Педагогические основы формирования высоких человеческих чувств у учащихся
Авторы: Атамурадова Рохила Каршиевна, Азизов Обид Эргашжонович, Юлдашев Шерйигит Эргашевич, Алимкулов Сирожиддин Олимжон угли
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 01.04.2015
Статья просмотрена: 49 раз
Библиографическое описание:
Атамурадова, Р. К. Педагогические основы формирования высоких человеческих чувств у учащихся / Р. К. Атамурадова, О. Э. Азизов, Ш. Э. Юлдашев, С. О. Алимкулов. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7834/ (дата обращения: 15.11.2024).
В Республике Узбекистан большое внимание уделяется формированию самостоятельно мыслящей, творческой личности, повышению её духовности, обеспечению её умственной и психологической зрелости. Поэтому система образования-воспитания претерпевает изменения согласно принципам нового педагогического мышления. Потому что главную цель образования периода независимости составляют повышение духовности учащихся формирование у них особенностей, присущих созидательной личности. Особенно, через изучение жизни и творческой деятельности художников слова у учащихся пробуждаются интерес не только художественному творчеству, но и мобилизации своих способностей и возможностей созидательному делу. Учащиеся на основе нового педагогического мышления поэтапно познают творческую личность художников слова. Таким образом у учащихся возникают интерес, склонность к исследованию, через ощущение психологии определенного творца, они учатся познанию человеческой души, чувствовать страдания других. Поэтому в литературном образовании периода независимости приобретает важное значение изучение жизни и творческой деятельности поэтов, писателей. Новые педагогические технологии, которые входят в последнее время в наши национальное воспитание, позволяют без особых усилий, за короткое время достичь высоких результатов.
Самостоятельное мышления у учащихся само собой, автоматически не формируется. Для этого в систему образования необходимо вносить приёмы и способы нового усвоения знаний. Один из таких способов — это проблемное обучение. В мировой педагогике проблемным обучением занимались В. Окон, М. Махмутов, В. Маранцман, Н. Мочалова, А. Матюшкин, Т. Кудрявцев, а в нашей стране — А. Зуннунов, С. Нишонова, О. Мусурмонова, К. Хусанбоев и другие. В трудах этих ученых основное внимание обращается к тому, что самостоятельность и свобода учащихся на уроках — основа повышения эффективности обучения. В них обосновывается эффективности труда учащихся в усвоении знаний. ДПН К. Хусанбаева, подчеркивая значение проблемного обучения, пишет: «Проблемное обучение вбирает в себе личность воспитуемого в качестве ядра этого явления. Вне субъекта, вне личности нет проблемной ситуации. Проблемная ситуация вбирает в себя мотивы и потребности ребенка как свое необходимое составляющее. Именно поэтому осуществляет процесс обучения в единстве воспитанием ребенка, усвоением им знаний, формированием его мировоззрения. Решение проблемы не только состоит из участия учащихся в воспитательном процессе, из диалога учащихся с учителями, но и предусматривает также превращение процесса решения проблемы в активное умственное дело всего коллектива класса, максимальной учет индивидуальных особенностей личности ребенка. Только в таком условии участники процесса образования преобразуются в человеке творчества, в человеке мысли.
В научной литературе задачи проблемного обучения определяются таким образом:
1. Обеспечение усвоения учащимися способов новых знаний и деятельности.
2. Повышение самостоятельности и творческих способностей учащихся в получении знаний.
3. Повышение научного уровня образования.
4. Обеспечение формирования научного мировоззрения у учащихся.
5. Формирование самостоятельности мышления учащихся в получении знаний и внутреннего желания к знанию человеческих и мировых тайн.
В процессе литературного образования не только представить готовых решений-заключений, не заставить учащихся думать, обучать делать собственных заключений путем спора и обсуждений. Из частных явлений выявить общую закономерность, опираясь индуктивному методу заключения, и наоборот, основываясь общим аспектам перейти частным явлениям помогает дедуктивный метод. Эти две формы заключения широко используются в литературном образовании. Они составляют две составные части процесса мышления.
