Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 13.04.2015

Статья просмотрена: 3220 раз

Библиографическое описание:

Белая, Н. В. Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе / Н. В. Белая, А. В. Топор. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 94-98. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7874/ (дата обращения: 16.11.2024).

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель — ученик — учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм [2].

Таким образом, актуальность данной темы определяется использование ИКТ на уроках математике в начальных классах.

Целью нашего исследование стало теоретическое изучение данной проблемы и практическое обоснование возможности использование тренажера CalcTraining для повышения интереса младших школьников к предмету «Математики», так же подтверждение влияния этого тренажера на уровень усвоения знаний таблицы умножения младшими школьниками.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии — это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности [3].

Курс математики в начальной школе содержит большое количество абстрактных понятий, требующих осознанного глубокого усвоения: величина, форма, число и многие другие. Здесь на помощь учителю может прийти мультимедиа со всеми ее возможностями: цвет, форма, пропорции, направление движения, пространственные отношения, совокупности множеств и многие другие понятия увидеть своими глазами. Таким образом, компьютерные технологии обеспечивают высокий уровень наглядности по сравнению с традиционными схемами, таблицами, моделями.

Применение ИКТ на уроке математики также способствует развитию навыков контроля и самоконтроля. Проверка работы по эталону осуществляется легко и быстро. Тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся класса и в то же время способствует овладению учащимися действий с мышью, клавиатурой.

Расскажем об особенностях использования тренажера CalcTraining и его применение на уроках математики. Этот тренажер разработал Володин Евгений Юрьевич. Программа CalcTraining позволяет быстро выучить таблицу умножения, деления, потренироваться в сложении и вычитании чисел с переходом через десяток, в действиях с положительными и отрицательными числами. Интерфейс ее очень прост.

После запуска появляется такое окно. (рис.1)

В меню выбираем объект тренировки. Например, Таблица умножения. Если хотим выучить таблицу умножения на 2, то щелкаем по кнопке с изображением этой цифры.(рис.2) В пустое поле вводим ответ и нажимаем Enter и т. д. (это единственная управляющая клавиша). Аналогично обстоит дело и с другими пунктами меню.(рис.3, рис.4)

Когда вся таблица умножения более или менее выучена, то можно провести тестирование. Нажимаем кнопку Тестирование. Из предлагаемого списка выбираем нужного ученика и нажимаем кнопку Начать.(рис.5)

Этот список учителю нужно создать заранее в файле Список.txt (прилагается к программе, только фамилии нужно заменить своими. Не обязательно строго следовать этому образцу. Главное, чтобы на одного учащегося приходилась только одна строчка). В процессе тестирования (30 примеров) правильные ответы отмечаются зеленым цветом, неправильные — красным (см. рис.). Когда тест пройден, появляется информация о результатах. А сами результаты записываются в соответствующие файлы СтатистикаТУ.txt (таблица умножения), СтатистикаТД.txt (таблица деления), СтатистикаСВ.txt (сложение и вычитание). Они создаются автоматически.

us1

Рис. 1.

 us2.JPG 

Рис. 2.

us3.JPG 

Рис. 3.

us4.JPG

Рис. 4.

 us5.JPG

Рис. 5

 

В компьютерном классе с локальной сетью удобно эту программу разместить на главном компьютере, а на ученических — создать ярлыки. Тогда вся статистика будет храниться на одном компьютере, что очень удобно для последующей ее обработки и анализа, да и дети не будут иметь к ней доступа.

Решая проблему возможности использования тренажера CalcTraining на уроках математики, повысится уровень качества знаний таблицы умножений младших школьников.

Была построена опытно-экспериментальная работа, в которой учитывались психолого-педагогические особенности младших школьников.

Цель опытно-экспериментальной работы: определить эффективность тренажера CalcTrainingна уроках математики, как средство повышения качества знаний таблицы умножения младших школьников.

Базой исследования послужила МОУТСШ№ 17 в городе Тирасполе, младшие школьники, ученики 3-го «Б» класса, в количестве 26 человек. Опытно-экспериментальная работа проводилась с согласия родителей и в период с 10 февраля по 16 марта 2014 года.

На констатирующем этапе протестировала учеников 3 «Б» класса с помощью тренажера CalcTraining, тем самым мы проверили их уровень знаний таблицы умножения. Для каждого младшего школьника определялся средний балл, и вычислялся балл, характеризующий общий уровень знаний по «математики». Этот числовой показатель был использован нами для вывода в динамику общего уровня качества знаний испытуемого класса. Эксперимент проводился 3 марта 2014 года.

В ходе формирующего этапа была подготовлена определенной группы детей из 7 человек. На протяжении 3-х недель тестировали с помощью тренажера CalcTraining, у которых был выявлен худший результат. На каждом уроке математики на протяжении трех недель группу детей тестировала учитель Волчинская Ирина Анатольевна.

Контрольный этап. Спустя 3 недели учащихся снова протестировали.

В результате проделанной работы мы пришли к выводу что, у группы детей которая в течение 3-х недель работала с тренажером, уровень знаний повысился примерно на 13,1(6) %.

Использование ИКТ позволило нам убедиться в достоверности мнения автора программы. Действительно дети сами просят: «Давайте мы таблицу умножения поучим!». Всего 2-е недели тренировок — и все с большим интересом ждут уроков математики, а именно использования на них ИКТ. То есть не только уровень знаний таблицы повысился, но и возрос интерес к предмету.

Сравнительная диаграмма результатов на начало эксперимента и после формирующего этапа. На диаграмме, синим цветом обозначено количество детей допустивших ошибки (во время тестирования). Красным цветом обозначено количество времени (в среднем) затраченное на выполнение тестирования. Зеленым цветом — средний балл (оценка) за выполненное тестирование. В основе этих трех показателей (ошибки, время, оценка) программа сама вычитывает результативность проделанной работы (на диаграмме обозначено сиреневым цветом).

Итак, при использовании информационных компьютерных технологий появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И, наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

 

Литература:

 

1.         Использование информационных технологий на уроках в начальной школе http://festival.1september.ru/

2.         Дьяченко Е. Ю. Использование ИКТ технологий на уроках математики в начальной школе.URL: «Социальная сеть работников образования» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/08/03/ispolzovanie-ikt-tekhnologiy-na-urokakh-matematiki-v

3.         Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, — 1998. — 256с.

Основные термины (генерируются автоматически): таблица умножения, урок математики, группа детей, опытно-экспериментальная работа, зеленый цвет, ИКТ, помощь тренажера, проделанная работа, формирующий этап, школьник.