Рейтинговая система оценки знаний студентов в электронном журнале созданном на базе сервиса Google таблицы
Автор: Аверина Екатерина Алексеевна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 16.04.2015
Статья просмотрена: 1155 раз
Библиографическое описание:
Аверина, Е. А. Рейтинговая система оценки знаний студентов в электронном журнале созданном на базе сервиса Google таблицы / Е. А. Аверина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7916/ (дата обращения: 19.12.2024).
Долгие годы в педагогической практике использовались традиционные методы контроля знаний, в которых главная роль уделялась преподавателю, а прием экзамена или зачета требовал у него много времени и значительных затрат энергии. Положение сильно изменилось с развитием процесса компьютеризации образования. Использование компьютерных систем контроля знаний по курсу перестало быть явлением исключительным. И все же компьютерная форма контроля знаний, позволяющая экономить труд преподавателя, дает наилучшие результаты тогда, когда является следствием компьютерной поддержки учебного процесса.
К прогрессивным методам контроля относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.
Рейтинговая система контроля учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества студента: участие в научной работе, написание реферата, участие в конкурсах, выступление с докладом на студенческой научной конференции и др.
Рейтинг (от англ. to rate — оценивать) как метод упорядоченного ранжирования учащихся в соответствии с индивидуальной суммой баллов имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с обычной пятибалльной шкалой, где определяется средняя оценка. Эти преимущества выражаются не только в более дифференцированной оценке знаний, умений и навыков учащихся. Опыт применения рейтинга показывает, что он является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность. Анализ действующих в мировой школе систем оценки учебных достижений показывает, что существенное преимущество имеют системы, основанные на индивидуальном рейтинге студента, определяемом по совокупности оценок в различных «контрольных точках» процесса изучения дисциплины.
Рейтинговая система оценок
В разработанном электронном журнале оценка студента выводится на основании суммы 2-х или 3-х составляющих (в зависимости от вида занятия) — баллы за выполнение работ, баллы за посещаемость занятий и баллы за отчет о проделанной работе:
- Посещение занятия независимо от результатов работы на нём оценивается в 1 балл.
- Каждой практической работе в зависимости от её сложности и значимости присваивается рейтинг в баллах (от 10 до 80).
Критерии определения количества баллов заработанных на занятии:
Вид занятия: теоретическое
1 балл: за присутствие на занятии
1–10 баллов: за ведение конспекта на занятии
1–5 баллов: за решение задачи у доски
1–3 баллов: за решение задачи в конспекте, выполненное раньше записанного решения на доске другим студентом
Система поощрений — преподаватель может выставить дополнительные баллы за оригинальность программы, за разработку дополнительных вариантов решения, за аккуратное ведение конспекта и другие положительные качества работы.
Система штрафов:
- 5 баллов: за опоздание на занятие без уважительной причины
- 1 балл: за каждое замечание по поведению студента на занятии
- 1 балл: за каждый день просрочки сдачи конспекта занятия
Вид занятия: практическое
10 баллов: за присутствие на занятии
1–10 баллов: за каждое верно выполненное практическое задание
2 балла: за каждый верный ответ на вопрос из отчета по практической работе
Система поощрений — преподаватель может выставить дополнительные баллы за оригинальность программы, за разработку дополнительных вариантов решения, за аккуратное ведение конспекта и другие положительные качества работы.
Система штрафов:
- 5 баллов: за опоздание на занятие без уважительной причины
- 1 балл: за каждый день просрочки сдачи практической работы
- 0,5 балла: за каждый день просрочки сдачи отчета по практической работе
Расчет академической оценки студенту на конкретный момент
1. Рассчитывается максимальная сумма баллов, которую было возможно набрать, не пропуская занятия и выполняя все работы на максимальную оценку.