Посредством этих методов образования формируется у учащихся отношения к людям, жизни, явлениям, проблемам. Стремления к высоким чувствам возникает из психической жажды, из сознательного стремления духовной зрелости.
В процессе изучения драмы А.Арипова «Дорога в рай» в академических лицеях опирались естественным желаниям-склонностям учащихся. Если человек не борется на пути к духовному совершенству, не стремится к поиску, остается безвольным. Потому что человеческая жизнь состоит из борьбы. Борьба с самим собой непоколебимость в своём «Я», твёрдость, воля, стремление к справедливому решению — это стремление к совершенству. Для активизации таких стремлений учащихся проблемное обучение даёт лучшие возможности.
В сегодняшнем образовании предусмотренние для усвоения учащимся знания, для овладения ими умения и навыки направит на решение определённых проблем безусловно обеспечивает эффективность образования. Как подчёркивает русский ученый-методист В.Маранцман, проблемное обучение дает возможность формировать у учащихся последовательность мышления, способность системного подхода к явлениям. Применение его в анализе художественных произведений, оказывая влияние мыслительной способности учащихся, активизирует их. А.Зуннунов подчеркивает, что постановка проблемных вопросов перед учащимся помогает возникновению проблемной ситуации.
Одна из проблем, поднятых в произведении, раскрытые жизненной ценности таких чувств как верность, дружба, преданность. В какой степени значимы искренность, верность в человеческих отношениях мы догадываемся (понимаем) по интерирентации поэта и других образов в произведении. Через образы Джигита и Дуста в дастане наиболее глубоко выражены человеческие чувства. В дастане описаны приключения героя в поисках две пайсы (единица измерения веса, равная 50 граммам) благодеяния на раскутье степы. Каждое звено этих приключений содержит определённое философское содержание. Поэт через такие художественные средства, как столпотворение, грех и благодеяние, ад и рай выносит приговор над моральной неустойчивости, несправедливости. В конце дастана появляется образ Садо. В образе этого героя мы увидим символ истины и справедливости. Решения конфликта дастана проявляется в образе Садо. Этим автор произведения выдвигает идею, что смысл жизни в дружбе. А.Арипов в образах Джигита и Дуста олицетворяет человеческое совершенство, благородство и мужества. В дастане образ Джигита раскрывается с помощью образа Дуста. «В конце света» встретивший единственного друга Джигит благодарит бога. Дуст тоже рад, встретив Джигита. Становится известным, что судьба Дуста и Джигита одинакова. Джигит не борется против злосчастных, чересчур верит в людей и поэтому, чтобы попасть в рай, ему не хватило две пайсы благодеяния. Дуст, напротив, в своей жизни претерпевает страдания от провокаторов, поэтому теряет всякую веру в людей. Ему тоже не хватает две пайсы благодеяния и оказывается за воротами рая. Дуст «на том свете» тоже твёрдо стоит на своей мнении о людях. Здесь автор описывает (рисует) благородство и новые грани в человеческом обличи Джигита. Джигит с благими намерениями решает дать Дусту не хватающие у него две пайсы благодеяния из своего счета. Но, Дуст тоже дума об этом. Он тоже хотел дать Джигиту свои две пайсы благодеяния. Но, каждый из этих друзей не согласен принимать благородное предложение друг друга. Оказаться в раю за счет друга — не благородный поступок. Олицетворивший в себе такие благородные качества как мужество, верность образ Садо — символ бога и истины (правды) обещает и Джигиту, и Дусту рай.
