.
Критерии и формы оценки качества знаний
Мониторинг оценки качества реализации программы предполагает измерение учебных знаний, умений, навыков и оценку уровня развития конкретных личностных качеств.
Этапы программы по профориентации:
1. Диагностический
2. Профпросветительский (профинформационный)
3. Профконсультационный
4. Постконсультационная диагностика
Заключительный этап: подведение результатов работы по профориентации.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
I этап: «Диагностика учащихся»
Первый этап профессиональной ориентации — подготовительный, определение трудового прогноза на основании результатов психологических исследований учащихся.
Это направление реализуется в двух планах:
- самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);
- оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.
В итоге завершения первого этапа профориентации необходимо:
- определить максимально полный круг объективно показанных ребенку видов профессиональной деятельности;
- из этого круга профессий выделить те, которые в наибольшей мере соответствуют его склонностям, интересам и установкам;
- определить степень соответствия объективно показанных и субъективно приемлемых видов профессиональной деятельности;
- оценить социальные, социально-экономические факторы, препятствующие (или способствующие) овладению ребенком показанных видов профессиональной деятельности;
- сформулировать профессиональные рекомендации, оценить адекватность профессиональных планов ребенка в целом, а также реальные возможности осуществления этих планов.
Применяемые методики:
1. «Схема Хочу — Могу — Надо», направленная на изучение уровня притязаний и самооценки учащихся.
2. Выполнение методики проводилось в три этапа. На первом этапе, при выявлении интереса к профессии, учащимся было предложено в первом столбце написать название той профессии, кем они хотят стать в будущем. Во втором столбце следовало отметить, чему дети хотят научиться, при этом, если в списке не было нужных умений, то можно было дописать внизу. В третьем столбике предлагалось отметить название специальностей, по которым ученик мог бы работать. В этом столбике предлагались только доступные для учащихся специальности, но, как и во втором столбике, можно было дописать внизу свой вариант.
3. «Матрица выбора профессии» В. Г. Резапкина
4. Тест Айзенка по типу темперамента
II этап: «Информационно-просветительское направление»
Цель этого направления — создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
III этап«Консультационное направление»
Подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора). Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.
IV этап Обучающее (или формирующее) направление.
В русле этого направления оптант воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения:
- умение анализировать мир профессий;
- умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора;
Формы подведения итогов
Формы подведения итогов может быть разной: анкетирование, тестирование, защита проекта, устный опрос, викторина, проектная деятельность, зачет.
Диагностика реализации программы
В течение всего года обучения осуществляется вводный, текущий и итоговый контроль.
Виды контроля
Входной контроль в начале учебного года. Его цель выявить стартовые возможности учащихся в начале цикла обучения.
Формы: диагностика ЗУН, мотивации посещения, анкетирование.
Промежуточная диагностика: это оценка усвоения содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного периода.
Формы: тестирование, зачетные работы, выполнение проекта, самостоятельная работа.
Итоговая диагностика: проверка освоения учащимися программы в целом. Проводится в конце года