Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС
Автор: Дидковская Нина Евгеньевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 07.04.2015
Статья просмотрена: 6102 раза
Библиографическое описание:
Дидковская, Н. Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н. Е. Дидковская. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 19.12.2024).
Каждая российская школа, реализующая требования документа с названием «ФГОС основного общего образования», решает ряд задач, которые сводятся к трём основным:
- с какой целью вводятся образовательные стандарты?
- какие конкретные изменения должны произойти в школе?
- как обеспечить достижение трёх групп образовательных результатов?
Одна из целей введения образовательного стандарта — ориентация школы на новые подходы в обучении школьников: системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, что позволяет ученику, главному субъекту образования, не только усваивать знания, но, главное, постигать способы этого усвоения. В связи с этим возрастает роль мышления и деятельности в школьной практике обучающегося, что способствует развитию познавательной активности и творческого потенциала в нём. Именно эти характеристики прописаны в «Портрете выпускника основной школы», который составлен с учётом быстро изменяющихся реалий современного мира. Чтобы обеспечить достижение образовательных результатов, в первую очередь личностных, школе необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы у школьника появилась возможность развивать свой интеллектуально — творческий потенциал. Наилучшим образом поможет решить эту задачу проектирование развивающей образовательной среды. Это позволит сделать образовательную деятельность школы более гибкой, более ориентированной на индивидуальные особенности воспитанников.
К вопросу о творческом потенциале
Концепция развития творческого потенциала, без учёта которой невозможно сегодня успешно решать образовательные задачи, отражает психолого — педагогические проблемы понимания природы творчества, которое у детей, согласно утвердившейся точке зрения, проявляется как потенциал, «дар природы», имеющийся у каждого. Психологи утверждают, что все дети способны мыслить творчески. Детская творческая способность предстаёт как сложный итог взаимодействия средовых и генотипических факторов. Способность раскрывается и развивается благодаря среде, и она либо подавляет их, либо помогает им раскрыться. Развивающая творческая среда и грамотное педагогическое руководство способны раскрыть во всей полноте творческий потенциал ребёнка. Вопрос о творческом потенциале имеет важный возрастной аспект. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте творческий потенциал рассматривается в психолого-педагогической науке как универсальная, общая способность. С возрастом эта способность приобретает специфические черты и определённую предметную направленность. Педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Вот почему для школы важным является вопрос проектирования развивающей творческой среды. Он связан с решением ряда вопросов:
- каким должно быть содержание образования, чтобы оно отвечало задаче развития творческого потенциала детей, как его «обогатить»?
- какие формы организации необходимо использовать для развития интеллектуально-творческого потенциала личности школьника?
- какие методы, методики, технологии, ориентированные на развитие личности, применять?
Каждая школа, решая эти задачи, находит свой продуктивный путь. Педагоги и руководство МБОУ СОШ № 4 города Миллерово Ростовской области смогли выстроить свою модель развивающего творческого пространства, чтобы эффективно выявлять и развивать интеллектуально — творческий потенциал каждого ученика и помочь особо одарённым детям.
Любое проектирование, согласно ФГОС, начинается с определения результатов и постановки целей, которые определяются в программах развития школы. Программы развития МБОУ СОШ № 4 на ступенях предшкольного, начального и основного образования прописаны прежде всего как ресурс развития творческого потенциала воспитанников школы.
Предшкольное образование
В МБОУ СОШ № 4 действует развивающая программа подготовки дошкольников «Радуга». В её основе — результаты многолетней педагогической практики учителей начальной школы по определению готовности детей к обучению и оказание им помощи в адаптации к школе. Как известно, готовность к школе определяется такими критериальными характеристиками, как физическая, интеллектуальная, эмоциональная, социальная и мотивационная. Поскольку школьная зрелость, как и в целом развитие ребёнка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый дошкольник приходит к школьному возрасту с разным багажом опыта — знаниями, умениями, навыками, привычками. Целевые установки программы «Радуга» направлены не столько на определение сильных сторон и зон наибольшей уязвимости ребёнка, сколько на раскрытие его способностей к интеллектуальной деятельности, творческого потенциала, формирование индивидуальной траектории развития в условиях учебно-воспитательного процесса. Один из принципов, на котором базируется программа, — ребёнок не рождается первоклассником. Слабые стороны его готовности к школе — это комплекс способностей, поддающихся развитию с помощью упражнений.. Общеразвивающие упражнения, задания, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук, развития образного и ассоциативного мышления, действия творческого характера, игры и другие формы деятельности дошкольника позволяют достигнуть уровня, вполне достаточного для начала обучения и успешно пройти период адаптации в школе. Для определения способностей детей (музыкальных, художественных, лингвистических, математических, логических, физических и др.) программой «Радуга» предусмотрена система тестирования в непринуждённой игровой форме. По результатам тестирования определяется уровень познавательной активности ребёнка и намечается индивидуальный план обучения навыкам саморазвития познавательной активности, в том числе с помощью игровых занятий на компьютере.
