Летний оздоровительный лагерь как социальный институт воспитания старшеклассника | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 07.05.2015

Статья просмотрена: 2522 раза

Библиографическое описание:

Магомедов, Т. А. Летний оздоровительный лагерь как социальный институт воспитания старшеклассника / Т. А. Магомедов. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7859/ (дата обращения: 19.12.2024).

На современном этапе сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования является важнейшей задачей концепцию модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации, в котором летний лагерь выступает одним из важнейших объектов организации отдыха в период школьных каникул, поскольку ежегодно в лагерях и здравницах РФ отдыхают свыше 9 миллионов детей и подростков.

В последние годы укрепляется нормативно-правовая база функционирования системы отдыха и оздоровления детей, чему свидетельством Федеральный закон ФЗ-98 от 28.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ с изменениями 22.08.2004 г.); Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи» (с изменениями от 21 апреля 1997 г.); Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях и социальной защите детей-сирот и детей» [5].

Для всего многообразия форм летнего детского (отдыха детский центр отдыха и оздоровления детей и подростков, база детскою отдыха, летний дом детскою отдыха, экологическая площадка, дача, детский лагерь санаторного типа, летняя школа здоровья, туризма, лидеров) и основой функционирования является формирование личностных компетенций, через создание условий и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое обслуживание, питание и отдыхах в экологически благоприятной среде, занятия физической культурой и спортом. При этом образовательные деятельность ориентирована на реализацию дополнительных образовательных программ, обеспечивающих актуализацию и адаптацию потенциальных ресурсов ребенка через самоопределение и самореализацию, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укрепление здоровья, детей в возрасте преимущественно от 6 до 14 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга и т. д.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает на преобладание в определении сущности детского летнего оздоровительного лагеря в трех подходов:

-          структурно-характеристического предполагающий его описание внешних характеристик и структурных компонентов, который отражающие государственных нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность детских лагерей;

-          ценностно-ориентировочного где сущность летнего оздоровительного лагеря концентрируются на выделении и анализе основополагающих ценностей, лежащих в основе жизнедеятельности лагеря представляющего собой своеобразный институт детства (государственный, корпоративный или частный), естественным образом ориентированный на развитие эмоциональной среды, так как показывает ценности взаимоотношений и взаимодействия, богатые и перспективные виды и формы деятельности;

-          функционально-деятельностный, помогающий выявить и конкретизировать основные функции ведущие виды и формы совместной деятельности детей и взрослых в лагерную смену.

Современного летнего оздоровительного лагеря как особого социального института выделить ряд этапов:

-          «оздоровительно-воспитательный» (20-е — начало 40-х гг. XX века);

-          «оздоровительно-воспитательно-образовательный» (конец 40-х — 80 гг. XX века);

-          «полифункциональный» (90-е гг. XX века — по настоящее время).

Среди ученых преобладают 2 точки зрения согласно которых детские лагеря ведут отсчет с 1895 года, с открытия в Петербурге Обществом охранения народного здравия первой колонии для детей, обучавшихся в начальных городских училищах (И. А. Курчатова); и с 20-х годов XX века, с возникновения первых пионерских лагерей и системы каникулярного отдыха (Е. Н. Сорочинская, СИ. Панченко и др.). [3]

При этом вторая позиция рассматривает летний оздоровительный лагерь как социальный институт и его функции, где по организации детских «леших колоний» и выступают основой лагерного движения началом её объединение теории и практики воспитания в условиях летнего оздоровительного лагеря.

В конце XIX века «летние колонии» устраивались в окрестностях городов в школах, где дети привлекались к хозяйственной деятельности: сами убирали свои комнаты, стирали важнейшей функцией, которого является оздоровление детей, чему должны были способствовать свежий воздух, здоровая деревенская пища, игры на природе, купания и т. д.

