Спортивная секция в ДОУ «Атлетическая гимнастика для малышей» и ее роль в физическом воспитании дошкольников с учетом гендерных особенностей
Авторы: Паршин Александр Михайлович, Кочерыгина Наталья Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 18.04.2015
Статья просмотрена: 857 раз
Библиографическое описание:
Паршин, А. М. Спортивная секция в ДОУ «Атлетическая гимнастика для малышей» и ее роль в физическом воспитании дошкольников с учетом гендерных особенностей / А. М. Паршин, Н. М. Кочерыгина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7890/ (дата обращения: 19.12.2024).
Ключевые слова: спортивная секция в рамках системы дополнительного образования в ДОУ; учет гендерных особенностей детей в процессе воспитания физической культуры в ДОУ.
«В современном мире существует всего две главные проблемы: энергия нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней», отмечает в своих трудах М. В. Качанов.
Современный мир достаточно серьезно озабочен вопросом долголетия. Ученые активно занимается всевозможными разработками и практикой их исследования в области фармакологии и медицины. Большое внимание уделяется программам пластической хирургии и пр. В то же время, люди часто забывают о простой истине — «искусство долголетия заключается в познаниях о здоровом образе жизни, в умении с детских лет следить за его состоянием, в навыках его поддержания, а так же в ответственном к нему отношении».
Последние медицинские исследования показывают, что число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет 10 % от количества детей, поступающих в школу. Так наше учреждение посещает всего 3,4 % детей, вошедших в первую группу здоровья по медицинским показателям.
В настоящее время педагогическое и медицинское сообщество придерживается такого определения понятию «здоровье», под которым понимается физическая, социально-психологическая, психоэмоциональная и духовно-нравственная составляющая.
А ученые из разных областей науки в последнее время все чаще приходят к выводу о том, что учет в педагогической практике гендерных особенностей должен стать важнейшим аспектом здоровьесбережения в целом.
Так, в обучении и воспитании физической культуры, к мальчикам и девочкам необходим, соответственно, различный профессиональный подход — они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают, и даже… дышат. Сохранять свое здоровье их тоже нужно учить с детства и по-разному.
Министерством образования и науки в ФГОС последнего поколения внесены важные коррективы в организации дошкольного и дополнительного образования, ориентируя педагогов на переход от общего (массового) к образованию персональному.
Особую актуальность приобретают подходы индивидуализации, персонализации, тьюторства. Концепция развития дополнительного образования детей делает акцент на то, что именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в пространство мотивирующее.
В этой связи, творческая группа педагогов нашего ДОУ пришла к решению осуществления гендерного подхода в разработках и реализации программ дополнительного образования, в том числе и в рамках работы секции «Атлетическая гимнастика для малышей».
С каждым годом увеличивается количество дополнительных образовательных программ в разных учреждениях. Нами было проведено пилотажное исследование методом анкетирования родителей, которое выявило запрос на организацию секции для мальчиков в нашем учреждении.
Вопросы, представленные в анкете, а так же ответы родителей представлены ниже (см. Таблица 1).
Таблица 1
Анкета для родителей
№ |
Вопросы анкеты |
Ответы родителей |
1 |
Какими бы вы хотели видеть в будущем мальчиков и девочек? |
Сыновей — ответственными, смелыми, решительными, выносливыми, сильными. Дочерей — ласковыми, красивыми, изящными. |
2 |
Испытываете ли вы трудности в физическом воспитании детей? Если «да», то какие? |
«Трудно заинтересовать и мотивировать ребенка». «Я устала, а он еще нет; нехватка времени». |
3 |
Занимаетесь ли вы с ребенком какими-либо спортивными играми или физическими упражнениями? |
«Катаемся с горки; играем в шашки; ходим в лес; чистим дорожки; танцуем; играем в футбол, в снежки, в хоккей». |
Результаты анкетирования педагогов убедили нас в необходимости углубленного подхода к проблеме гендерного воспитания (см. Таблица 2).
