Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы профильной направленности школьной математики для абитуриентов и учащихся на летней практике в экономическом вузе
Авторы: Быканова Ольга Алексеевна, Филиппова Наталья Васильевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 07.04.2015
Статья просмотрена: 380 раз
Библиографическое описание:
Быканова, О. А. Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы профильной направленности школьной математики для абитуриентов и учащихся на летней практике в экономическом вузе / О. А. Быканова, Н. В. Филиппова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7851/ (дата обращения: 15.11.2024).
Сегодня Россия интегрируется в мировую экономическую систему, и в начале третьего тысячелетия жизнь требует изучения основных законов экономики уже в школе и как можно раньше. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. Экономическая образованность и экономическое мышление формируются не только при изучении курса экономики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе, математике здесь принадлежит особая роль. Это объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе алгебры VII — X классов. Взаимодействие математики и экономики приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для многообразных приложений, а экономика — могучий инструмент для получения новых знаний.
С 9 по 17 марта 2015 г. в России впервые прошла Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, организатором которой выступил Проект Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Мероприятие было приурочено ко Всемирной неделе денег. В 17 регионах страны было проведено множество разнообразных мероприятий, целью которых было привлечение внимания молодежи к необходимости финансового планирования.
Экспериментальная школьная практика «Математика в экономике», предназначенная для учащихся десятых классов, может считаться составной частью программы повышения финансовой грамотности населения.
Программа школьной практики в сочетании с программой курса математики способствует углубленному изучению и самой математики, и тех ее экономических приложений, которые в ней рассматриваются. Содержание курса не дублирует школьный курс экономики и является «мостом» к его осознанному изучению. Все понятия рассматриваются с точки зрения математики на примерах, которые могут быть дополнением к ряду тем школьного курса математики.
Организация учебного процесса построена так, чтобы школьники не только обновили и пополнили знания, но и смогли выработать умения и навыки, необходимые для организации элементарной предпринимательской деятельности, научились реализовывать свои лучшие качества, чтобы быть в будущем востребованными.
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для экономической деятельности и необходимых для успешной социализации учащихся и адаптации их к реальной жизни; изучение взаимодействия математики и экономики с целью привития устойчивого интереса, усвоения, углубления и расширения знаний учащихся; профориентация.
Задачи курса:
- сформировать у школьников понимание значения экономики для общественного прогресса; понимание экономических проблем России и возможных путей их преодоления;
- сформировать представление об идеях и методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики и банковского дела;
- познакомить учащихся с терминологией, встречающейся при изучении курса, помочь понять ее и правильно использовать;
- научить учащихся применять математический аппарат при решении экономических задач;
- школьники должны овладеть конкретными экономическими знаниями, необходимыми для изучения других школьных предметов, для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и продолжения образования;
- привить навыки работы в группах, быть их лидером, выступать, вести переговоры, отстаивать свои интересы;
- познакомить школьников с интересующими их профессиями в области экономики, требованиями, предъявляемыми к работникам этой сферы.
|
Наименование раздела |
лекции |
практика |
комп. занятия |
форма контроля |
1 |
Метод математических моделей. Понятие о математических моделях. Математические модели в экономике. |
1 |
|
|
|
2 |
Функции в экономике. Линейная функция. Функции спроса и предложения. Равновесная цена. Понятие эластичности функции. |
1 |
1 |
|
|
3 |
Системы уравнений и рыночные отношения. Модель Леонтьева — задача о межотраслевом балансе. |
1 |
2 |
1 |
|
4 |
Уравнение прямой на плоскости. Геометрическая интерпретация линейного неравенства с двумя переменными. Графическое решение системы неравенств. Графический метод нахождения экстремума функции с экономическими параметрами при ограничениях. (задача о рационе). |
1 |
2 |
1 |
|
5 |
Банковские операции. Сравнение различных способов начисления процентов на вклад при помощи приведения к эффективной годовой ставке. |
1 |
1 |
1 |
|
6 |
Финансовые потоки и стоимость инвестиций. Различные способы расчета современной стоимости потока платежей. |
1 |
2 |
1 |
|
|
Итого: |
6 |
8 |
4 |
защита курсовой работы |
|
Всего по дисциплине: |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература:
1. Шершнев В. Г. Линейная алгебра ч.1. Учебное пособие. М.: Менеджер, 2007.
2. Сагитов Р. В., Шершнев В. Г. Линейная алгебра.Часть 2. Учебное пособие.М., «Менеджер», 2007.
3. Практикум по математике. Математика и экономика. М.,Изд. ГОУ им. Г. В. Плеханова, М.,2009.
4. Четыркин Е. М. Финансовая математика. М.,Изд.дом «Дело» РАНХиГС, 2011, 392 стр.
5. Чуйко А. С., Шершнев В. Г. Математические основы финансового обслуживания. М: Менеджер, 2010.
6. Быканова О. А. Индивидуальные контрольные задания по дисциплине «Финансовая математика». М., ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2014.
7. Быканова О. А., Филиппова Н. В. Профориентационная работа со школьниками и мотивированными абитуриентами в экономическом вузе. Изд. «Молодой ученый», «Педагогика высшей школы», № 1, 2015.