Изучение состояния лексики у младших школьников с нарушением интеллекта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мусаева, Н. С. Изучение состояния лексики у младших школьников с нарушением интеллекта / Н. С. Мусаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 153-157. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7981/ (дата обращения: 19.12.2024).

Развитие и совершенствование лексики младших школьников с умственной отсталостью было и остаётся одной из перспективных психолого-педагогических проблем. Известно, что базисом речевой организации человека является словарный запас, недостатки которого значительно затрудняют процесс социальной адаптации. Особенности интеллектуального и речевого развития учащихся с умственной отсталостью ограничивают возможности этих детей в понимании речи окружающих, адекватном изложении собственных мыслей и приводят к неполноценности социально-бытовой ориентировки. Следовательно, одним из актуальных направлений работы с детьми с умственной отсталостью должно быть формирование и развитие лексики, характеризующейся достаточностью и полноценностью, с точки зрения объема словарного запаса, семантики и синтагматических характеристик. Словарный запас являются не только одним из самых значимых компонентов высказывания, но и свидетельствуют о глубине дифференцированного познания окружающей действительности, об уровне сформированности речемыслительных процессов. Наличие развернутой лексики в речи школьников в определенной степени служит показателем зрелости личности в эмоциональной, морально-этической, психологической сфере, поскольку слова-оценки, слова-характеристики выражают отношение человека к миру, к окружающим и самому себе. Формирование лексики ребенка связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности. В связи с этим, особенности словарного запаса детей с нарушениями интеллектуальной сферы отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности [4].

Слово является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно выполняет, прежде всего, номинативную функцию называет конкретные предметы, действия, признаки, чувства человека, общественные явления и отвлеченные понятия.

Л. С. Выготский определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Обосновывая данный тезис, он ссылался на то, что значение слова есть обобщение, понятие. В свою очередь всякое обобщение не что иное, как акт мысли. Таким образом, в слове представлено единство мышления и речи [3].

Рассматривая взаимодействие данных психических процессов, Л. С. Выготский отмечал, что «мысль не выражается, но совершается в слове», т. е. мысль развивается, совершенствуется только тогда, когда облекается в слова. Это дает право утверждать, что слово выполняет и когнитивную (познавательную) функцию, так как развитие словаря ведет к формированию не только мышления, но и других психических процессов [3].

Вот почему работа над словом имеет серьезное значение для коррекции и развития психики умственно отсталого ребенка, для более успешного включения его в сферу общения с окружающими.

В литературе отмечается, что у детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным словарём, нарушение процесса организации семантических полей. Они не знают названий многих предметов, частей предметов, в их словаре доминируют существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера, мало прилагательных, наречий, преобладают замены слов по семантическому сходству. Пассивный словарь детей с интеллектуальным недоразвитием шире активного, но он с трудом актуализируется, часто для его воспроизведения требуется наводящий вопрос, многие слова так и не становятся понятиями [1, 2, 5, 6, 7, 8].

Однако, изучение словарного запаса у учащихся с интеллектуальными нарушениями в республике не исследовалось, в связи с этим мы провели предварительное иследование состояние обучения умственно отсталых учащихся начальных классах во вспомогательных школах № 25, 37, 52, 57, 66 города Ташкента. Целью опросника являлась выявления мнений учителей начальных классов о состояние словарного запаса учащихся, с нарушениями интеллекта, отношение преподавателей к функциональным обязанностям, выявление форм и методов работы с ними, в какой мере они используют методы при формирование и развития словаря у учащихся начальных классов.

В опросе приняли участие 19 учителей школ, 2-логопеда, 2 воспитательницы.

Результаты опроса:

-                   На вопрос «Какой у вас стаж работы?» каждый опрашиваемый показал свой рабочий стаж. 17 % опрашиваемых — имеют 5 летний стаж работы, 4 % — 10 летний стаж работы и 69 % — 15 и более лет.

На вопрос «Сколько учеников в вашем классе?» мы получили разный ответ У 39 % учителей от 8 до 10 учеников, у 35 % учителей — 11–13 учеников, у 26 % — 14–17 учеников. Значит учеников в класс от 8 и до 17 учеников. На вопрос «Какой словарный запас у учеников, пришедших в школу в первый раз?», учителя ответили по разному: «очень маленький» — так ответило 48 %, «низкий» — ответили педагогов 36 %, «по всякому, иногда у некоторых детей совсем отсутствует речь» — так ответили 4 %, «это зависит от умственных способностей учеников» — 4 % опрашиваемых, «очень низкий или совсем нет словарного запаса» — 4 %, «бывают разные» — так ответили 4 % опрашиваемых.