Развитие компьютерной грамотности дошкольника — один из целевых компонентов программы. Дети знакомятся с понятием «информация», её свойствами и качествами, способами передачи, в том числе с помощью компьютера. Программа даёт возможность каждому ребёнку приобрести навыки пользования компьютером или совершенствовать их, развивая ИКТ-компетенцию, без которой невозможно решение образовательных задач в современной школе.
Один из содержательных разделов программы — речевое развитие, необходимое для осуществления коммуникации будущего первоклассника. Способность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события, вести дискуссию — важные условия и показатели общекультурного развития ребёнка. В российской школе, в отличие от западных школ, преобладает обучение, построенное на общении через слово. К моменту поступления в школу ребёнок полностью усвоил грамматический строй языка, объясняется предложениями, понимает значение многих частей слова, охотно придумывает новые слова. Но при этом в детской речи преобладают существительные и глаголы — указания на то, кто действует и что происходит, а обстоятельства, условия происходящего чаще опускаются. Ситуативность, стремление описывать только наличные события без обобщения сказанного — возрастная особенность речи дошкольника. Мышление ребёнка конкретно, и это отражается в его речевой практике. Речевое развитие дошкольника протекает в ситуации общения с ним. Партнёр побуждает его уточнять собственное состояние, аргументировать мнение, давать обстоятельный, развёрнутый ответ на вопрос, делать выводы — то есть стремиться к контекстной речи в условиях постановки конкретной речевой задачи. Занятия по развитию устной речи ребёнка (игры для обогащения словарного состава, для развития воображения и речевой реакции, для установления понятийных связей, пространственного мышления, задания на формирование умения свободно выражать свои мысли, упражнения для развития литературной памяти проходят весело и увлекательно, тем более что период дошкольного детства характеризуется особой чувствительностью (сенситивностью) к языковой стороне общения и бурным словесным творчеством.
Универсальные действия и способности ребёнка связаны в первую очередь с особенностями его мышления. Мышление вступает в действие в том случае, если он встаёт перед нерешённой задачей или проблемой и должен непременно её решить. Мышление привносит нечто новое — новые связи, отношения между предметами, новые результаты, которые требуют способности к обобщению, абстрагированию, выделению главного, существенного. В арсенале методических приёмов учителя, реализующего программу «Радуга», есть упражнения, нацеленные на развитие способности ребёнка к анализу и синтезу, на развитие пространственного воображения и находчивости, на формирование умения устанавливать причинно- следственные связи, классифицировать: «Назови одним словом», «Что лишнее», «Я знаю», «Открытки», «Загадки» и др.
Готовясь к школе, ребёнок задумывается над тем, чем он там будет заниматься. Многие дошкольники знают, что в школе они научатся читать, писать и считать. Многие родители полагают, что заранее этому учить не следует. Что касается вопроса обучения дошкольников навыкам чтения, в педагогике он всё ещё остаётся спорным. Традиционный взгляд — читать дети должны научиться в школе. Учителя нашей школы, работающие по развивающим УМК, могут убедить в обратном. Они отметят, что, во–первых, одни дети научились читать в детском саду, другие учатся у старших братьев и сестёр — школьников. Но обязательно найдутся и те дети, которые ещё не умеют читать. Они сразу же могут оказаться в ряду слабоуспевающих, что негативно скажется на их психологическом состоянии. Второй аргумент в пользу раннего чтения — запаздывание учебной программы по отношению к естественному развитию ребёнка. Как считают психологи, надо учить ребёнка чтению, как только он начинает говорить. Период чувствительности и интереса к этой деятельности у малышей — 2–4 года и часто угасает, если остаётся нереализованным.
