Социально-психологический тренинг как форма интерактивного обучения в вузе
Авторы: Пилюгина Екатерина Ивановна, Павлюк Светлана Викторовна, Айрапетян Амалия Левоновна, Чобанян Эмма Юрьевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 09.04.2015
Статья просмотрена: 1137 раз
Библиографическое описание:
Пилюгина, Е. И. Социально-психологический тренинг как форма интерактивного обучения в вузе / Е. И. Пилюгина, С. В. Павлюк, А. Л. Айрапетян, Э. Ю. Чобанян. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7861/ (дата обращения: 16.11.2024).
На сегодняшний день проблема становления высококвалифицированных специалистов привлекает достаточно большее внимание специалистов различных областей науки. Современный выпускник высшей школы должен отвечать требованиям, среди которых значимое место занимает высокий профессионализм, творчество и активность. Исходя из этого, современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, государства в выработке у студентов социально полезных знаний, убеждений, качеств характера, коммуникаций и опыта поведения.
В настоящее время стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. И как следствие, приоритетами в работе педагога сегодня отдается методам опосредованного психолого-педагогического воздействия: происходит отказ от лозунгов и призывов, отказ от излишнего авторитаризма, назидательности; вместо этого ставятся на первый план диалогические методы общения, совместный поиск решения проблемы, развитие через применение активных и интерактивных методов обучения, разнообразную творческую деятельность.
Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — «взаимный», «act» — действовать.
Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося [3].
Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:
- пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
- совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
- согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
- совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Значение интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс организован был таким образом, что бы все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность рефлектировать по поводу того, что они узнали и думают. Поэтому становится актуальным задача применения активных и интерактивных форм обучения в вузе, что обусловлено требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Интерактивные методы не заменяют лекционные занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как — устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:
- пробуждают у обучающихся интерес;
- поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
- обращаются к чувствам каждого обучающегося;
- способствуют эффективному усвоению учебного материала;
- оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
- осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
- формируют у обучающихся мнения и отношения;
- формируют жизненные навыки;
- способствуют изменению поведения.
Одно из необходимых условий для этого — личный опыт участия педагога в тренинговых занятиях по интерактиву. Овладеть ими можно только путем непосредственного участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии.
Современная педагогика насыщена целым комплексом интерактивных методов, среди которых можно выделить следующие:
- творческие задания;
- работа в малых группах;
- дискуссия;
- обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
- изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция — дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, мини-лекция);
- эвристическая беседа;
- разработка проекта (метод проектов);
- использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения, например просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, приглашение специалиста, спектакли, выставки;
- системы дистанционного бучения;
- обсуждение и разрешение проблем («мозговой штурм», ПОПС-формула, «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»);
- тренинги;
- метод кейсов.
Среди средств, используемых нами в процессе обучения в вузе, особое место занимает социально-психологический тренинг. Г. А. Ковалев относит социально-психологический тренинг к методам активного социального обучения как комплексного социально-дидактического направления [4]. Б. Д. Парыгин относит тренинг к методам group-counseling (группового консультирования), описывая их как активное групповое обучение навыкам общения и жизни в обществе вообще: от обучения профессионально полезным навыкам до адаптации к новой социальной роли с соответствующей коррекцией Я-концепции и самооценки [5].
Тренинг как один из методов интерактивного обучения, в наибольшей степени, способствует развитию и формированию социально-психологических качеств личности студента, позволяет сделать ситуацию предсказуемой и доступной для обучающихся, такой, чтобы они сами могли делать выбор, занимать самостоятельные позиции.
В тренинговых программах, в условиях вуза, должны быть сформулированы определенные и четкие позиции и цели. При этом поставленные цели не имеют смысла, если они не осознаны обучающимися. Цели поясняют студентам, что они изучают, зачем работают, как могут наработанный материал использовать в будущем в своей профессиональной деятельности, то есть формируется осознанная мотивация. Они улучшают обратную связь между педагогами и студентами и способствуют осмысленному контролю и самоконтролю за результатом деятельности.
Цель занятия программирует конечный результат. Вначале формулируется обобщенная цель, далее она конкретизируется в виде задач. Обобщенная цель описывает представление преподавателя о желаемом конечном результате занятия — чему студенты должны научиться. Конкретизированная цель предполагает заранее, что студенты будут уметь делать, знать. Поэтому важным моментом является осознание целей, представленных преподавателем и самими студентами.
Цель занятия определяет методы, используемые для усвоения темы и приобретения определенных навыков: игровое проектирование, ситуационные задачи и упражнения, анализ конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа, метод кейсов, метод «инцидента», метод разбора деловой корреспонденции и т. д.
Н. М. Лебедева и А. И. Палей выделяют три класса тренинга по их направленности:
1. Субъект-субъект — социально-психологический тренинг в его различных модификациях.
2. Субъект-объект — интеллектуальный тренинг, целью которого является развитие интеллектуального потенциала личности, повышение эффективности решения профессиональных и личностных проблем.
3. Тренинги интраличностной направленности, к которым относятся группы личностного роста и их разновидности, в частности лабораторный тренинг, тренинг развития личности [2].
Таким образом, основой интерактивных подходов и методов обучению является взаимодействие преподавателя и студентов, а также обучаемых между собой в социальной группе. При этом, основными условиями существования интерактива, являются: непосредственный и оперативный обмен информацией между преподавателем и студентами, наличие цели для реализации которой активизируется диалог, определенная научно-обоснованная степень равенства при распределении функций и задач, выполняемых в процессе решения поставленной проблемы, высокий уровень знаний и взаимопонимания, взаимодоверия, необходимые для достижения основной цели.
Применение активных и интерактивных методов обучения позволяет решать одновременно ряд задач, основной из которых является достижение целей обучения, развитие коммуникативных умений и навыков. Они помогает установлению эмоционально-личностных контактов между студентами высшей школы, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку формирую навыки работы в команде. Как показывает практика, использование интерактивных форм в процессе обучениям в вузе, оптимизирует нервное напряжение обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на основные вопросы темы занятий.
Литература:
1. Балаев А. А. Активные методы обучения. М., 1986
2. Балинтовские группы для ведущих психологический тренинг: Учеб. пособие / Лебедева Н. М., Палей А. И.; С.-Петерб. гос. техн. ун-т, Учеб. центр подгот. руководителей, 32 с. 20 см., СПб. Учеб. центр подгот. руководителей СПбГТУ 1995
3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: «Высшая школа», 1991
4. Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии, 1987,, № 3. с. 41–49.
5. Парыгин Б. Д. Анатомия общения. СПб., 1999. — 300 с.