Таблица 2
Анкета для педагогов
№ |
Вопросы анкеты |
Ответы родителей |
1 |
Какими чертами, на ваш взгляд, обладают мальчики вашей группы? |
«Неуверенность, слабость, нерешительность, неловкость, логическое мышление». |
2 |
Какими чертами обладают девочки вашей группы? |
«Воображение, логическое мышление, внимание, аккуратность, мягкость, нежность, целеустремленность». |
3 |
Испытываете ли вы затруднения в воспитании девочек/мальчиков? |
«Да, испытываю, в основном с мальчиками на занятиях — с трудом включаются в деятельность». |
4 |
Знакомы ли вы с методами и приемами дифференциро-ванного подхода к детям с учетом гендерных различий |
|
5 |
Как вы относитесь к тому, что в нашем ДОУ физическое воспитание мальчиков и девочек осуществляется раздельно? |
«Для системной работы нужны мужчины-педагоги… и не только для занятий физической культурой». |
Анализ созданных условий показал, что в нашем учреждении они оптимальны. Оснащение физкультурного зала и физкультурных уголков в группах проводится с учетом интересов девочек и мальчиков. Для последних специально организован тренажерный зал.
Организованная образовательная среда в ДОУ явилась основанием для реализации авторской программы секции дополнительного образования «Атлетическая гимнастика для малышей 5–7 лет (мальчики)». Данная программа направлена на воспитание физической культуры у мальчиков с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
Программа включает: пояснительную записку, перспективный план мероприятий, а так же содержательный комплект приложений. В последнем широко представлены комплексы: разминок; атлетических упражнений; упражнений на развитие гибкости; кинезиологических упражнений; рекомендаций к выполнению атлетических упражнений; игр на преодоление двигательного автоматизма; релаксационных техник на снятие психоэмоционального напряжения; конспектов развлечений, итоговых и открытых занятий.
В расписание занятий ДОУ уроки физической культуры в спортивной секции атлетической гимнастики встроены с периодичностью до 2-х раз в неделю. Основные педагогические технологии реализуются:
1) с учетом сенситивных периодов по формированию и совершенствованию двигательных способностей, умений, навыков, физических качеств и маскулинных черт характера у мальчиков с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах;
2) с учетом осуществления общей физической подготовки по половому признаку. Более глубокая специальная подготовка мальчиков основана на использовании разных видов спортивных игр и упражнений, игр соревновательной направленности, упражнений с элементами спортивной гимнастики и акробатики (кувырки, стойка на лопатках, перевороты боком, перекаты, различные виды прыжков, упражнения на перекладине, скамейке и гимнастической стенке, элементы борьбы, различные игры и соревнования).
Структура занятий состоит из следующих компонентов:
- разминка (разогрев и подготовка мышц к упражнениям ОРУ);
- атлетические упражнения и упражнения на развитие гибкости;
- кинезиологические упражнения;
- игры на преодоление двигательного автоматизма;
- комплекс упражнений с гантелями;
- релаксационный комплекс.
Вид занятий носит учебно-тренировочный характер. Все представленные в программе комплексы упражнений отличаются четкостью и конкретикой установок. Мальчики выполняют упражнения в несколько подходов — возрастные особенности не позволяют длительное время концентрироваться на одном виде деятельности.
Работа на занятиях спортивной секции может проходить как в индивидуальном режиме, так и в парах, и тройках, а так же малых группах.
Так, например, в программе представлены такие упражнения, в которых как общее, так и избирательное воздействие на мускулатуру оказывают упражнения с партнером: переноска, перетягивание, передвижение, приседания, наклоны, минутная борьба и т. п.
Особенная ценность таких упражнений заключается в том, что мальчики, выполняя их, проявляют значительные волевые усилия, соревнуются в умении использовать силу, ловкость, изобретательность, упорство, настойчивость и т. п.
Так же в структуру занятия включены комплексы кинезиологических упражнений. В нашей практике часто встречаются ситуации, когда дети, в силу разных причин, проявляют невнимательность, неорганизованность, неспособность сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание. Для развития межполушарных связей и был подобран комплекс специальных игр и упражнений, с помощью которых решаются самые разные по сложности задачи. Так, например, развивая моторику, мы создаем предпосылки для развития психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи и т. п.
Используя упражнения такого рода в образовательном процессе ДОУ, на системном уровне, мы пришли к выводу о том, что девочки быстрее усваивают и качественнее выполняют представленный кинезиологический комплекс, а применение данных игр в разных видах совместной деятельности усиливает интерес и повышает общую работоспособность дошкольников.
При организации работы с детьми следует учитывать тот факт, что мальчики ориентируются на четкость формулировок в задании, выдержанность темпа занятия, конкретную терминологию при ОРУ, специально подобранный комплект оборудования (гантели, штанга, канат, гири, кегли, гимн. палки и т. д.).