На вопрос «Как вы думаете, что мешает ученикам расширить свою лексику?», мы получили разные ответы: «в зависимости от уровня умственных способностей своих учеников» ответили 16 % учителей; «что внимание у умственно отсталых детей не устойчиво и поэтому это мешает им повысить словарный запас» высказали 12 % учителей; «что семейное положения учеников, где ответственность родителей низкая, тоже мешает ученикам расширить их словарный запас» думают 3 % учителей; «что у некоторых учеников встречаются недостатки в слухе и из своего нарушения им трудно расширить свой словарный запас» считают 6 % учителей; «что врожденные патологии умственно отсталых учеников мешают им развивать лексику», — 6 % учителей; «что у умственно отсталых учеников память развита очень плохо, они быстро все забывают, поэтому считается, что слабая память мешает ученикам расширить свой словарный запас» уверены 3 % учителей; «что у некоторых учеников встречается двуязычие в семье и поэтому это тоже может помешать развитию лексики» считают 19 % учителей; «что несформированность речи мешает развитию лексики»; 16 % учителей утверждают, «что нарушение центральной нервной системы больше всего мешает развитию речи и в том числе лексики» ответили 19 % учителей. Делая анализ ответов мы пришли к заключению, что ответы разные, даже нет одинаковых ответов, только двое педагогов ссылаются на причины психологических процессов (память, внимание) или на социальные факторы (двуязычие, низкий уровень семьи).

На вопрос «Какие игры больше привлекают учеников во время уроков?» — 7 % учителей ответили, «что ученикам нравятся игры со цветными картинками», 37 % учителей ответили, «что детям нравятся дидактические игры», 3 % ответили — «игры, в которых используются технические средства», 10 % ответили, «что сюжетно-ролевый игры больше нравятся ученикам», 5 % ответили, «что нравятся картинки с загадками», 15 % сказали, «что ученики играют с интересом подвижные игры», 3 % учителей ответили, «что это логические игры, на уроках математики ученикам нравится играть игру «Базар»» — так ответели 3 %, 5 % учителей сказали, «что телевизионные игры также нравятся ученикам», 5 % ответили, «что это обучающие игры», 3 % ответили, «что игра «Найди недостающийся предмет» тоже нравится ученикам», 3 % ответели, «что ученикам нравятся всякие тесты» и 3 % учителей ответили, «что ученикам нравится педагогическая технология «Класстер»».

На вопрос «Какие дидактические средства больше привлекают учеников во время уроков?» учителя ответили так. 44 % учителей ответили, «что учеников привлекают больше всего цветные рисунки», 10 % сказали, «что природные пособия привлекают больше», 15 % ответили «это технические средства», 2 % ответили — «кроссворды», 8 % ответили «большие по размеру пособия привлекают учеников», 2 % — «не похожие друг на друга дидактические средства», 5 % ответили, «что больше всего привлекают внимание учеников предметные дидактические средства», 2 % ответили — «дидактические пособия», 10 % ответили — «это сюжетные средства», 2 % ответили, «что ученикам нравятся муляжи».

На вопрос «Как вы думаете, на что больше надо уделить внимание, чтобы расширить словарный запас учеников?» — 12 % ответили так — «что бы повысить словарный запас учеников надо больше пользоваться дидактическими средствами», 9 % ответили, «что надо больше проводить беседы с учениками», 9 % — «что логопедические занятия также помогают расширить словарный запас учеников», еще 9 % ответили, «что именно игры помогают расширить словарный запас», 6 % ответили, «что надо ежедневно повторять новые слова», 15 % считают, «что надо больше давать ученикам учить стихи, загадки и т. д»., 9 % сказали, «что надо ученикам больше задавать вопросы и заставлять их отвечать устно», 3 % считают, «что если ребёнок будет посещать школу, то у него повыситься словарный запас», 3 % считают, «что надо работать с каждым индивидуально», 6 % сказали, «что родители тоже должны участвовать в повышение словарного запаса учеников», 3 % считают, «что надо учить учеников при помощи мелочных деталей», 9 % считают, «что сперва надо устранить дефекты речи», 6 % считают, «что надо больше показывать картинки и заставлят учеников их повторят».

