Цифровые технологии для совершенствования образовательного процесса и воспитательной работы в дополнительном образовании
Автор: Герасимов Геннадий Александрович
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 03.04.2015
Статья просмотрена: 3516 раз
Библиографическое описание:
Герасимов, Г. А. Цифровые технологии для совершенствования образовательного процесса и воспитательной работы в дополнительном образовании / Г. А. Герасимов. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7755/ (дата обращения: 19.12.2024).
Цифровые технологии — фотография, Интернет, видео сегодня часть нашей жизни, и вряд ли кто-то станет с этим спорить. И еще пару десятков лет никто и понятия не имел, что это вообще такое. Несомненно, цифровые технологии имеют огромные преимущества перед аналоговыми.
Хочется сразу обратить внимание на то, что первоначально цифровые технологии развивалась достаточно стремительно. И сейчас, уже спустя двадцать лет, даже трудно представить, что нас ожидает через два-три года, учитывая скорость развития современных технологий.
Никто не мог и представить, например, что фотокамера в виде игрушки — первый фотоаппарат, который производит цифровые снимки, обладал матрицей 28х104 пикселя, и он рассматривался только лишь как дитя прогресса, и не более. Он не мог похвастаться качественными фотографиями, и поэтому его не рассматривали всерьез. Это стало началом.
В 1990 году, всего лишь 25 лет назад появилась самая первая цифровая коммерческая камера модели Dycam Model 1, которая была черно-белой и могла похвастаться разрешением 376х240 точек. Встроенная ее память составляла тогда один мегабайт и могла в себя вместить тридцать два снимка. Камера могла подключаться к компьютеру и была оснащена встроенной вспышкой.
Такими же стремительными темпами за эти 25 лет развивался компьютер, Интернет и цифровая видеозапись.
Трудно представить какой прорыв цифровых технологий произойдет в последующие года. А ведь в тех годах и с применением новейших цифровых технологий предстоит жить и работать нашим сегодняшним воспитанникам. Поэтому привлечение обучающихся к передовым образцам развития цифровых технологий является наиболее актуальной задачей в образовательном и воспитательном процессе дополнительного образования.
Хотелось бы остановиться на трех аспектах цифровых технологий в образовании и воспитании — цифровая фотография, интернет и социальные сети, цифровое видео.
Бесспорно, что цифровая фотография является технически насыщенным со сложной теоретической частью процессом, со специализированными терминами и обучение. Казалось бы, что возраст учащихся должен быть средним и выше — 14–17 лет. Но практика показывает, что
- при легкой адаптации сложных формулировок,
- при желании учащегося в освоении процесса,
- при правильном сочетании теории с практикой, тематическими выездами, практическими занятиями в студии,
возраст обучающихся реально может быть понижен до 10–11 лет.
А значит, у ученика будет огромный резерв времени до окончания школы для совершенствования знаний и практики в цифровой фотографии.
Причем надо отметить, что обучение, желание обучатся, качество фотографий почти не зависят от вида цифрового фотоаппарата. Это может быть и первая зеркалка, и просто телефон с фотоаппаратом.
Обработка фотографий на компьютере повышает компьютерную грамотность, отвлекает от почти бесполезного проведения времени за компьютерными играми.
Одна из важных составляющих изучения цифровой фотографии является обсуждение и корректировка фотографий. Это фотографии учащихся, фотографии преподавателя и примеры красивых и неправильных фотографий, скаченных из Интернета.
С другой стороны спор о том является ли фотография искусством или нет закончились очень давно. Даже на основании наблюдений за улучшением качества фотографий при двухгодичном обучении видно, как улучшается художественная составляющая столь технического вида творчества. Трудно переоценить то впечатление и удовольствие, которое получает ученик при создании художественной фотографии и от участия в выставке.
И особенно хорошо, что именно в этом возрасте закладывается основы художественного восприятия мира, чувства прекрасного, умение видеть светлое и хорошее. И в тоже время изучение фотографии является закладкой фундамента для выбора будущей востребованной обществом профессии.
