Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников
Авторы: Щедрина Ольга Дмитриевна, Бирюкова Галина Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 28.04.2015
Статья просмотрена: 459 раз
Библиографическое описание:
Щедрина, О. Д. Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников / О. Д. Щедрина, Г. А. Бирюкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 86-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7972/ (дата обращения: 19.12.2024).
Потребность в общении — одна из самых главных в жизни человека.
Изучение проблемы коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста актуально в связи с тем, что главное в нашем современном обществе умение устанавливать и развивать контакты с другими людьми. Если у дошкольника не сформированы навыки, то ему будет сложнее включиться в общение и владеть его стратегиями и моделями. Особенно актуально в этой проблеме то, что дети старшего дошкольного возраста готовятся к поступлению в школу. Отсутствие коммуникативных навыков приводит к неготовности детей к школе в сфере общения, и как следствие к дезадаптации в школе.
По нашим наблюдениям большинство детей испытывают трудности общения со сверстниками, несмотря на то, что цель ДОУ состоит в сплочении детского коллектива, воспитание уважения и сочувствия к другим детям, а так же в развитии между ними сотрудничества и взаимодействия.
Во время работы со старшими дошкольниками сталкиваешься с рядом противоречий:
- общество предъявляет к каждому человеку обязательные требования, в числе которых обладание навыками эффективного общения, но в то же время в институте семьи не уделяют должного внимания к развитию коммуникативных навыков. Кроме того, родители часто выбирают такие модели воспитания, которые портят представления ребенка о самом себе, о собственных умениях, тем самым воспитывают ребенка коммуникативно неграмотным;
- общество пропагандирует популярность и успешность общительных людей через телевидение, радио литературу проблема «общения» по-прежнему остается открытой.
Используя групповую форму работы в своих занятиях дети учатся слушать друг друга, уважать интересы и чувства других, сопереживать друг другу, сотрудничать. Кроме того, дети постепенно знакомятся и овладевают навыками эффективного общения со сверстниками.
Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более яркие, эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослыми.
Используя в работе новейшие разработки по теме развития коммуникативной сферы со старшими дошкольниками, была затронута проблема нравственного воспитания, которая особенно актуальна в связи с тем, что за последние годы отмечается рост возбудимости, аутизации, негативизма, агрессивности, тревожности и страхов, приводящих к нарушению поведения.
Главным критерием успешности в данной работе является не только правильность выполненных заданий. Прежде всего, важна заинтересованность детей в выполнении заданий, стремление проявлять инициативу, взаимодействовать, сотрудничать. Одним словом пробовать владеть практическими навыками эффективного общения.
Занятия проводятся с группой старших дошкольников и строятся в интересной, занимательной для детей форме. В содержании занятий используются игры, упражнения, этюды, а также свои находки. В качестве основных методов и приемов используются:
- имитационные игры:
- социально-поведенческий тренинг,
- психогимнастика,
- чтение и обсуждение художественных произведений,
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий,
- дискуссии,
- диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме,
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них,
- примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке и музыке.
Всю серию занятий можно условно разделить на три группы:
- первая группа занятий направлена на формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способах управления им. Педагог подбирает ситуации для получения и применения уже полученных знаний детьми, а также побуждает детей к оказанию помощи сказочным персонажам, сверстникам;
- вторая группа занятий направлена на формирование у детей доброжелательного поведения: педагог предлагает детям на занятиях различные проблемные ситуации, участвуя в которых дети приобретают необходимые умения управления негативными эмоциями. Большое внимание уделяется обучению детей конструктивным способам решения конфликтных ситуаций, развитию способности сопереживать, сочувствовать;
- в третьей группе занятий акцент делается на формирование осознанного отношения детей к социальным нормам поведения. Педагог побуждает детей проявлять доброжелательность в повседневной жизни. В решении этой задачи помогает использование на занятии «Волшебной книги», в которую педагог записывает после обсуждения добрые поступки детей, как на занятии, так и в повседневной жизни.
Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, но отрицательные оценки детского мнения на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.
В ходе проведения групповых занятий со старшими дошкольниками, стали прослеживаться в поведении такие навыки эффективного общения как:
- умение слушать и учитывать мнение партнеров пообщению;
- активно вступать в процесс сотрудничества;
- умения вербально и невербально проявлять свои эмоции и уметь их распознавать у партнеров по общению;
- умение анализировать ситуации конфликта.
Используя групповую форму занятий в процессе развития коммуникативной сферы у старших дошкольников можно сделать вывод, что способность детей усвоить коммуникативные навыки общения более эффективна в коллективе сверстников объединенных общим процессом взаимодействия.