На вопрос «Какие средства помогают расширить словарный запас учеников?» 13 % учителей ответили, «что цветные рисунки помогают расширить словарный запас», 21 % учителей сказали — «дидактические средства помогают», 3 % считают, «что это жизненые рассказы», 13 % ответили, «что коррекционно педагогические игры помогают расширить словарный запас», 8 % считают, «что книги, художественная литература тоже помогает расширить словарный запас учеников», 3 % сказали, «что всякие карточки», 5 % считают, «что мультимедии могут помочь ученикам», 16 % — «это технические средства», 3 % — «надо сперва устранить речевой дефект», 3 % считают, «что надо регулярно повторять слова», 3 % считают, «что надо по больше заниматься с логопедом», 3 % считают, «что переписование тоже может помочь», 3 % считают «использование буквенной кассы очень помагает» и 3 % считают, «что именно игры помагают расширить словарный запас учеников».

На вопрос «Какие изменения наблюдаются в лексике учеников в конце года?» 13 % учителей ответили, «что дети начинают общаться», 7 % учителей сказали, «что у учеников улучшается постановка звуков», 20 % ответили, «что повышается словарный запас учеников», 7 % ответили, «что словарный запас чуть-чуть улучшается», 4 % ответили, «что ученики будут лучше произносить слова», 11 % ответили, «что это зависит от дефекта учеников», 4 % ответили, «что ученики начнут отвечать на карточки», 11 % ответили, «что будут изменения в лучшую сторону», 11 % ответили, «что ученики начнут пользоваться фразовой речью», 4 % ответили — «они начнут произносить свое имя», 4 % ответили, «что у учеников коррегируется нарушения звуков и они начнут правильно говорить по слогам», 4 % ответили, «что улучшется внимание учеников». Как видим из ответов, в конце года увсех учеников улучшается речь и расширяется словарь.

На вопрос «Какие рекомендации вы можете дать, по развитию словарного запаса учеников?» Рекомендаций было очень много и они следующие: 20 % учителей считают, «что надо больше работать с родителями, чтобы родители тоже принимали участие в работе по повышению словарного запаса своих детей», 15 % считают, «что надо больше общаться с учениками», 2 % сказали, «что детям помогут ещё видео фильмы», 4 % считают, «что расширить словарный запас могут помочь интерактивные методы», 9 % считают, «что использование игр очень помогает», 7 % считают, «что надо больше использовать технические средства», 7 % считают, «что надо больше пользоватся дидактическими материалами», 9 % считают, «что с детьми больше надо учить стихи, загадки, сказки и т. д»., 2 % считают, «что надо улучшить коррекционную работу», 2 % считают, «что надо ежедневно дома повторят пройденное в школе», 4 % — «что надо создавать больше цветных учебников, пособий для учеников», 4 % ответили, «что ученикам надо побольше показывать картинки и заставлять их составлять рассказы по ним», 11 % считают, «что больше надо уделять внимание логопедическим занятиям», 2 % считают, «что надо всё учить при помощи мелких деталей» и 2 % считают, «что надо работать с учениками индивидуально». Проанализировав ответы педагогов, мы пришли к такому заключению:

У детей с нарушением интеллекта при поступлении очень низкий словарный запас; из-за низкого словоря дети не могут вступать в контакт и это мешает им быстро адаптироваться в школе; низкий словарный запас становится преградой для овладения знаниями; из-за не устойчивости у учеников внимания, памяти они быстро забывают пройденный материал и это является преградой для расширения лексики; у некоторых учеников есть вторичные нарушения, например, нарушения слуха и это является причиной отсутствия или низкого уровня словаря; отсутствие методических пособий, обучающих игр и недостаточность технических средств также являются причиной не сформированности словаря у учащихся начальных классов вспомогательной школы.

 

Литература:

 

1.      Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова–– М.: Академия, 2002

2.      Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — Собрание соч. М., 1983.

3.      Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. — М., 1961.

4.      Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998

5.      Рахманова В. С. Махсус ёрдамчи мактабда саводга ўргатиш. Махсус таълим-тарбияда шахсга йўналтирилган ёндашув- илмий методик тўплам. Тошкент-2011

6.      Петрова В. Г Речь умственно отсталых школьников.— В кн.: Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы М, 1965, гл. V.

7.      Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под ред. В. В. Воронковой. -М.: Школа-Пресс, 1994.

8.      Шомахмудова Р. Ш., Муминова Л. Р. Боғча ва кичик мактаб ёшидаги болалар талаффузидаги нуқсонларни тузатиш, Тошкент, 1981.

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, запас, словарный запас, слово, ребенок, средство, умственная отсталость, учитель, летний стаж работы, познавательная деятельность.