Социальные сети — это сообщество людей с одинаковыми интересами. Каждая школа, каждый класс, каждый коллектив — это одна социальная группа. А компьютерные социальные сети — это способ поддержать интерактивную связь между этими группами людей. Использование социальных сетей в учебном процессе — это один из способов повышения мотивации, качества обучения учащихся.
Одним из самых востребованных направлений в сфере образования является использование информационно-коммуникационных технологий. Современный ученик должен уметь самостоятельно и активно работать с информацией, уметь относиться к ней критически и применять её в зависимости от целей и задач своей деятельности. Современный учитель, в свою очередь, должен уметь научить ученика этому.
Несколько не соглашусь с автором статьи (1) о возрасте молодежи, особенно активном в социальных сетях. Возраст использования различных социальных сервисов стремительно понижается. В моей группе по фотографии самый активный возраст 13–14 лет, но есть 10- и 11-летние, которые выкладывают фотографии, общаются, получают лайки за свои фотографии.
Большой проблемой является возраст преподавательского контингента и его способность осваивать новые компьютерные технологии. Это может стать сдерживающим фактором в живом неформальном общении с учащимися.
У нас в студии «7небо» «В Контакте» из учащихся создана закрытая группа Фото Клуб ЦВР 2014/15. Практически все ученики стали участниками этой группы. Более идеального места для размещения своих фотографий, обсуждения, споров, показов для друзей представить себе невозможно.
Для оперативного оповещения о том, что будет происходить на следующих занятиях, что приносить, куда приходить — служит информационная страничка, сделанная на моем сервере http://foto-na.biz/fotoclub13.html. Учащийся, пропустивший по болезни занятия, может постоянно смотреть, что происходит в студии и быть готовым к следующему занятию.
Для сверхоперативного информирования учащихся (болезнь преподавателя, отмена выездного занятия из-за погоды, информирование родителей о пропусках занятий и др.) мы используем сервис СМС-рассылки — http://www.infosmska.ru/. Одноразово заносится база всех номеров телефонов учащихся и родителей, и здесь всем или выборочно можно отправить информацию оперативного характера.
Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения. Однако в педагогической деятельности возможности социальных сетей можно использовать для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу людей.
Еще одна перспективная сторона развития цифровых технологий в обучающем и воспитательном процессе является обучение профессии оператора. Видео съёмка является прямым продолжением технологии цифрового фотографирования.
Ошибочно мнение, что для создания видеостудии требуется очень дорогая аппаратура. Хотел бы рассказать о задачах, которые может решать бюджетная по стоимости видеостудия и как она может повлиять на обучающий и воспитательный процесс. Эти задачи для нашей студии тоже являются пока только перспективными, мы будем стараться решить их в 2015–2016 учебном году.
Первое направление практического использования видеотехники это создание видеороликов, видео журналов о жизни Центра внешкольной работы, о его мероприятиях, праздниках, конкурсах. Эти ролики можно показывать на телевизорах в фойе и любых других телевизорах, а также распространять по подписке. Для данной работы не требуется высокое качество видеосигнала — достаточно простой любительской видеокамеры.
Второе направление — это создание живого журнала с трансляцией в локальную сеть Центра и возможность просмотра новостей на любом компьютере, подключенном к сети. В дополнение к простой видеокамере здесь потребуется зеленый фон (хромакей) и программа для видео монтажа. Видео новости, интервью с детьми и работниками Центра, показываемые в локальной сети в прямом эфире с определенной периодичностью, позволят не только донести информацию в интересном виде, но и создадут мотивацию для дальнейшего изучения темы и повысят самодисциплину учащихся.
Третье направление развития видео студии — это создание видео трансляций с праздников и мероприятий Центра с выходом в Интернет. Для этого тоже не нужна дорогая техника, так как трафик должен быть небольшим. Для этого потребуется только точка прямого доступа в Интернет. И тогда трансляцию можно будет посмотреть в прямом эфире по IP-адресу с любого компьютера, находящегося за пределами Центра.
Эти направления работы с видео техникой дадут возможность дальнейшего развития учащихся по востребованным специальностям видео оператор, видео монтажер и тележурналист.
Литература:
1. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [Текст] / О. А. Клименко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 405–407.