2. Устанавливается «дельта» — количество рейтинговых баллов за один академический балл (максимальная сумма делится на количество проведенных занятий)
«отлично» = максим.сумма минус дельта
«хорошо» = от нижнего предела «отлично» отнимаем дельту
«удовлетворительно»= от нижнего предела «хорошо» отнимаем дельту
«неудовлетворительно» = менее половины максимальной суммы баллов за все выполненные работы
В случае пропуска занятий по уважительной причине (имеется медицинская справка или приказ на снятие на обслуживание на данный период) студент может сам прийти к преподавателю в день дополнительных занятий и сдать пропущенную работу, она оценивается полными баллами, исходя из ее правильности, как на занятии.
Методически очень важно, что при календарном планировании практических работ преподаватель может заложить в план много «мелких» работ по 10–15 баллов, или наоборот, несколько глобальных, на 100–150 баллов каждая. В первом случае достигается цель повышения дисциплины и посещаемости, что важно на 1 и 2 курсе, а на старших курсах можно сделать акцент на сложность работ.
Самым важным моментом является то, что полученный рейтинг — не средний балл, а сумма всех набранных баллов. При академической системе оценка 2 — отрицательная, в рейтинговой системе «плохих» оценок просто не существует, т. к. любая оценка вливается в общую сумму баллов. Раньше мы всегда избегали оценивать работу на «2», старались дотянуть до «3». Сейчас, если работа «весит» 40 баллов, можно за слабую работу поставить половину — 20 баллов, а в общую сумму пойдет 21 балл (1 за посещаемость), и этот студент все равно опережает того, кто отсутствовал на занятии.
Мной был разработан электронный журнал на базе сервиса Google Таблицы который входит в бесплатный пакет Google Apps for Education, где производится пересчет текущей суммы баллов в академическую оценку. В электронном журнале фиксируются баллы за сданную текущую работу, а на отдельном листе (УСПЕВАЕМОСТЬ ЗА СЕМЕСТР) напротив фамилии студента расчитывается академическая оценка, которая соответствует данному периоду, которую можно заносить в классный журнал. Также для мотивации студентов здесь обозначаются лидеры и аутсайдеры по количеству набранных баллов за семестр (фамилии лидеров отображаются в общем списке студентов красным цветом, фамилии аутсайдеров — желтым). Также электронный журнал производит:
Автоматический подсчет оценки «5»:
=count(диапазон с оценками)-countif(диапазон с оценками;4)-countif(диапазон с оценками;3)-countif(диапазон с оценками;2)
Автоматический подсчет оценки «4»:
=count(диапазон с оценками)-countif(диапазон с оценками;5)-countif(диапазон с оценками;3)-countif(диапазон с оценками;2)
Автоматический подсчет оценки «3»:
=count(диапазон с оценками)-countif(диапазон с оценками;5)-countif(диапазон с оценками;4)-countif(диапазон с оценками;2)
Автоматический подсчет оценки «2»:
=count(диапазон с оценками)-countif(диапазон с оценками;5)-countif(диапазон с оценками;4)-countif(диапазон с оценками;3)
Вычисление среднего балла по группе:
=Round(AVERAGE(диапазон с оценками))
Вычисление уровня обученности:
=(кол-во «5»+кол-во «4»+кол-во «3»)/ максимальный балл
Вычисление уровня успешности:
=(кол-во «5»+кол-во «4»)/ максимальный балл
Вычисление степени обученности:
=(кол-во «5»*100+кол-во «4»*64+кол-во «3»*36)/макс балл/100
Рейтинговая форма контроля успеваемости студентов позволяет осуществлять непрерывный мониторинг за работой студента в течение семестра и точнее дифференцировать оценку в зависимости от уровня приобретенных знаний и умений. Рейтинговый контроль способствует обеспечению регулярной и целенаправленной самостоятельной работы студентов по усвоению учебной программы, равномерной нагрузке и дает возможность постоянного контроля за успеваемостью самими студентами и преподавателями, повышению качества обучения и прочности знаний студентов.
Рейтинг затрагивает интеллектуальную, эмоционально-волевую, в том числе мотивационную и ценностно-ориентационную сферы обучаемого. Он влияет на формирование адекватной самооценки и формирует способность к самоконтролю. В этом состоит психологическая сущность рейтинга.