Познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания
Автор: Гордеева Людмила Сергеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 22.04.2015
Статья просмотрена: 3115 раз
Библиографическое описание:
Гордеева, Л. С. Познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания / Л. С. Гордеева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7926/ (дата обращения: 19.12.2024).
А по труду — и награда...
На сегодняшний день каждый дошкольник нуждается в познании окружающего мира природы, хотя бы в силу его любознательности и интереса к чему то новому. Задача педагога — это создать мотивацию к поиску информации, к жажде знаний, что в дальнейшем обеспечит успешность ребенка на следующей ступени образования.
Поэтому, я считаю познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания на сегодняшний день актуально. В связи с тем, что данная тема ассоциируется с природой, я решила представить свой опыт работы на примере природного объекта — дерева. Почему дерево? Потому, что дерево — живое, доброе существо, которое символизирует своим ростом и развитием возможности человека, находящегося в гармонии с окружающим миром. Давайте, посмотрим на построение природного объекта, характеризующего мое направление работы.
Итак, если мы решили вырастить дерево или любой другой природный объект, будь то цветок, кустарник и т. д., то первым делом мы выбираем почву, от которой зависит вырастит у нас что-нибудь или нет.
Поэтому прежде, чем выбрать то или иное направление своей работы я ориентируюсь на нормативные документы, такие как Закон об образовании, ФГОС ДО и Основную общеобразовательную программу ДОУ, это и будет являться основой, почвой, фундаментом в моей педагогической практике.
Да, но выбрать почву, это только начало, дальнейшее развитие природного объекта зависит только от нас. Что обычно мы делаем после выбора фундамента? Конечно же совершаем посадку семян. В данном случае моим семенем является актуальность моего опыта работы. В поиске ответа на данный вопрос, я опять обращаюсь к нормативным документам, а именно: ФГОС ДО, в котором в познавательном развитии определено «.....ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы…, …склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет....», также обращаю внимание на интересы детей и запросы родителей — все это в целом составляет актуальность моего опыта работы.
Итак, кажется, что все уже сделано, но это совсем не так. Мало — посадить семечку, чтобы из нее что то выросло, необходимо приложить усилия.
Поэтому определив, что мой опыт является актуальным, я ставлю перед собой следующую цель — развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Для достижения цели, решаю следующие задачи:
1. Обогащение условий для развития познавательной активности в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста
2. Поиск, разработка и внедрение в практику образовательной работы новых методов, обеспечивающих эффективное развитие познавательной активности детей в процессе экологического воспитания
3. Повышение компетентности родителей в вопросах развития познавательной активности в процессе экологического образования детей дошкольного возраста
Именно цель и задачи способствуют появлению первых ростков семени. Вот здесь развитие может приостановится, но если продолжать прикладывать усилия, то росток преобразуется с решением задач, давайте представим.
Для начала вспомним — посадив семя, что необходимо делать? Конечно же, ухаживать. И в моем случае, я не буду упускать из вида этот момент. Как нужно ухаживать? Очень просто — создать условия. Что такое условия? Если мы говорим о природном объекте, то это окружающая среда, которая может быть естественной и специально созданной. В данном случае естественную среду ассоциирую с солнцем, а специально — созданную — полив из лейки.
В таких условиях, точно должно вырасти дерево. Но вопрос состоит в том, как мы их используем? Ведь мы можем посадить семя в темном месте, и очень редко поливать или наоборот слишком много, точно также и в педагогической практике. Поэтому я обозначила среду как экологическую и разделила ее на внутреннюю и внешнюю. Я считаю, мало использовать предназначенные нам условия внутренней среды, их необходимо постоянно обогащать, поэтому для обогащения мною созданы:
- модели климатических зон;
- уголок природы;
- огород на окне;
- центр экспериментально-исследовательской деятельности;
- познавательные коллекции;
- экобиблиотека;
- дидактические игры и пособия.
Считаю, использовать и обогащать только внутреннюю среду недостаточно, поэтому использую в своей работе внешнюю среду: естественную (экскурсии, походы) и специально созданную, в обогащении которой я непосредственно принимала участие, а именно:
- оформление сюжетной зоны на своем участке, что позволяет создать мотивацию детей к исследовательской деятельности, создавать проблемные ситуации;
- участие в оформлении учебно-опытного участка;
- использование возможностей теплицы и открытого грунта для выращивания растений, где можно наблюдать цикличность роста и развития овощных культур «От семени до плодов», злаковых культур, цветочных культур, лекарственные травы, ягодные цветники и т. д., учить сравнивать, проводить опыты и эксперименты. Знакомить детей с разнообразием растительного мира, не только с помощью дидактических игр, пособий, но и непосредственно через общение с природой;
- с помощью метеостанции я совместно с детьми определяю погодные условия, силу ветра, дождя, температуру и выявляю характерные особенности погоды в любое время года.