Третий аргумент — школьное начальное образование нацелено на обучение одновременно навыкам чтения и письма. Но чтение является предпосылкой для обучения грамотности. Научиться сначала читать, а потом писать — задача более посильная для ученика. Идея обучения чтению как способу организации досуга дошкольника — одна из концептуальных в программе «Радуга». Необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды. Игры и упражнения для развития фонематического слуха и звукового анализа слов помогают детям освоить технику и навыки выразительного чтения.
Развивающая программа «Радуга» в МБОУ СОШ № 4 разработана на основе деятельностного и личностно-ориентированного подхода и направлена на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка на этапе его подготовки к школе. Она обеспечивает дошкольнику преемственность и непрерывность развития при переходе его из ДОУ на начальную ступень школьного образования в условиях действия ФГОС.
1 ступень — начальное образование
Главные векторы развития познавательного и творческого потенциала детей в начальной школе МБОУ СОШ № 4 определяет основная образовательная программа (ООП). Все её компоненты созданы с учётом особенностей и традиций учреждения. Учтены возможности социума, запросы детей и их родителей в сфере образования и развития, профессиональный уровень педагогов и особенности материально-технической базы. Программа опирается на инновационный опыт школы по внедрению современных технологий в образовательный процесс. Одним из приоритетов реализации ООП является развитие коммуникативных навыков детей и создание информационной образовательной среды.
ООП включает в себя в её содержательной части наряду с учебными программами такие программы, как программа формирования универсальных учебных действий и программа курсов внеурочной деятельности. ООП определяет также систему условий и механизмы реализации этих программ. В соответствии со Стандартом, учителя, реализуя ООП, осуществляют в обучении переход к социальному проектированию и конструированию, моделируют разнообразные образовательные траектории развития каждого младшего школьника, включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Стремясь достичь новых образовательных результатов, которые отражают рост познавательных мотивов и творческого потенциала детей, школа встала на путь интеграции общего и дополнительного образования. В каждом из классов начальной школы предусмотрено по 10 часов внеурочной деятельности. Занятия ведутся по направлениям: научно-познавательное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, правовое, общественно-полезное, туристско-краеведческое и др. Внеурочная деятельность младшего школьника включает в себя такие виды, как игровая, досугово-развлекательная, проектная; художественное, техническое, социальное творчество. Это рукоделие, музыкальные занятия, рисование, лепка, тихие игры, чтение. Программы развития «Акварельный калейдоскоп», «Мягкая игрушка», «Юные таланты», «Хоровое искусство», «Танцевальная азбука», «Играем, отдыхаем», «Ритмика», «Риторика», «Информатика в играх и задачах», «Доноведение», «Занимательная математика», «Занимательный русский язык», «Занимательная химия», «Занимательная информатика», «Занимательное правоведение», «Страна мастеров», «Моя любимая клумба», «Моя профессия. Тропинка к своему я», «Хозяюшка», «Чудеса природы», «Этикет и культура общения», «Экология родного края», «Подвижные игры», «Валеология», «Волейбол», «Теннис», «Шахматы», «В мире искусства» и др. реализуются в 5-ти первых, 4-х вторых, 5-ти третьих, 5-ти четвёртых классах начальной ступени образования МБОУ СОШ № 4.
Модель внеурочной деятельности младших школьников представлена следующей схемой:
Цели — принципы — задачи — содержание — технологии — педагогические условия — результат: социокультурный опыт, самореализация; социальная зрелость; творческая самореализация; навыки жизнедеятельности.
Пространственная модель внеурочной деятельности в начальном звене школы:
- Кружковая, студийная, клубная, секционная
- Деятельность классного руководителя: экскурсии, дискуссии, праздники, события
- Деятельность воспитателей ГПД: игры, прогулки, беседы
- Деятельность специалистов (зам. директора, психолога): уроки здоровья, тренинги, мероприятия
- Дополнительное образование
- Внешкольная работа в учреждениях культуры и спорта: праздники города, социальные акции, фестивали
Такая образовательная модель наилучшим образом отвечает индивидуальным потребностям младшего школьника и развитию его способностей. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, отличаются от урочной системы и проводятся в форме экскурсий, КВН, научных исследований. Результаты внеурочной деятельности отражаются в портфолио достижений каждого обучающегося.
