Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения
Автор: Ржевская Светлана Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 07.04.2015
Статья просмотрена: 1078 раз
Библиографическое описание:
Ржевская, С. А. Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения / С. А. Ржевская. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 109-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7806/ (дата обращения: 15.11.2024).
Здоровье детей — главное достояние нации, критерий духовного и социально-экономического развития общества.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития, в значительной мере определяющим способность ребенка успешно справляться с требованиями, предъявленными к нему условиями жизни и воспитания в коллективе сверстников.
Практика деятельности ДОУ последнего десятилетия показала, что одной из важнейших задач и существенной составной частью дошкольного образования выступает охрана и укрепление здоровья детей.
Традиции системы дошкольного образования даже в трудных современных условиях обеспечивают определенный уровень охраны здоровья детей. Появляется все больше детских садов, в которых улучшаются медико-социальные условия пребывания воспитанников. В таких учреждениях имеются физкультурные залы, бассейны и сауны, функционируют физиотерапевтические кабинеты, оснащенные специальным лечебно-профилактическим оборудованием. В них широко используются системы закаливания, массажи; проводится фито-, витамино- и водотерапия, работают кабинеты психологической разгрузки и многое другое.
Однако, по сведениям Министерства здравоохранения, патология органов зрения, опорно-двигательного аппарата за время пребывания в детском саду возрастает в 3 раза, количество диспансерных детей — в 1,5–2 раза, количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 26,9 %), а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, — снизилось в 3 раза (до 6 %).
Состояние здоровья современных дошкольников характеризуется высокой распространенностью морфофункциональных отклонений: 69,5–75,5 %. В настоящее время наиболее распространенными болезнями детей являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, органов зрения, пищеварения, аллергические проявления.
У 25 % дошкольников диагностируются выраженные формы психических расстройств.
Все это свидетельствует о том, что даже усиленная оздоровительная работа детского сада не решает проблему детского здоровья.
В процессе модернизации ДОУ (новые программы, технологии и др.) тенденция к его ухудшению увеличивается. Огромный объем программной информации, введение в штат педагогов дополнительного образования, деление детей на группы и подгруппы, отсутствие у воспитателей знаний о психофизиологических закономерностях развития дошкольников на каждом возрастном этапе и умений организации адаптационной деятельности сопровождается значительным нарастанием умственных и физических нагрузок на детей без учета их индивидуальных и возрастных возможностей.
Свобода выбора программ, методов, технологий, моделей взаимодействия, предоставленная педагогам ДОУ современными демократическими преобразованиями, также не способствуют сохранению и развитию детского здоровья, так как:
- задачи и содержание программ нового поколения ориентированы на ребенка с высоким потенциалом физического и психического здоровья;
- педагоги не владеют навыками адаптации программы к каждому отдельному ребенку;
- отсутствуют модели педагогической деятельности, позволяющие реализовать личностно-ориентированный принцип взаимодействия с каждым ребенком и др.
Кроме того, в системе дошкольного образования существует и еще одно противоречие, которое требует скорейшего разрешения. В настоящее время возникла насущная необходимость предоставления каждому ребенку дошкольного возраста равных стартовых возможностей по подготовке его к школе, связанная с ограниченными условиями охвата детского населения общественным дошкольным образованием.
Данные противоречия, по нашему мнению, можно разрешить в процессе поиска такой модели организации педагогической деятельности, которая может обеспечить и реализовать интересы полноценного развития каждого ребенка, укрепить и развить основы его здоровья и позволит организовать новые формы (кратковременное пребывание детей в группах детского сада) дошкольного образования без ущерба интересам детей и функционированию учреждения в целом.
Цель, задачи, гипотеза исследования
Вес вышесказанное определило необходимость педагогического исследования в условиях экспериментальной площадки на базе нашего дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования — целостный педагогический процесс ДОУ.
Предмет исследования — организация воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду.
Цель исследования — разработать и апробировать модель педагогической деятельности, которая обеспечит каждому ребенку полноценное развитие в условиях здоровьеоберегающего отношения к нему взрослых и создаст благоприятную исходную ситуацию для функционирования в дошкольном учреждении новых форм дошкольного образования.
Задачи исследования:
1. Определить структурные и содержательные компоненты деятельности педагога в соответствии с развивающей средой в условиях новой модели.
2. Определить сущность здоровье сберегающего отношения педагога к ребенку.
3. Разработать оптативные методы взаимодействия педагога с ребенком.
4. Создать на базе детского сада социально-педагогические условия для функционирования новой формы (группы кратковременного пребывания) дошкольного образования.
5. Разработать механизм определения адекватности воспитательно-образовательных программных задач возрастным психофизиологическим закономерностям и индивидуальным особенностям и возможностям каждого ребенка.
6. Определить диапазон возможностей формирования личностных качеств дошкольника — таких, как психологическая самостоятельность, способность к преодолению трудностей (уверенность в себе), организованность, ответственность.