А.Арипов в дастане ставит важную проблему с языка Ата (отца) и отвечает этой проблеме образом Джигита. Ты был непорочным и испытал страдания со стороны других. Работал по мере сил, больше не мог ничего делать, говорит Ата сыну. А Джигит открыл другую правду для себя. Непорочность человека не может полностью оправдать его, сделать не грешным. Не бороться против людей, которые заставляют страдать других, — это быть соучастником тех, кто наносит страдания другим. Поэт такой священный, почтенный человек, а бороться против подлых лиц не желание его, а долг.
Почему Джигит не мог осуществить благие дела, не мог бороться, потому что ему не хватали верных друзей. Он был одинок.
В конце дастана из слов Садо ярко проявляется воспитательное значение произведения: верность, любовь, великодушие двух друзей стоит выше достоинства вселенной, не измерить чем угодно цены дружбы она свернет границы своей мощью.
Произведение А.Арипова «Дорога в рай»обучает каждого ученика закаляться в борьбе, воспринимая то, что жизненный путь человека не всегда ровный, без препятствий.
По мнению автора чистота отдельно взятого человека, его доброта не хватает для того, чтобы стать зрелым, совершенным. Каждый человек ответственен за то, что другие тоже были чистыми, добрыми. Зная это, оставаться равнодушным, значит, ответить за страдания людей, причиненные им подлыми душами. А это значит, нужно мужественно бороться за злодеяния злых, порочных людей. Произведения вызывает каждого человека воспитать в себе такие качества как доброта, благородство, человеколюбие.
Отсюда выходит, что «Дорогу в рай» человек строит пока жив, в течение всей своей жизни. Но на том свете безусловно продолжается этот путь. В каком облике, как прожил человек свою жизнь, на том свете не может изменит её в лучшую сторону. Таким образом, «пут», построенный самим собой, по своей сути, приводит человека или в рай, или в ад. Когда Джигиту не хватило две пайсы благодеяния, весовщик говорит: «Готовься найти эти две пайсы благодеяния, плачь, проси». Но джигит вместо того, чтобы выпросить эти две пайсы благодеяния у других, предпочитает попасть в ад. Он этим своим поведением прославляет имя человека и вознаграждается благословения Всевышнего. Джигиту представлено возможность найти две пайсы благодеяния, но он отказывается просить их и пожелает увидеться с родителями. Джигит удостаивается увидеть родителей, они в раю, но не хочет быть бременем для них. Как, в какой степени он уважал, возвеличивал родителей в этой жизни, на том свете также остался преданным своих убеждениям, доказал свою верность.
Мать изображается в величественном замке в раю. Сын издалека наблюдает ее хочет насытиться ее присутствием. Мать не знает этого, не видит его, но чувствует присутствием сына.
Мать в прекрасном замке в раю. В акру неё ангелы. Поэт через такое изображение показывает, что статус матери так высок. В ответах ангелов ярко выражен статус матери при Аллахе.
Так, Джигит воспользовался данной ему возможности на том свете, в соответствии с назначением человека, в устойчивом своем убеждении. Дошёл до конца пути, который доведет в рай. В это время озаряется окружающий мир. Это явление в конце произведения что означает? Этим вопросом побуждаем учащихся мыслить, делать заключения о жизни и личности человека. Недаром Президент И.Каримов сказал: «Есть мощное средство, открывающее человека, его духовный мир, это искусство слова, художественная литература. Назвать литературу человека ведением, поэтов и писателей инженерами человеческой психики, безусловно, верное определение». Литература как составляющая часть духовности существенно влияет мировоззрению учащейся молодёжи. В том числе, просветительско-философская концепция драматического дастана. «Дорога в рай» побуждает молодёжь на пути процветания страны для торжества доброты, чистоты, благородства.
Литература:
1. Арипов А. «Танланган асарлар», Г.Гулям. Ташкент, — 2000. — 432 с.
2. Миркосимова М. «Адабий тахлил методлари», Ташкент, — 1998. — 90с.
3. Тухлиев Б. «Адабиёт укитиш методикаси», Ташкент, — 2006. — 152 с.