В начале XX века отечественными педагогами, П. Ф. Лесгафт, С. Т. Шацкий, А. У. Зеленко и др. предпринимаются попытки создания научной базы деятельности «летних колоний» для чего в 1905 г. организована летная детская трудовая колония «Бодрая жизнь», где каждое лето жили 60–80 мальчиков и девочек. Для колони была разработана система правил, способствующих нормальному развитию детского сообщества; условия для общения детей, творчества, реализации интереса к исследованиям, потребности самовыражения. При этом система воспитания строилась на сочетании физического труда, самостоятельности, самоуправления и самодеятельности детей, тесных товарищеских отношений между учителем и учениками, отсутствия формализованного учебного процесса. Основой жизни в летней колонии был физический труд, который имел и образовательное значение, поскольку трудовые занятия выступали источником знаний о природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали формированию трудовых навыков, а свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей, занятиям музыкой, пением [1,4].

-     Оздоровительно-воспитательный этап — (20-е — начало 40-х гг.) связан с развитием в стране пионерского движения ростом сети летних пионерских лагерей, организаторы которых строили работу по опыту скаутских лагерей, куда входили дети с ослабленным здоровьем, пережившие первую мировую и гражданскую войны, послевоенную разруху, голод, эпидемии опасных заболеваний и т. д..

В стране стали создаваться детские оздоровительные учреждения, приоритетными задачами которых выступало санитарно-гигиеническое просвещение детей и подростков, развитие их двигательной активности приучение к режиму дня и правильному питанию. При этом основной функцией санаторно-оздоровительный комплекс нового типа стало поддержание, профилактика и реабилитация здоровья детей и подростков, отличившихся в трудовой, учебной и других видах деятельности, через активное включение в «общественно-полезную трудовую работу» с целью «глубокого познания природы и расширения социального кругозора».

Первое «Положение о загородном пионерском лагере», в 1924 регламентировало структуру управления, цели и задачи работы с детьми, санитарно-гигиенические требования к проживанию детей, нормы питания и, физических нагрузок, а ведущей воспитательной целью лагеря являлось формирование коммунистического мировоззрения юных пионеров и октябрят, актуализируется воспитательная функция детского лагеря, в соответствии которой ребенок рассматривался преимущественно как член детского коллектива; как будущий гражданин и специалист; как защитник Родины; как носитель определенных идеологических ценностей;

-     Оздоровительно-воспитательно-образовательный этап — (конец 40-х — 80 гг. XX века) характеризуется актуализацией образовательной функции детского лагеря: поскольку система внешкольной работы ориентировалось на развитие творческих способностей и интересов детей в области искусства, живописи, техники, туризма, физкультуры и спорта, а основным критерием качества, которого устанавливалась «средняя поправка детей в весе». При этом возникали самобытные детские организации как разновидности пионерской организации функциями укрепление физического, психического и нравственного здоровья ребенка на фоне разрядки и восстановления сил; удовлетворение потребностей в различных развлечениях и увлечениях; обеспечение единства оздоровительного и образовательного процессов; компенсация недостатков профессионального образования; саморазвитие и самореализация ребенка.

В этом период сложилась система каникулярного отдыха детей и подростков, включавшая 9 типов детских здравниц, различавшихся в зависимости от их ведущих функций: загородный детский оздоровительный лагерь, пионерский лагерь (загородный, городской, летний, круглогодичного типа, профильный пионерского актива), лагерь труда и отдыха, оздоровительный лагерь для старшеклассников, оборонно-спортивный лагерь для молодежи, оздоровительно-спортивный лагерь детско-юношеской спортивной школы профсоюзов, трудовой отряд старшеклассников, колхозный (межколхозный) лагерь для детей и подростков, пионерский лагерь санаторного типа и др.

В целом этап характеризуется попытками объединить оздоровительную, воспитательную и образовательную функции лагеря.

-     Полифункциональный этап — в истории российского летнего оздоровительного лагеря как особого социального института наступает в 90-е годы XX века, характеризующая переосмыслением сущности воспитания и оздоровления в условиях временных детских объединений, возникновением новых типов и видов детских учреждений (международные и всероссийские детские центры, социально-педагогические оздоровительные центры и комплексы многопрофильного характера, лагеря детских и юношеских организаций,летние академии, лагеря юных талантов, лагеря-экспедиции, семейные дома отдыха и т. д.). При этом содержательная сторона жизнедеятельности в современном оздоровительном учреждении имеет несколько аспектов: во-первых, комплексная направленность на всестороннее развитие личности; во-вторых, оздоровительный отдых как аккумулятор психических, нравственных, этических, эстетических и физических сил ребенка; в третьих отдых выполняет не только компенсаторную функцию но и создает условия для приобретения знаний и умений, развития инициативы и самодеятельности; в четвертых, система отдыха целостно обеспечена педагогическим и медицинским сопровождением социальными и индивидуальными связями.

