Проблемы нравственно-духовного образования: пути их решения
Авторы: Рахимжанова Айгерим Касейновна, Ашкербекова Гульмира Мактаевна, Кашауова Жайнагуль Жумабайовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 11.04.2015
Статья просмотрена: 1865 раз
Библиографическое описание:
Рахимжанова, А. К. Проблемы нравственно-духовного образования: пути их решения / А. К. Рахимжанова, Г. М. Ашкербекова, Ж. Ж. Кашауова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7849/ (дата обращения: 15.11.2024).
Человеческое общество стремительно развивается, возрастает благосостояние, создаётся больше условий для физического и интеллектуального развития, всё большее количество людей получает образование. Казалось бы, есть причины для оптимизма. Человечество стало могущественной силой благодаря своему развитому техническому и интеллектуальному потенциалу. Судьба планеты и всего живого на ней зависит от нас, так велика наша технократическая власть над природой. Но парадокс заключается в том, что наша цивилизация и сама планета, такой, как мы её знаем, находятся на грани самоуничтожения. К сожалению, при высоком уровне интеллектуального потенциала снижаются нравственные качества людей, поэтому ситуация становится все более опасной: все мы наблюдаем такие явления, как террористические акты, войны, рост самоубийства, дети-сироты при живых родителей, болезни, обездоленные старики, загрязнение окружающей среды.
Как писала С. А. Назарбаева, в поимках ответа на вечные вопросы: «… считается, что главная цель образования — научить ребенка компьютерной грамотности, иностранным языкам для дальнейшего получения диплома престижного вуза». В итоге вырастает «дитя прогресса», которое не в состоянии отличить, добро от зла, сострадать и сопереживать ближнему своему. С самых первых шагов в жизни детям нужно прививать знания об извечных общечеловеческих ценностях: любви, всепрощении, терпимость и милосердии».
К сожалению, главный упор в сегодняшнем образовании делается на интеллектуальных достижениях, другими словами, на сдаче экзаменов и получении хороших оценок. Образование сегодня состоит из того, что в голову детей вкладывают информацию, которую затем они выдают на экзамене после этого уходят, больше не обремененные ею. Ученики получают огромные объемы знаний и информаций без умения разбираться, что с ней делать! Так что же является целью образования, если большая часть того, что мы учим, так быстро забывается?
Трудно не согласиться с тем, что зачастую современное образование нацеливает ребенка на успех в обретении высокого социального статуса и материальных ценнос1тей, но не учит его задумываться о том, какой ценой может быть оплачен успех, принесет ли он ему истинное счастье и что такое истинное счастье человека. Реальная ситуация, сложившаяся в образовательной среде, свидетельствует о девальвации нравственных ценностей, смещении приоритетов в сторону материального благополучия.
Действительно, несмотря на растущие удобства современной цивилизации, в мире отсутствуют спокойствие надежность. Например, вспомним о глобальных проблемах современного мира: экологические катастрофы, социально-экономический кризис, террористические акты, межнациональные и межрелигиозные конфликты. Также кризис сегодня остро проявляется не только в плоскости социально-экономических отношений и экологии, но и во внутренней жизни личности в виде потери смысла жизни, наркомании, суицидов. Приобретая сумму знаний, но все меньше задумываясь о духовном, о добре и зле, о любви и милосердии, человек не может чувствовать себя счастливым.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что сейчас следует обратить особое внимание на цели т приоритеты образования. Современное образование с избытком удовлетворяет потребности ума, давая ему огромные информации. Великий Абай («Слова назидания», слово 17) считает, что истинно научный подход к воспитанию. Разума и Воли — это воспитание Сердца: «Разум человека совершенствуется безграничной, неиссякаемой любовью к добру». К сожалению, современная наука и образование служат, скорее, разуму и воле, чем сердцу, поэтому, основная задача современности — возвращение науки и образования к своему высокому изначальному предназначению.
В результате неверно расставленных приоритетов в образовании развитые одаренные школьники могут получить все знания и навыки, положенные по программе, но не будут подготовлены для того, чтобы использовать накопленные знания в целях своего дальнейшего развития и на благо общества. Образование должно быть ради жизни а не только ради заработка на жизнь.
Цель образования — во всестороннем целостном развитии ребенка. В процессе образования следует развивать не только физические и интеллектуальные аспекты личности ребенка, но и прежде всего, раскрывать, высшую нравственно-духовную природу ребенка.
Нравственно-духовное образование — это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности через включение в содержание образования общечеловеческих ценностей, способствующих раскрытию высшей нравственно-духовной природы учащегося, и имеющий целью становление человека совершенного характера, живущего в единстве мысли, слова, дела.
