Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы профильной направленности школьной математики для абитуриентов и учащихся на летней практике в экономическом вузе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 07.04.2015

Статья просмотрена: 380 раз

Библиографическое описание:

Быканова, О. А. Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы профильной направленности школьной математики для абитуриентов и учащихся на летней практике в экономическом вузе / О. А. Быканова, Н. В. Филиппова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7851/ (дата обращения: 15.11.2024).

Сегодня Россия интегрируется в мировую экономическую систему, и в начале третьего тысячелетия жизнь требует изучения основных законов экономики уже в школе и как можно раньше. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. Экономическая образованность и экономическое мышление формируются не только при изучении курса экономики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе, математике здесь принадлежит особая роль. Это объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе алгебры VII — X классов. Взаимодействие математики и экономики приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для многообразных приложений, а экономика — могучий инструмент для получения новых знаний.

С 9 по 17 марта 2015 г. в России впервые прошла Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, организатором которой выступил Проект Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Мероприятие было приурочено ко Всемирной неделе денег. В 17 регионах страны было проведено множество разнообразных мероприятий, целью которых было привлечение внимания молодежи к необходимости финансового планирования.

Экспериментальная школьная практика «Математика в экономике», предназначенная для учащихся десятых классов, может считаться составной частью программы повышения финансовой грамотности населения.

Программа школьной практики в сочетании с программой курса математики способствует углубленному изучению и самой математики, и тех ее экономических приложений, которые в ней рассматриваются. Содержание курса не дублирует школьный курс экономики и является «мостом» к его осознанному изучению. Все понятия рассматриваются с точки зрения математики на примерах, которые могут быть дополнением к ряду тем школьного курса математики.

Организация учебного процесса построена так, чтобы школьники не только обновили и пополнили знания, но и смогли выработать умения и навыки, необходимые для организации элементарной предпринимательской деятельности, научились реализовывать свои лучшие качества, чтобы быть в будущем востребованными.

Цели курса:

 интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для экономической деятельности и необходимых для успешной социализации учащихся и адаптации их к реальной жизни; изучение взаимодействия математики и экономики с целью привития устойчивого интереса, усвоения, углубления и расширения знаний учащихся; профориентация.

Задачи курса:

-          сформировать у школьников понимание значения экономики для общественного прогресса; понимание экономических проблем России и возможных путей их преодоления;

-          сформировать представление об идеях и методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики и банковского дела;

-          познакомить учащихся с терминологией, встречающейся при изучении курса, помочь понять ее и правильно использовать;

-          научить учащихся применять математический аппарат при решении экономических задач;

-          школьники должны овладеть конкретными экономическими знаниями, необходимыми для изучения других школьных предметов, для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и продолжения образования;

-          привить навыки работы в группах, быть их лидером, выступать, вести переговоры, отстаивать свои интересы;

-          познакомить школьников с интересующими их профессиями в области экономики, требованиями, предъявляемыми к работникам этой сферы.

 

Наименование раздела

лекции

практика

комп. занятия

форма контроля

1

 Метод математических моделей. Понятие о математических моделях. Математические модели в экономике.

1

 

 

 

2

Функции в экономике. Линейная функция. Функции спроса и предложения. Равновесная цена. Понятие эластичности функции.

1

1

 

 

3

Системы уравнений и рыночные отношения. Модель Леонтьева — задача о межотраслевом балансе.

1

2

1

 

4

Уравнение прямой на плоскости. Геометрическая интерпретация линейного неравенства с двумя переменными. Графическое решение системы неравенств. Графический метод нахождения экстремума функции с экономическими параметрами при ограничениях. (задача о рационе).

1

2

1

 

5

Банковские операции. Сравнение различных способов начисления процентов на вклад при помощи приведения к эффективной годовой ставке.

1

1

1

 

6

Финансовые потоки и стоимость инвестиций. Различные способы расчета современной стоимости потока платежей.

1

2

1

 

 

Итого:

6

8

4

защита курсовой работы

 

Всего по дисциплине:

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.   Шершнев В. Г. Линейная алгебра ч.1. Учебное пособие. М.: Менеджер, 2007.

2.   Сагитов Р. В., Шершнев В. Г. Линейная алгебра.Часть 2. Учебное пособие.М., «Менеджер», 2007.

3.   Практикум по математике. Математика и экономика. М.,Изд. ГОУ им. Г. В. Плеханова, М.,2009.

4.   Четыркин Е. М. Финансовая математика. М.,Изд.дом «Дело» РАНХиГС, 2011, 392 стр.

5.   Чуйко А. С., Шершнев В. Г. Математические основы финансового обслуживания. М: Менеджер, 2010.

6.   Быканова О. А. Индивидуальные контрольные задания по дисциплине «Финансовая математика». М., ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2014.

7.   Быканова О. А., Филиппова Н. В. Профориентационная работа со школьниками и мотивированными абитуриентами в экономическом вузе. Изд. «Молодой ученый», «Педагогика высшей школы», № 1, 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): VII, математический аппарат, Российская Федерация, Россия, финансовая грамотность населения, экономика.

Похожие статьи

Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы в рамках профориентационной деятельности и программы привлечения талантливых представителей молодежи на образовательные программы экономического вуза

Культура мышления и культура речи как определяющие факторы формирования лингвистической компетентности студентов

Применение исследовательского подхода к обучению как неотъемлемое условие формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов

Проектирование курсов внутришкольного компонента как фактор развития математической деятельности младших школьников

Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок обучающихся при обучении географии на примере курса «География России. Население и хозяйство»

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Проблема активизации познавательной деятельности студентов в дидактике гуманитарных дисциплин при создании адаптивной модели компьютерного обучения

Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации

Система учебных задач как фактор педагогической поддержки познавательной деятельности учеников в интеллектуально-ориентированном процессе обучения информатике

Похожие статьи

Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы в рамках профориентационной деятельности и программы привлечения талантливых представителей молодежи на образовательные программы экономического вуза

Культура мышления и культура речи как определяющие факторы формирования лингвистической компетентности студентов

Применение исследовательского подхода к обучению как неотъемлемое условие формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов

Проектирование курсов внутришкольного компонента как фактор развития математической деятельности младших школьников

Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок обучающихся при обучении географии на примере курса «География России. Население и хозяйство»

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Проблема активизации познавательной деятельности студентов в дидактике гуманитарных дисциплин при создании адаптивной модели компьютерного обучения

Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации

Система учебных задач как фактор педагогической поддержки познавательной деятельности учеников в интеллектуально-ориентированном процессе обучения информатике