Эффективность данной модели обеспечивается условиями, позволяющими:
- выявлять и развивать способности детей через систему клубов, секций, студий, кружков;
- организовать работу с одарёнными детьми, интеллектуальные и творческие соревнования, научно- техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
- реализовать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся;
- использовать современные развивающие технологии деятельностного типа.
Создание комфортной развивающей образовательной среды в МБОУ СОШ № 4 на этапе начального образования — интегративный результат реализации требований ФГОС и важное условие развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности, инициативности, мышления и творческих способностей. Школа определяет самоценность начального образования на основе тезисов, сформулированных по материалам профессора Асмолова А. Г.:
- Начальная школа — это школа развития мотивов, познания и творчества у всех участников образовательного процесса.
- Начальная школа — это школа позитивной социализации личности с установкой на развитие учебной самостоятельности и поиск решения проблем.
- Начальная школа — это школа проектирования универсальных действий «Учись учиться»
- Начальная школа — это школа игровой и проектной дидактики.
- Начальная школа — это школа диагностики успехов ребёнка, где главные ценности — услышать его, поверить в него и помочь ему реализовать себя в деятельности.
- Начальная школа — это зона ближайшего развития всего общества.
2-я и 3-я ступени образования
В основе проектирования творческой образовательной среды на 2-й и 3-й ступени образования МБОУ СОШ № 4 — требования ФГОС и основные направления инициативы «Наша новая школа». Концепция развития школы исходит из того, что обучающийся является полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса, живёт в том микросоциуме, которым является школа. Исходя из этого, главная задача педагогического коллектива состоит не только в совершенствовании собственно образовательного процесса, но и, прежде всего в организации полноценной, продуманной в деталях жизнедеятельности своих воспитанников.
Основные задачи программы развития школы — это анализ возможностей развития индивидуальных способностей и наклонностей личности в рамках личностно — ориентированного образования с использованием современных образовательных технологий и введения профильного образования. Методическая тема школы — «Активизация творческого потенциала обучающихся с помощью современных педагогических и информационных технологий». Главным условием решения проблемы активизации творческого потенциала является включение каждого ученика на каждом учебном и внеурочном занятии в продуктивную деятельность с учётом его возможностей и способностей. Процесс развития личности обучающегося, в том числе одарённой и талантливой, удовлетворение её познавательных интересов и потребности в самореализации протекает в МБОУ СОШ № 4 в условиях интеграции учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, через систему кружков, клубов, секций, студий, учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта. Индивидуализация процесса образования — одно из требований ФГОС, предъявляемых к современной школе. Выполнение этого требования достигается посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их самостоятельной работы при поддержке учителей школы, включения школьников в процесс преобразования социальной среды города, формирования лидерских качеств, опыта социальной, проектно-исследовательской и художественной деятельности.
Модель развивающей творческой среды в МБОУ СОШ № 4 направлена на достижение целей опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы в стране и формирует базовые и творческие компетентности школьника, соответствующие характеристикам, перечисленным в «Портрете выпускника основной школы». Такие базовые ценности школы, как учебная и коммуникативная активность ученика, его самостоятельный поиск, продуктивный диалог на уроке, сотрудничество в группе способствуют созданию атмосферы творчества, развитию творческого мышления, умения находить нестандартные решения. Интерактивность — ведущий фактор деятельностно-компетентностной образовательной модели, создаваемой в школе. Она включает в себя и систему поддержки талантливых детей, их сопровождения. Одной из важнейших компетентностей ученика является овладение креативными навыками продуктивной деятельности, эвристическими методами решения проблем. Для этого в МБОУ СОШ № 4 действуют дополнительные образовательные программы, в том числе элективных курсов по предметам, которые позволяют достичь стратегической цели — раскрытия и развития творческого потенциала в соответствии с возможностями и способностями детей (высокомотивированных и одарённых, детей с проблемами в развитии, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья).