Нравственно-духовное образование основано на взаимодействий учитель-ученик, в котором должна происходить трансформация не только ученика, но и учителя, как субъектов собственного духовного поиска. Учитель стимулирует личностное восхождение ученика посредством своего примера и создания условий для духовно-нравственного развития — это является основной методики преподавания самопознания как нравственно-духовного образования.
Мировоззренческие основы интеграции нравственно-духовного образования учебных дисциплин состоят в целом понимании мира и человека, как обладающих не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой, которая в окружающем мире проявляется как жизнь, движение, развитие, порядок и гармония; в сознании человека проявляется как вечные общечеловеческие ценности.
Педагогика сегодня нуждается не столько в изобретении новых средств и методов, сколько в более или менее ясной мировоззренческой ориентации, позволяющей интегрировать нравственно-духовное и интеллектуальное образование.
Сегодня необходимо гармоничное развитие двух аспектов образования — интеллектуального — внешнее, образование для ума, нравственно-духовного — внутреннее, образование для сердца. Необходимо слить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию.
Интеграция (от лат. integratio –«соединение») — процесс объединения частей в целое. Процесс или действие, имеющий своим результатом, целостность; объединение, соединение, восстановление единства»; «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
Интеграция духовно-нравственного образования в предмет — это прежде всего, оживление знания, выявление его духовно-нравственной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования. Другими словами должны составить единое целое во всем, чему мы учим.
Виды интеграции:
- Внешняя интеграция — применение методов, приемов самопознания;
- Внутренняя интеграция — мировоззренческая, сущностная.
Педагогическая межпредметная интеграция рассматривалась в работах А. А. Бейсенбаевой. Ученый подчеркивает в своих работах, что «задача усовершенствование учебных планов, программ и учебников состоит в том, чтобы отразить в них не только достижения отдельных отраслей знаний, но и нравственность человека, его духовный мир». [2с. 57–61]
Педагогические принципы, которыми следует руководствоваться в процессе интеграции духовно-нравственного образования в учебные дисциплины:
Педагогические принципы:
- Принцип общечеловеческих ценностей;
- Принцип выявления и саморазвития личности в процессе обучения;
- Принцип единства:
- Принцип вдохновленного научно-исследовательского творчества учащихся;
- Принцип социального взаимодействия или принцип служения обществу;
- Принцип позитивности;
- Принцип культуросообразности;
- Принцип природосообразности: [3с. 19–25].
Совершенствование учебной деятельности в настоящее время определяется характеристиками совместной деятельности учащихся и педагога по достижению намеченных целей, задачами обучения, воспитания и развития высоконравственной творческой личности. Воспитание человека, успевающего позитивно мыслить, стремящегося к самопознанию, обладающего чувством ответственности, терпимого к постоянно меняющемуся миру и способного духовно обогащать его, является целью современного образования.
Таким образом, в заключении резюмируем некоторые основные направления осуществления процесса комплексной интеграций интеллектуального и нравственно-духовного образования в учебном процессе:
- Выявление и практическое использование аксиологического и гуманитарного потенциала современной науки как эффективного средства развития не только интеллектуальной и культурологической. Но прежде всего, духовно-нравственной сферы личности;
- Проведение междисциплинарных проектных исследований, отражающих внутренние связи и единство всех видов научно-рационального знания на основе их нравственной, эстетической и экологической ценностей;
- Развитие процесса взаимодействия в открытой системе «учитель-ученик», целях расширения сознания от индивидуального до планетарного переосмысления ложных ценностей и обращения к истинным и глубинным смыслам бытия.
Интеграция интеллектуального и нравственно-духовного образования в учебном процессе будет способствовать развитию у учащихся следующих важных качеств:
1) Умение оценить любую жизненную ситуацию и научную проблему с позиции духовного уровня;
2) Знания о сущности вечных нравственно-духовных ценностей и осознания своих метапотребностей в них;
3) Умение видеть аксиологический характер науки и внутреннее единство всех видов знания;
4) Умение интегрировать общечеловеческие ценности в проектную научно-исследовательскую деятельность;
5) Социальная активность и готовность к бескорыстному служению обществу;
6) Осознание взаимосвязанности личности, общества и природы;
7) Развитие позитивного мышления:
8) Развитие различения между вечными и временными ценностями;
9) Умение брать ответственность и выполнять свой долг перед собой, родителями, государством, и человечеством в целом;
10) Знание и осмысление мирового культурного наследия для поиска вечных смыслов и идей.
Литература:
1. Назарбаева С. А. Этика жизни — Алматы,2001.
2. Бейсенбаева А. А. Теория и практика гуманизации школьного образования. — Алматы: Гылым, 1998.