Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности
Автор: Болховская Евгения Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 04.04.2015
Статья просмотрена: 1802 раза
Библиографическое описание:
Болховская, Е. В. Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности / Е. В. Болховская. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7836/ (дата обращения: 19.12.2024).
В условиях современной жизни нам всё чаще приходится проявлять поисковую активность, поэтому возрос интерес к исследовательским методам обучения. Учебно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Учащиеся стали более информированы и они должны реализовать свои возможности.
В младшем школьном возрасте закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. Поэтому актуальность данной проблемы, на мой взгляд, заключается в переходе от обучения к самообразованию, в организации поиска новых способов действий, где осуществляется баланс между поисковой и исполнительской учебной деятельностью школьников. Сущность развития личности ребёнка в данном случае состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включён. А педагогическая идея это — обеспечение успешного обучения младших школьников анализу текста на уроках литературного чтения. Если конкретная цель литературного образования в школе — воспитание образованного, творческого читателя, который, обладает умением адекватно понять произведение, имеет сформированную потребность в чтении, то целью исследовательского обучения является формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Вся работа носит деятельностный характер, направленный на воспитание коммуникативной культуры, на формирование способов практических действий с книгой, необходимых для анализа и оценки литературных произведений; а развивающие вопросы и задания создают условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания. Для реализации деятельностного подхода в своей практике использую следующие методы работы:
- по степени активности познавательной деятельности частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
- по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические;
- по логическому подходу: индуктивный, аналитический, синтетический. [5]
Приёмы работы с текстом: наблюдение, анализ явлений, сопоставление, подведение итогов, обобщение. Самыми важными — ключевыми этапами урока, направленными на развитие мышления младших школьников, а значит на развитие навыка анализа текста, являются: постановка учебной проблемы (стадия вызова), (стадия осмысления содержания) открытие нового, самостоятельная исследовательская деятельность (самостоятельная исследовательская работа творческого характера). Остановлюсь подробно на стадии вызова, где главными героями являются «коллизии».
Тема урока: Сложный авторский взгляд на мир. В. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Для постановки проблемы на первом уроке использую подводящий диалог. Вначале кратко рассказываю о писателе, об интересном случае из жизни, например, как В. Бианки в 13 лет подарили ружьё. Затем задаю вопросы:
— Как вы думаете, писатели, которые пишут о природе, они сами всё придумывают или где-то берут информацию?
— Что, по вашему мнению, заставило, подтолкнуло В. Бианки к написанию рассказов о природе? (любовь к природе, интерес к наблюдениям)
— Природа — это натура.
— Как называют писателей, которые пишут о природе, по своим наблюдениям? (писатели — натуралисты).
— Кто же такой писатель-натуралист?
— К таким писателям относят В. Бианки.
Далее использую приём яркого пятна, сообщая учащимся о том, что тексты В. Бианки — это тексты научно-художественные! В чём их секрет? Будем работать с понятием «научно-художественный». Далее вместе с учащимися разворачиваем побуждающий диалог к постановке главной проблемы урока. Для ответа на вопрос, почему текст художественный, даю подсказку с опорой на представления учащихся о художественных произведениях:
— Это сказка или рассказ? Дети доказывают, что это сказка, представив её особенности: повторы, встреча героя с разными животными, разговор животных, счастливый конец. Здесь реализуются следующие приёмы работы с текстом: выборочное чтение, чтение по ролям. Второй вопрос: почему текст научный? (наличие научной информации в описании героев).
Приёмы работы с текстом: наблюдение, обобщение, умозаключение, анализ явлений.
Постановка проблемы урока: «Если в текстах В. Бианки есть научная информация, то кто же В. Бианки — учёный или писатель?! Для ответа на проблемный вопрос организую работу в группах: 1 группа собирает доказательства, что В.Бианки — писатель; 2 группа собирает доказательства, что В.Бианки — учёный. (У учащихся есть опыт, они уже работали с научно-популярными текстами И. Акимушкина, Р.Киплинга). Обязательно использую, создаю ситуацию успеха «Исследователи, вперёд! Успехов в расследовании. У вас всё получится!» Если учащиеся затрудняются, то можно предложить наводящие вопросы. После выполнения работы, группы представляют свои результаты. Каждый пункт основывается на текстовом содержании: называют образы, приёмы, сведения, приводя примеры из текста. Результаты работы оформляем в виде таблицы.