7. В условиях новой модели педагогической деятельности обосновать первостепенность формирования личностных качеств дошкольника как показателей морально-волевой и социальной готовности ребенка к школе.
8. Формировать исследовательский стиль деятельности педагога. Разработать форму плана, учета и других необходимых документов воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях новой модели взаимодействия.
Гипотеза исследования
Исходя из того, что пребывание ребенка в детском саду должно обеспечивать его полноценное развитие, которое в первую очередь включает правильное физическое развитие и качественное физическое здоровье и предоставляет ребенку стартовую возможность подготовки к школе, мы предполагаем, что новая модель деятельности педагога, направленная на формирование здоровьеразвивающего потенциала педагогической деятельности и основанная на реализации принципа личностно-ориентированной модели взаимодействия с ребенком, обеспечит качественное решение всех воспитательно-образовательных задач, связанных с развитием ребенка, и позволит организовать новую форму пребывания в детском саду детей, не охваченных системой дошкольного образования.
Этапы экспериментальной работы
1 этап -2011- 2014гг. — доэкспериментальный — эмпирический: — работа по разным инновационным программам («Детство», «Развитие», «Радуга») с целью поиска наиболее рациональной, целесообразной и результативной в универсальности требований к развитию ребенка программе;
- углубленная оздоровительная работа, результатом которой является опыт ДОУ
- работа с населением по пропаганде педагогических знаний и привлечению детей в группы кратковременного пребывания.
Результатом эмпирического этапа явилась потребность апробации новой модели педагогической деятельности, т. е. потребность в научном исследовании.
II этап — 2014/2015 учебный год — подготовка документов и защита гранта на статус окружной экспериментальной площадки.
IIIэтап — собственно исследовательская деятельность. 2015/2016 учебный год:
Изучение индивидуальных особенностей развития детей, поступающих в группы.
- установление соответствия индивидуальных особенностей детей возрастным закономерностям психофизиологического развития;
- определение содержания, способов, моделей, технологии педагогического взаимодействия с каждым ребенком;
- определение сущности здоровьесбеорегающего отношения взрослых к ребенку;
- установление контактов с семьями детей создание новых форм пребывания детей, не посещающих детский сад.
2016/2017учебный год:
Промежуточная экспертиза результатов использования новой педагогической деятельности:
- установление адекватности содержания индивидуальных программ развития возможностям ребенка;
- экспертиза качества и соответствия формы плана, содержательных разработок воспитательно-образовательной работы задачам исследования;
- диагностика деятельности групп кратковременного пребывания;
- анализ соответствия педагогической деятельности в экспериментальной группе родительским притязаниям.
2017–2019 годы: Изучение и анализ личностных достижений детей на пороге школы:
- показатели здоровья (состояние всех систем организма, в т. ч. иммунной, качество зрения, состояние опорно-двигательного аппарата и др.);
- показатели сформированности необходимых для обучения в школе личностных качеств: психологическая самостоятельность, организованность, наличие навыков самореализации, способность к преодолению трудностей, т.н. психологический иммунитет, потребность активной деятельности и др;
- показатели информационно-операционной сферы: физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития детей в соответствии со стандартами ФГОС
IV этап — 2019/2020 учебный год — заключительный: Оценка школой уровня подготовленности детей к учебной деятельности и новому гражданскому статусу «ученик» как общий анализ результатов эксперимента.
Прогнозируемые результаты
1. Улучшены показатели здоровья детей, где в направлении физического развития наряду со снижением простудной заболеваемости должны быть снижены показатели количества детей с нарушением фения, опорно-двигательного аппарата и др. В направлении психического здоровья сформированы качества личности, обеспечивающие ребенку уверенность в своих силах, ориентацию на успешность деятельности.
2. Функционируют новые формы кратковременного пребывания детей, не посещающих детский сад.
3. Определены нравственные качества личности, которые можно сформировать у ребенка в период дошкольного детства. Обоснованы методы и приемы воспитательной деятельности педагога, и показатели ее результативности.
4. Охарактеризованы педагогические способы обеспечения здоровьеоберегающего отношения взрослых к детям.
5. Создана новая модель деятельности педагога, основанная на понимании возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей физиологического развития ребенка.
Формы представления результатов
1. Программа психофизиологического и педагогического изучения детей. Программы развития каждого ребенка. Программа воспитания и обучения детей группы.
2. Методические разработки модели деятельности, способов, содержания педагогической работы. Определение формы плана и учета работы.
3. Методические разработки новых подходов к воспитательной деятельности.
4. Подготовка сборника «Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного — образовательного учреждения».
5. Научный отчет об экспериментальной работе.
Формы контроля результатов эксперимента
1. Материалы сравнительного анализа показателей детского физического и психического здоровья за экспериментальный период.
2. Проверка реализации задачи по функционированию новых форм кратковременного пребывания детей.
3. Наличие содержания, способов, моделей, технологии педагогического взаимодействия с каждым ребенком.
4. Методические материалы по формированию здоровьеоберегающего отношения взрослых к ребенку.