Гендерный подход, как форма применения здоровьесберегающих технологий при организации занятий физической культурой в ДОУ может быть более эффективен, при условии, если:
- комплекс упражнений специально подобран;
- организованы специализированные зоны для рабочей нагрузки;
- собран комплект необходимого оборудования для занятий в группе девочек и мальчиковых группах соответственно;
- дозировка (кол-во движений в упражнении) соответствует возрасту и гендерным особенностям детей;
- система подходов к выполнению упражнения имеет существенное различие в группах мальчиков и девочек;
- временной промежуток выполнения упражнения в гендерных группах так же разнится;
- педагог учитывает гендерные различия при распределении ролей в подвижных играх;
- педагог нормирует педагогические требования к качеству и скорости выполнения заданий и т. п.
В общеобразовательной системе проводятся совместные спортивные мероприятия, которые способствуют формированию у детей типичных для мальчиков и для девочек отдельно моделей поведения, взаимоуважения, взаимопризнания, понимания и принятия особенностей, возможностей, непохожестей и интересов друг друга, закладывается основа самоидентификации личности.
Программа спортивной секции дополнительного образования «Атлетическая гимнастика для малышей 5–7 лет (мальчики)», разработанная на основе гендерного подхода, прошла апробацию в ДОУ, показала свою эффективность и была рекомендована в практику дошкольных образовательных учреждений. Основным результатом реализации программы является снижение заболеваемости детей и замотивированный интерес к здоровому и активному образу жизни.
Распределение детей по группам здоровья также дало свой положительный эффект. Увеличилось количество детей первой группы здоровья — до 6 % и, соответственно, уменьшилось количество второй и третьей группы.
По результатам мониторинга общефизического профиля воспитанников ДОУ, улучшились показатели выполнения основных движений — шаг, бег, прыжки, кувырки, лазание, ловкость (рук в играх с мячом), пластичность и координация телодвижений (в играх со скакалкой, канатом, обручем и т. п.).
Результаты опытно-экспериментального исследования уровня развития физических способностей и возможностей мальчиков, посещающих спортивную секцию «Атлетическая гимнастика для малышей 5–7 лет (мальчики)», отражены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты опытно-экспериментального исследования мальчиков, посещающих спортивную секцию
№ |
Вид упражнения |
Начало года (кол-во раз / 30 сек) |
Конец года (кол-во раз / 30 сек) |
1 |
Качание пресса (руки за головой) |
2–4 раза |
до 10 раз — 1 подход |
2 |
Отжимания от пола |
Правильных подходов — 0 раз |
5–7 раз — до 10 подходов |
3 |
Жим кистевого эспандера |
19–23 раза |
до 45 раз |
4 |
Подтягивания |
0 |
Правильных подходов — 1–2 раза |
В заключении важно отметить тот факт, что авторская программа спортивной секции дополнительного образования ДОУ «Атлетическая гимнастика для малышей 5–7 лет (мальчики)» была разработана ещё в 2010 году, и сегодня её реализация дает возможность идти нам в ногу со временем, отвечая всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Разработанную в ДОУ систему мониторинга качества образования мы дополнили мониторингом личностных качеств воспитанников с учетом ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы.
Нельзя не обратить внимания на тот факт, что включенность в нашу программу спортивной секции дополнительного образования самих педагогов ДОУ и родителей наших воспитанников, начинает менять их отношение как к общей физической культуре, так и к здоровому образу жизни в частности, а также не оставляет без внимания и гендерный подход к воспитанию и обучению в системе в целом. Так же наблюдаются качественные изменения в системе взаимоотношений в детских группах, а так же в системе отношений ребенка к себе.
Специально организованная система мониторинга жизнедеятельности, интересов и увлечений выпускников нашего ДОУ показала, что бывшие наши воспитанники продолжают заниматься в спортивных секциях, показывают результаты собственных достижений, пополняют ряды школы Олимпийского резерва города.
Литература:
1. Анохина И. А. Система оздоровительной работы в ДОУ. — Ульяновск, 2005 г.
2. Бочарова Н. Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек. // Дошкольное воспитание, 1997 г., № 12.
3. Буханова Е. А. Меняющиеся гендерные стереотипы в меняющемся современном мире. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения. Тольятти, 2005 г.
4. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки — два разных мира. — М., 1998.