Писатель |
Учёный |
1. Художественные образы |
1. Точные научные сведения |
2. Художественные приёмы |
2. Расширяет знания о мире |
3. Воздействует на чувства |
3. Сообщает факты |
4. Художественные тексты |
4. Научные статьи |
Стадия осмысления «Открытие нового»
— Чем учёный отличается от писателя? В. Бианки учёный или писатель? (высказывания с опорой на таблицу).
«Открытие нового знания»: Талант В. Бианки многогранный, это талант учёного и писателя, поэтому книги, которые он создал, особые, в них присутствует научное и художественное видение мира.
Одна из главных составляющих каждого этапа урока — развитие речи, обязательно направленная на развитие личности каждого ребёнка, его творческих способностей, артистических возможностей. [5]
1. Работа до чтения (предположение о героях, событиях)
2. Работа с иллюстрациями (предположение разворота событий)
3. Высказывание впечатлений после прочтения произведения
4. Словарная работа по ходу чтения (скрючился, ходули, резвей меня, ботва, загривок, шибче)
5. Творческие задания (представить себя в роли Муравьишки, пересказать от его лица; в роли любого героя; дополнить конец сказки: представить, что ты — Муравьишка и рассказываешь в муравейнике своему другу о произошедших приключениях)
6. Наблюдения над особыми словами и выражениями, объяснение их смысла («Чуть жив от страха», «Обидно — хоть землю рой»)
7. Описать внешний вид героя, его действия, представить умозаключение о названии животного, по иллюстрациям выстроить последовательную цепочку появления героев в содержании произведения.
Проведу фрагмент урока (урок 2 «Сложный авторский взгляд на мир. В. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».
Подводящий диалог
— Рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина «Корабельная роща»
— Поделитесь впечатлениями. Что удивило? На что обратили внимание?
— Прочитайте заголовок.
— А знаете ли вы, что такое роща? (небольшой, чаще лиственный лес)
— Предположите, почему роща корабельная?
— Рассмотрите репродукцию внимательно, назовите все предметы, которые изображены? (высокие сосны; небо; солнца не видно, но присутствие его ощущается; на стволах мы видим солнечные лучи)
— Что видим на переднем плане картины? (ручей)
— Что скажем о воде в ручье? (Прозрачная). Докажите, приведите примеры.
(Видны камни, вода отражает сосны).
— Что скажете о берегах ручья? (Приподняты)
— Как вы думаете, что это означает? (Недавно протекала река)
— А что произошло с рекой? (Она высохла)
— О чём это говорит? (Лето жаркое)
— Найдите на картине ещё подтверждение этому. (Высохшая трава, мох сухой)
Прослушивание музыкального фрагмента
— Представьте, что вы вошли в эту корабельную рощу, прислушайтесь, какие звук вас окружают? (тишина, покой, ручей)
— А какие запахи? (Смола, нагретая солнцем хвоя)
— А чувствуется ли присутствие человека?
— К какому жанру живописи относится?
— Шишкин точно представил образы жаркого лета в своей картине: небо, сосны, ручей. Какие средства выразительности использовал художник в написании картины?
— Что общего между сказкой В. Бианки и картиной И. Шишкина?
— Бианки тоже точно описывал образы героев, используя художественные приёмы.
Проблемный вопрос
«Расследуйте, может ли В. Бианки быть художником? Каков же В.Бианки как художник?»
— Исследователи, вперёд, к новым открытиям!»
«Открытие нового знания» (стадия осмысления)
Выполняются задания в группах.
Результаты решения проблемы
Динамика роста мышления.
Умение работать с информацией.
Опыт целеполагания.
Ребёнок приобретает опыт планирования.
Расширяется кругозор, развивается речь.
Развивается эмоциональная сфера.
Овладение опытом публичного выступления.
Умеет анализировать текст.
Работая по дидактической системе Л. В. Занкова, большое внимание уделяю эстетической стороне действительности. Считаю, что ребёнок должен сам соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, скульптурой, литературой, которые помогут в процессе исследовательской деятельности развить навык анализа текста.
Литература:
1. С. Л. Белых. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. — 2006. — № 18. — С. 68–74.
2. Е. И. Белова. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. Флинт, 2008
3. Е. М. Карпов. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. — 2001. — № 6. — С. 54–63.
4. И. Д. Чечель. Исследовательские проекты в обучении. Москва, 2009
5. В. Ф. Феактистов. Исследовательская деятельность младших школьников. Рекомендации и проекты, 2010.