На протяжении многих лет в школе реализуется программа «Одарённый ребёнок». В ней представлена концепция одарённости и концептуальные модели одарённых детей на основе исследований отечественных педагогов Ю. Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, А. М. Матюшкина, А. И. Савенкова, В. И. Шадрикова, В. С. Юркевича, Е. Л. Яковлевой и зарубежных исследователей, определены понятия «актуальная» и «потенциальная» одарённость, дана классификация мотивов, приводятся параметры креативности как универсальной способности, динамическая характеристика одарённости. Программа включает разработанную систему диагностики детской одарённости, формы, методы, методики, технологии образовательной деятельности, намечаются пути обогащения содержания образования, даётся краткое описание трёх групп образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Результативность деятельности школы в работе с детьми представлена в таблице:
|
Дошкольное образование по программе «Радуга» |
1 ступень |
2 ступень |
3 ступень |
Количество обучающихся |
100 |
410 |
455 |
89 |
Доля охвата детей обучением по программе «Радуга» |
100 % |
|
|
|
Доля охвата внеурочной деятельностью (реализация ФГОС) |
|
100 % |
45 % |
|
Доля охвата дополнительным образованием по программе «Эрудит» |
|
|
5 % |
66 % |
Доля охвата обучающихся занятиями в системе дополнительного образования |
|
37 % |
49 % |
29 % |
Участники всероссийских олимпиад (школьный, муниципальный уровни) |
|
|
65 % |
89 % |
Участники различных дистанционных конкурсов и олимпиад |
|
20 % |
38 % |
40 % |
Доля охвата обучающихся проектной деятельностью |
|
100 % |
27 % |
38 % |
Условиями реализации программы «Одарённый ребёнок» в МБОУ СОШ № 4 является сетевое взаимодействие с учреждениями системы дополнительного образования, учреждений культуры, развитие социального партнёрства с органами местного самоуправления, развитие сети дополнительных услуг, расширение состава конкурсов, олимпиад, смотров, адресное сопровождение талантливых детей, создание системы учёта индивидуальных достижений в формате портфолио обучающихся начальной, основной, средней школы.
В МБОУ СОШ № 4 накоплен большой опыт организации проектной деятельности обучающихся. Обязательное усвоение проектного метода направлено на введение детей в другие типы деятельности: исследовательскую, конструкторскую, организационно-управленческую.
Одним из условий деятельности школы, направленной на развитие творческого потенциала, является оптимизация вовлечения детей в олимпиады, конкурсы, турниры, проекты, в том числе дистанционные, муниципального, регионального, федерального и международного уровней. Позитивная динамика и эффективность участия школьников в различных формах внеучебной деятельности по предметам, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей, культуры и спорта представлена на диаграмме:
Модель системы управления развитием творческого потенциала обучающихся в МБОУ СОШ № 4
Проектирование развивающей творческой среды в МБОУ СОШ № 4, опыт практического воплощения педагогических идей создания развёрнутой системы дополнительного образования внутри школы и расширения её образовательного пространства, анализ результативности этой системы позволяют сделать вывод о том, что школа успешно решает проблемы, которые связаны с поиском новых, оптимальных путей в развитии личности ученика, настроенной на успех в области приложения своих возможностей. Для школы как образовательного учреждения, осуществляющего инновационную деятельность (МБОУ СОШ № 4 — победитель ПНПО в 2008 году), характерно стремление преодолеть крайне обострившиеся противоречия в образовании между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами, между бурным развитием науки и познавательными возможностями школьников, между господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями, между тенденцией к профильному образованию и задачей всестороннего развития личности. А главное противоречие, как известно в педагогике, возникает в области развитии самой личности, которая требует, в первую очередь, уважения к своей индивидуальности. Вот почему трансформация традиционной модели отношений «учитель-ученик» в модель «человек-человек» стала ещё одним результатом проектирования и создания развивающей творческой среды жизнедеятельности обучающихся в МБОУ СОШ № 4.
Главным ресурсом, который обеспечивает развитие творческого потенциала детей в условиях развивающей среды, созданной в школе, являются педагогические кадры. Их специфика определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Большинство педагогов имеют высшую или первую квалификационную категорию, регулярно повышают свой профессиональный уровень и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги осуществляют мониторинг деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов.
В заключении нельзя не отметить сдерживающие факторы, существенно влияющие на максимальное достижение поставленных целей и результатов при проектировании среды. Это перегруженность школы и двухсменный режим её работы.
Литература:
1. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 1946.
3. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. М. Просвещение. 2010.
4. Санникова А. И. Формирование готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала в образовательном процессе. Пермь. 2001.
5. Даринская Л. А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: СПб. 2005.
6. Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 4 г. Миллерово Ростовской области.
7. Программы внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 4 г. Миллерово Ростовской области.