5. Микушева Т. В. Раздельное воспитание: за и против // Обруч 1998 № 6
6. Невский А. Качалка для детей / А. К. Невский. — М.: Новый век, 1998. — 140 с.
7. Овчинникова О. О некоторых аспектах здоровьесбережения детей в дошкольных учреждениях. Детский сад от А до Я, № 3, 2004г.
8. Репина Т. А. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч, 1998 № 6.
9. Репина Т. А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? // Дошкольное воспитание — 1993 № 4.
10. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации дошкольников / Т. А. Репина // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 6–11.
11. Репина, Т. Особенности формирования начал мужественности и женственности у дошкольников Т. Репина // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 128–133.
12. Стрелова М. Н. Раздельное воспитание: за и против. // Дошкольное воспитание, 2000 г.
13. Соломенникова О. В. Роль семьи в гендерной социализации детей дошкольного возраста / О. Соломенникова, Н. Баранникова // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 122–126.
14. Татаринцева Н. Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей. Ростов-на-Дону, 1999 г.
15. Фалунина Е. В., Докалина Л. А. Развитие творческих способностей детей средствами музыкально-театрального искусства. / Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири: материалы XIII Межвузовской научной конференции 21 апреля 2014 года. — Братск: Изд-во БрГУ, 2014. — С. 199–202.
16. Фалунина Е. В., Загарских Д. А. Развитие речи и познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. / Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири: материалы XIII Межвузовской научной конференции 21 апреля 2014 года. — Братск: Изд-во БрГУ, 2014. — С. 202–204.
17. Филиппова С. О. Мир движений мальчиков и девочек. — СПб, 2001 г.
18. Чекалина А. Что такое гендер? / А. Чекалина // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 31–51.
Ключевые слова
, спортивная секция в рамках системы дополнительного образования в ДОУ, учет гендерных особенностей детей в процессе воспитания физической культуры в ДОУПохожие статьи
Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО
В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...
Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте
В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...
Взаимодействие ДОУ и семьи по подготовке детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению (из опыта работы)
Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовании. Одним из важнейших условий деятельности нашей группы является подгото...
Спортивная профориентация на физкультурных занятиях в ДОУ через социальную адаптивность детей дошкольного возраста посредством технологии «Гость группы»
В статье представлен опыт работы инструктора по физической культуре и педагога-психолога по созданию в ДОУ системы профориентационной работы к миру спортивных профессий через социальную адаптивность детей дошкольного возраста, посредством технологии ...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях ДОУ
В статье рассматриваются вопросы психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, которая проявляется в сформированности у дошкольников мотивации к учебной деятельности, позволяющей эффективно включиться в процесс об...
Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...
Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей
В статье представлен опыт педагогического коллектива, работающих по теме «Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей».
Роль фитнес-технологий в физическом развитии детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Статья посвящена вопросу снижения интереса к занятиям физической культурой в школе и анализу причин роста заболеваемости младших школьников. Рассматриваются подходы к повышению эффективности уроков физической культуры на основе внедрения в процесс фи...
Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшей группы. Организованная образовательная деятельность «Теремок на лесной полянке»
Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению ...
Похожие статьи
Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО
В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...
Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте
В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...
Взаимодействие ДОУ и семьи по подготовке детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению (из опыта работы)
Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовании. Одним из важнейших условий деятельности нашей группы является подгото...
Спортивная профориентация на физкультурных занятиях в ДОУ через социальную адаптивность детей дошкольного возраста посредством технологии «Гость группы»
В статье представлен опыт работы инструктора по физической культуре и педагога-психолога по созданию в ДОУ системы профориентационной работы к миру спортивных профессий через социальную адаптивность детей дошкольного возраста, посредством технологии ...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях ДОУ
В статье рассматриваются вопросы психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, которая проявляется в сформированности у дошкольников мотивации к учебной деятельности, позволяющей эффективно включиться в процесс об...
Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...
Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей
В статье представлен опыт педагогического коллектива, работающих по теме «Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей».
Роль фитнес-технологий в физическом развитии детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Статья посвящена вопросу снижения интереса к занятиям физической культурой в школе и анализу причин роста заболеваемости младших школьников. Рассматриваются подходы к повышению эффективности уроков физической культуры на основе внедрения в процесс фи...
Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшей группы. Организованная образовательная деятельность «Теремок на лесной полянке»
Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению ...