О «безобидных» детских мультфильмах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 06.05.2015

Статья просмотрена: 457 раз

Библиографическое описание:

Степкина, Е. В. О «безобидных» детских мультфильмах / Е. В. Степкина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8011/ (дата обращения: 16.11.2024).

Работая больше 10 лет в детском саду и наблюдая за детьми, сделала выводы: дети в большинстве своём стали агрессивны, раздражительны, копируют поведение своих мультипликационных героев, употребляют в речи их выражения. Родители покупают мальчикам футболки и рюкзачки с устрашающим «Человеком-Пауком», противным Шреком, «Губкой-Бобом», девочкам — сумочки и кофточки с Машей из популярного мультфильма «Маши и Медведь». Многие родители, к сожалению, не видят того, что происходит с их ребёнком, не понимают, почему это происходит, что является причиной. И только через некоторое время обращаются за консультацией к специалисту. Попробуем разобраться.

Основные персонажи мультфильма должны пропагандировать добрые хорошие качества, поучать юного зрителя и подталкивать его к добру, послушанию. Зло и отрицательные персонажи в мультфильме для маленького ребенка ни в коем случае не должны выставляться в положительном свете, побеждать. Каждая сюжетная линия фильма должна пропагандировать простое правило: зло всегда остается злом и является наказуемым. Отлично, когда в сценарии предусмотрен переход злого персонажа на добрую сторону — это подтолкнет ребенка к соответствующим выводам.

Влияние мультфильмов на психику детей достаточно велико, поэтому для самых маленьких зрителей каждый мультфильм должен выделять нечто доброе и полезное: персонаж помогает взрослым или другим персонажам, проявляет желание учиться, быть честным, не жадничать.

Многие из детей перед экраном телевизора или монитором компьютера проводят больше времени, чем в общении с родителями. Занятые мамы и папы с удовольствием включают своему ребёнку анимационные фильмы по первой его просьбе. Ведь это так удобно: ребёнок спокойно смотрит телевизор, не шалит, не разбрасывает игрушки, не пристаёт к маме с вопросами.

Нельзя сказать, что взрослые совсем не подозревают о вреде мультфильмов. Большинство мам и пап знают, что долго сидеть у экрана вредно для здоровья и для психики ребёнка. Но о том, насколько серьёзными могут быть последствия просмотренных малышами анимационных фильмов, точно знают только профессиональные психологи.

Маленьких детей привлекают яркие, живые картинки. Поэтому практически любые мультики они смотрят охотно и с удовольствием.

Но психологи утверждают: детский мозг ещё не готов обрабатывать информацию, которая поступает с экранов телевизоров со слишком большой скоростью. Малыш, смотрящий телевизор, на самом деле не развлекается, а напряжённо работает.

Длительное нахождение перед экраном может привести даже к развитию у ребёнка неврозов или психозов.

Психологи также предупреждают о вреде чрезмерно ярких картинок, мелькающих перед глазами ребёнка во время просмотра ими анимационных сериалов и фильмов. Они рекомендуют детям до 3-х лет показывать чёрно-белые варианты мультиков. Маленькие дети воспринимают всё, что видят на экране телевизора, как жизненную правду. Они ещё не умеют анализировать, разделять поступки героев на хорошие и плохие. Зато они быстро впитывают всю поступающую им информацию, перенимают и копируют модель поведения, предложенную создателями анимационных фильмов. А герои многих современных мультфильмов, особенно западных, ведут себя далеко не образцово.

Детские мультипликационные фильмы производства США пользуются огромной популярностью во всём мире. Ежегодно американские анимационные компании создают новые хиты, приносящие огромные доходы их авторам и непоправимый вред детской психике.

Российские психологи решили провести эксперимент, чтобы точно определить вред зарубежных мультфильмов. Они пересмотрели все самые популярные американские мультики, которые чаще всего показывают по телевизору: «Шрек», «Алладин», «Красавица и Чудовище», «Гуффи и друзья», «Дональд Дак», «Дятел Вуди», «Золушка» и др.

В итоге они пришли к выводу: большая часть всех этих анимационных произведений способствует искажённому восприятию материнства. Более того, эти анимационные произведения направлены на формирование у детей образа жизни, не предполагающего создания семьи и продолжения рода.

Каким же образом работает психологическая программа, закодированная в мультфильмах?

Её главным орудием являются мультипликационные героини. Они — полная противоположность известным женским образам из советских мультфильмов. Ведь Алёнушка, Василиса, Золушка, и другие героини, столь любимые детьми предыдущих поколений, отличаются своей скромностью, целомудренностью, какой-то загадочностью. В них нет даже намёка на эротичность. Женственность и их красота является естественной.

У положительных героинь мультипликационных фильмов советской эпохи всегда добрые лица и приятный голос. Они являются олицетворением образа материнства и имеют некую схожесть с образом Богоматери.

Совершенно иными предстают героини американских мультфильмов: вред влияния каждой из них кроется в откровенной сексуальности этих красавиц. Женщины из анимационных фильмов распущены. Они не кокетничают и не заигрывают, а умело соблазняют. И такую раскрепощённую модель поведения у них копируют маленькие девочки.

Психологи заметили: практически все эти героини имеют одни и те же черты лица. Это приводит к формированию у мальчиков идеала женской красоты, которой в природе не существует. В итоге потом им будет сложно найти свою половинку.

К тому же, американские мультипликационные красавицы зачастую ведут себя не по-женски: они заправски дерутся, ругаются, легко справляются с мужской работой, демонстрируют свою физическую силу. Такие героини способствуют формированию у детей неправильных стереотипов женского и мужского поведения. Им начинает казаться, что женщины должны быть сильными и самодостаточными, а мужчины — грубыми и безалаберными.

Вред западных мультфильмов заключается именно в том, что они формируют у детей представление о жизни как о бесконечной игре и развлечении. В результате они вырастают неспособными решать самостоятельно взрослые проблемы.

Развитие вашего ребенка — это ваша забота, поэтому подходите к выбору мультфильма для просмотра тщательно.

Но, слава Богу, не всё так страшно. Взрослым вполне под силу защитить своих детей от негативного воздействия западной анимации.

Конечно, полностью исключить просмотр телевизора из режима дня ребёнка практически невозможно: всё-таки технический прогресс внёс определённые коррективы в наш образ жизни. Родителям следует особое внимание уделить выбору мультфильмов для детей. Ведь именно в этом возрасте формируются привычки ребёнка, его характер и формируется восприятие окружающего мира.

К счастью, любой родитель вполне может защитить своего малыша от негатива телевидения. Для этого нужно не так много.

1.                  Взрослому необходимо самому хорошо знать содержание анимационных произведений, которые будет смотреть ребёнок. Нужно проследить, чтобы малыш не видел сцен насилия, не слышал, нецензурных высказываний.

2.                  Самый вредный мультфильм не отразится на психике ребёнка, если он будет смотреть еговместе с мамой или папой, комментирующими происходящее на экране. Родительская оценка поможет дошкольнику лучше понять, где в сказке выдумка, а где — отражение жизни.

3.                  Мама может предложить своему малышу смотреть не вредные мультфильмы, а поучительные. Совсем маленькому ребёнку, например, будет интересно и полезно посмотреть такие шедевры советской мультипликации, как «Трое из Простоквашино», «38 попугаев», «Поросёнок Фунтик», «Мама для мамонтёнка», «Чебурашка».

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы телевизор полностью заменил ребёнку общение с родителями.

То есть, вред и польза мультфильмов для детей полностью зависят от родителей. Если мама предложит своему малышу хорошие анимационные фильмы, если научит его пересказывать и обсуждать увиденное, а позже — и анализировать, то в будущем ей можно будет не опасаться за влияние всех видов СМИ на его психику.

Основные персонажи мультфильма должны пропагандировать добрые хорошие качества, поучать юного зрителя и подталкивать его к добру, послушанию. Зло и отрицательные персонажи в мультфильме для маленького ребенка ни в коем случае не должны выставляться в положительном свете, побеждать. Каждая сюжетная линия фильма должна пропагандировать простое правило: зло всегда остается злом и является наказуемым. Отлично, когда в сценарии предусмотрен переход злого персонажа на добрую сторону — это подтолкнет ребенка к соответствующим выводам.

 

Литература:

 

1.         Бабиченко Д. Н. «Искусство мультипликации». М. «Искусство», 1964

2.         Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. — М., 1955. — 240 с.          

3.         3ельманова Л. М. Герой мультфильмов у нас в гостях. М.: Флинта, 1997. — 80 с.

4.         3ельманова Л. М. Герои мультфильмов у нас в гостях.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, кой случай, маленький ребенок, мультфильм, добрая сторона, злой персонаж, основной персонаж мультфильма, положительный свет, простое правило, юный зритель.