Признание детские лагеря учреждениями дополнительного образования детей стимулировало появление профильных (компьютерные, экономические, языковые и т. д., лагерей и смен актуализировала их развивающую функции, что связано, с интеграцией российского и зарубежного лагерного движения, увеличением количества детей, нуждающихся в физической и психологической реабилитации и коррекции с развитием общественных и политических организаций России.

Резюмируя сказанное можно заключить, что детский лагерь как учреждение дополнительного образования детей в настоящее время является наиболее массовой формой организации отдыха детей и подростков в период школьных каникул, в которого выделяются этапы, связанные с изменением и расширением его функций;

1.         «оздоровительно-воспитательный» (20-е — начало 40-х гг. XX века), современного летнего оздоровительного лагеря как особого социального института

2.         «оздоровительно-воспитательно-образовательный» (конец 40-х — 80 гг. XX века), основными функциями: оздоровительная, воспитательная, развивающая, культурологическая, психотерапевтическая, коммуникативная и компенсаторная.

3.         «полифункциональный» (90-е гг. XX века — по настоящее время), полифункциональность современного летнего оздоровительного лагеря обусловливает построение воспитательной системы, где преобладают массовый, общедоступный и добровольный характер участия детей в работе, имеющей общественно-полезную направленность; возможность развития интересов и способностей каждого ребенка; дифференцированный, возрастной и индивидуальный подходы личности; широкий простор для инициативы и самодеятельности; сочетание массовых, коллективных и индивидуальных форм в зависимости от содержания и характера работы коллектива; органическая связь, согласованность и взаимодействие со школой организациями, семьей и общественностью.

Современная типология детских оздоровительных лагерей представлена: загородными детскими оздоровительными лагерями; лагерями труда и отдыха; оборонно-спортивными лагерями; оздоровительными лагерями для молодежи; оздоровительно-спортивными лагерями ДЮСШ; лагерями санаторно-курортного типа; международными и всероссийскими детскими центрами; профильными лагерями; городскими лагеря с дневным пребыванием; семейными домами отдыха.

 

Литература:

 

1.    Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. // Послесл. Е. С. Буха, М. Педагогика 1991. 174 с.

2.    Сабиров Х. Ф. Общественно-нравственное поведение личности как черта социалистического образа жизни РИО Акад. МВД СССР. Москва. 1977. С. 233–235

3.    Сорочинская Е. Н., Ковалева А. Г. Социально-педагогический колледж «Орленок»// Педагогика. 1998. № 7.

4.    Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. — М.: Педагогика, 1980.- Т. 2. — 416с.

5.    Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» http://base.garant.ru/10135206/#help#ixzz3W9pyMuiR

Основные термины (генерируются автоматически): лагерь, век, детская, дополнительное образование детей, летний оздоровительный лагерь, особый социальный институт, ребенок, Российская Федерация, государственная поддержка, детский лагерь.

Похожие статьи

Центр дополнительного образования как структурное подразделение современной образовательной организации

Исследовательский кружок как эффективная форма развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста

Мини-кинотеатр в сельской местности как центр организации досуга молодежи

Языковой лагерь как средство развития социокультурной компетенции подростков

Социокультурный образовательный центр «Ӕмбастдзинад» как ресурс успешной социализации сельских школьников

Создание оздоровительного комплекса «Теплый Ключ»

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и воспитания будущего школьника

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Учебно-игровой Лего-центр в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Проектная деятельность младших школьников

Похожие статьи

Центр дополнительного образования как структурное подразделение современной образовательной организации

Исследовательский кружок как эффективная форма развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста

Мини-кинотеатр в сельской местности как центр организации досуга молодежи

Языковой лагерь как средство развития социокультурной компетенции подростков

Социокультурный образовательный центр «Ӕмбастдзинад» как ресурс успешной социализации сельских школьников

Создание оздоровительного комплекса «Теплый Ключ»

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и воспитания будущего школьника

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Учебно-игровой Лего-центр в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Проектная деятельность младших школьников