Система работы с дошкольниками по развитию восприятия фольклора в музыкальной деятельности
Автор: Михайлова Ольга Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 22.04.2015
Статья просмотрена: 409 раз
Библиографическое описание:
Михайлова, О. А. Система работы с дошкольниками по развитию восприятия фольклора в музыкальной деятельности / О. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7955/ (дата обращения: 19.12.2024).
Музыка — это отличный от всех путь познания состояния человека, его эмоциональности и чувственности, его переживаний и настроения.
Восприятие — это отражение в коре головного мозга предметов, явлений воздействующих на анализаторы человека, это всегда активный процесс. Восприятие предшествует всем остальным видам музыкальной деятельности. Сегодня мы рассмотрим развитие восприятия фольклора детьми в дошкольном возрасте.
В детском саду закладывается основа, происходит накопление первых музыкальных впечатлений. Занятия, которые проводятся с использованием фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей ребенка. Формы проведения занятий могут быть разнообразны: посиделки, тематические вечера, театральные инсценировки, веселые ярмарки и т. д. Что бы восприятие фольклорного материала было интересно и вызывало интерес у детей, занятия проводятся в игровой форме с использованием народных игр, хороводов, закличек, попевок и музыкальных загадок и сказок. Применение фольклора на музыкальных занятиях определяет решение некоторых задач:
1. Познакомить детей с разнообразием и особенностями русского музыкального фольклора.
2. Развивать интерес к народным истокам.
3. Расширять знания и представления детей о культуре и традициях русского народа.
4. Развивать музыкальные способности в разных видах музыкальной деятельности.
Развитие музыкального восприятия посредством фольклора происходит на каждом году жизни дошкольника.
К двум годам у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. Дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки. Ребенок может различать высокие и низкие звуки. Дети с радостью повторяют движения за взрослым. Народная интонация близка детям младшего возраста. Они воспринимают информацию на подсознательном уровне чувств и эмоций. С первых дней жизни ребенок воспринимает и положительно откликается на колыбельные песни: «Спи младенец мой прекрасный, баюшки, баю», «Спи, дитя, до утра», когда ребенок начинает понимать речь, его забавляют потешки, пестушки, которыми можно сопровождать некоторые режимные моменты: «Гуси, летели, лебеди летели», «У кошки боли, у собаки боли…», «Водичка, водичка, умой моё личико…»., «Ладушки», «Сорока-белобока» и др. Затем можно использовать пальчиковые игры: «Сорока-сорока», «Мальчик пальчик, где ты был?», «Мы капусту рубим».
В трем годам накапливается запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые произведения, проявляет интерес к новым. Многие жанры народного творчества доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легко входит в окружающий мир, постепенно начинает знакомится с традициями и обычаями русского народа. В этом возрасте фольклор должен сопровождать ребенка везде: на прогулке, в игровой деятельности, в режимных моментах. Взрослый должен обеспечить ребенку условия для восприятия информации с помощью эмоциональной окраски голоса, изменение тембра голоса. Помогут в этом русские народные потешки и песенки, в которых оживают различные явления природы, помогают ближе познакомиться с дикими и домашними животными, например, как «Солнышко-ведрышко», «Кисонька-мурысонька», «Дождик, дождик» и другие.
К четырем годам продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Развивается музыкальное мышление и память, активно развивается речь, поэтому активно применяются загадки, небылицы-перевертыши, сечки, считалки «Чики-брики, ты куда?», «Авсень, паусень», которые еще помогают развитию голосовых данных, регулировке дыхания. Эти виды деятельности требуют сосредоточенности и тишины. В этом возрасте дети с удовольствием слушают и двигаются под музыку, активно включаются в пение, дети могут самостоятельно петь короткие попевки, овладевают несложными танцевальными движениями, выстраивают хоровод. Широко применяются всевозможные подвижные игры: «Васька — кот», «Золотые ворота», «Ехал Грека». Дети активно пользуются в самостоятельной музыкальной деятельности игрой на детских музыкальных инструментах: ложках, трещётках, маракасах, колокольчиках и др. Организуются небольшие ансамбли народных шумовых и ударных народных инструментов. Дети принимают участие в инсценировании небольших народные сказок, сами распределяют роли и исполняют их. Со среднего возраста дети с радостью принимают активное участие в календарных народных праздниках: «Широкая Масленица», «Святки», «Коляда» и т. д., что вызывает у детей большой интерес к фольклору.
У детей старшего дошкольного возраста уже сформирован определенный музыкальный опыт в процессе восприятия, они могут, не отвлекаясь слушать музыкальное произведение до конца, различать простые жанры, выделять выразительные средства (динамика, темп, регистры), инсценировать музыкальные сказки, передать характер и повадки каждого персонажа. Активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, чувство ритма, различение высокого и низкого регистра, длительности, тембра).
Педагог использует различные формы проведения развивающих занятий: посиделки, календарные народные праздники, театрализованная деятельность в основе которых русские народные сказки, помогает заинтересовать ребёнка на протяжении всей деятельности. Ребенок, включаясь в деятельность, становится соучастником происходящего. В этом возрасте уже возможно создание оркестра русских народных инструментов, в котором не только шумовые и ударные (бубен, ложки, трещетки, маракас), но и инструменты с мелодическим звукорядом (гармошка, ксилофон, металлофон). Дети в старшем дошкольном возрасте с удовольствием овладевают игрой на различных инструментах, придумывают свои потешки, исполняют песни собственного сочинения.
Использование коллекции DVD- мультипликационных фильмов, видеозаписей, компьютерных развивающих игр на интерактивной доске, проведение совместных праздников с родителями, организация выставок народного творчества обеспечивает доступность восприятия фольклорного материала.
Применение фольклорного материала развивает интерес и внимание к окружающему миру, народным традициям и обычаям, воспитывает художественный вкус, развивает речь, способствует развитию основных музыкальных способностей, а так же способствует развитию творчества ребенка, раскрепощению и развитию индивидуальности.
Литература:
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981.
2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972.