Поэтому важно соблюдать баланс в использовании и обогащении среды, так как ее может быть как мало, так и много.
Таким образом, мы видим, что недостаточно иметь условия, а просто необходимо их обогащать, тогда росток будет стремиться вверх, образуя ствол.
Что же послужит дальнейшему росту и развитию? Конечно же формы и методы работы с детьми — это и будет развитие моего дерева, в виде ответвлений, а именно:
- Наблюдения
- Опытническая деятельность
- Проектная деятельность, которая рождается в процессе простых опытов.
- Игровая деятельность: театрализованные игры, игры-имитации и т. д.
- Экологические акции
- Использование ИКТ
- НОД
Итак, мое дерево растет и развивается...
Успех моей работы, в данном случае развитие дерева, зависит и от взаимодействия с родителями, ФГОС, также подтверждает это. Ведь если в выращивании дерева или любого другого природного объекта будут принимать участие несколько человек, то оно явно не будет лишено заботы и ухода, а значит рост и развитие будет только ускоряться.
Выше мной было сказано, что росток преобразуется с решением задач, поэтому для решения задачи по повышению компетентности родителей в вопросах развития познавательной активности в процессе экологического образования детей дошкольного возраста, я использую следующие традиционные и нетрадиционные формы работы:
- родительские собрания на тему «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»
- консультации, беседы «Ребенок в мире растений» и др.
- привлечение к участию в экологических акциях (уборка территории детского сада, посадка деревьев, оформление кормушек)
- дни открытых дверей;
- совместные экскурсии: на учебно-опытный участок, на экологическую тропу, в естественное природное окружение и т. д.
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- участие родителей в подготовке и проведении экологических праздников, досугов;
- оформление фотовыставок;
- совместное обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
- практикумы;
- наглядное и устное информирование.
Именно, взаимодействие образует в моем дереве крону дерева. Я использую различные формы работы, но хотела бы отметить особенно экологические акции, в рамках которых мы совместно с родителями озеленяем территорию ДОУ, строим кормушки, оформляем сюжетные зоны. В ходе такой живой практической работы дети и родители объединяются, а значит мое дерево крепнет и продолжает развитие, не смотря на то, что это уже практически полноценное дерево. Да, я не ошиблась, сказав почти полноценное, ведь полноценным оно станет тогда, когда даст плоды.
Что же будут символизировать плоды? Конечно же, результат. Для меня самое главное, что в результате грамотно выстроенной и слаженной работы я получаю результат — плоды, не только в виде практических умений, полученных детьми, но и в виде достижений в познавательном развитии детей в процессе экологического образования.
А оценивая результат, я могу отметить сформированность активной позиции ребенка как субъекта познавательных отношений, сформированность мотивации к самостоятельной исследовательской деятельности, к поиску информации, к жажде получения знаний, что обеспечит дальнейшую успешность в жизни. Все это образует дерево с плодами. А проще говоря, по труду — и награда....
В заключении хотелось бы отметить, что любой образовательный процесс необходимо строить с основы — фундамента, в результате чего мы сможем выстроить ту или иную взаимосвязанную модель (почва — семя — росток ствол — дерево — крона — плоды), и на завершающем этапе получим результат — объект (дерево с плодами). А если грамотно осуществить построение абсолютно любого образовательного процесса, то основой и фундаментом станет сам педагог, возможностями в поиске форм и методов работы будут — руки и голова, что образует в конечном итоге также развитие дерева, а в завершении построения процесса, дерево даст свои плоды.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.- М.: Мозаика-Синтез, 2008г.- 108с.
2. Дыбина О. В., Анфисова С Е., Гербова В. В., Комарова Т. С. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2008г.-57 с.
3. Ефимова Е. Опыт управления экологическим образованием в детском саду / Ефимова Е., Смирнова В.// Детский сад от А.до Я. — 2008. — № 6. — С. 23–29.
4. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом — природа» — М.: ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. — 192 с.
5. Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево» — М.: Карапуз-Дидактика, 2006г.; Творческий центр Сфера. — 256 с.
6. Саморукова П. Г. Методика ознакомления с природой в детском саду. — М.: Просвещение,1992г.- 163с.
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
9. ФГОС ДО, утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.