Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ
Авторы: Чеботаренко Светлана Васильевна, Квашенко Людмила Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 02.05.2015
Статья просмотрена: 3150 раз
Библиографическое описание:
Чеботаренко, С. В. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ / С. В. Чеботаренко, Л. М. Квашенко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8058/ (дата обращения: 19.12.2024).
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Особенно это актуально звучит в районах Крайнего Севера, где климатические условия не могут не сказаться на состоянии здоровья взрослого, а особенно детского населения. В связи с этим, физкультурно-оздоровительное направление дошкольного учреждения является одним из приоритетных.
Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
В районах Крайнего Севера укреплять здоровье детей необходимо с первых дней его жизни, так как особый климат, полярная ночь откладывают свой отпечаток на здоровье и психику растущего организма. Поэтому на сегодняшний день это проблема номер один — как сохранить здоровье северян.
Усилия педагогов нашего ДОУ направлены на оздоровление воспитанников, культивирование здорового образа жизни. И это неслучайно, потому что именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и в Федеральном Государственном Образовательном стандарте ДО.
По данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается.
Дети сегодня находятся в условиях постоянного экологического и социального напряжения в обществе. Все, что происходит в обществе, непосредственно влияет на здоровье детей. Состояние здоровья ребенка является объективным, естественным биологическим индикатором экологического благополучия общества.
Поэтому сегодня актуально значимым и востребованным становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Соответственно одна из важнейших задач детского сада по защите здоровья детей — это информационно-просветительская работа с родителями по вопросам здоровьесбережения и образовательная работа с детьми по формированию ЗОЖ.
В нашем дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа занимает одно из ведущих мест при планировании мероприятий. Таковым является процесс закаливания, который следует рассматривать как систему мероприятий, направленных на укрепление здоровья, предупреждения заболеваний и совершенствование физического развития детей. Одно из основных условий успешной работы — постоянный и тесный контакт воспитателя и инструктора по физической культуре, с медицинскими работниками детского сада и родителями.
Мы не только охраняем детский организм от вредных влияний, но и создаём условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
Прогулка является одним из существенных компонентов режима дня. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у детей всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулки всегда сочетаются со спортивными и подвижными играми.
Мы добиваемся преемственности в выполнении режима дня и закаливающих процедур между дошкольным учреждением и семьей. Родителям разъясняем значимость проводимых в детском саду оздоровительных мероприятий для здоровья детей [1; 2].
Для укрепления здоровья эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм детей от возникновения болезней. Для этого в нашем детском саду существуют дорожки здоровья вокруг сада.
У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.
Ещё одним из эффективных методов укрепления здоровья является закаливание. С помощью специальных процедур повышается устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями — увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. Итак, закаливание — это эффективное средство укрепления здоровья человека.
Эффективность закаливания мы достигаем, используя комплекс традиционных и нетрадиционных способов, который включает в себя прогулки на свежем воздухе, проветривание, аэрация помещения, полоскание горла, дыхательная гимнастика, звуковая дыхательная гимнастика, хождение босиком по полу, массаж биологически активных точек организма [1].
Сопротивляемость организма к простудным заболеваниям повышают также закаливающие процедуры для ног. Подошвы ног — одна из мощных рефлексогенных зон организма с многочисленными нервными окончаниями, через который можно подключаться к любому органу — головному мозгу, верхним дыхательным путям и т. д.
Закаливание ходьбой должно быть постепенным и систематичным. Для занятий мы используем резиновые коврики с шиповым рефлением, морские камушки, песок, траву, различные твердые валики, массажные мячики и т. д. [1; 3]
Хороший оздоровительный эффект оказывает и выполнение звуковых дыхательных упражнений:
- повышается общий жизненный тонус детей и сопротивляемость, закалённость и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы;
- развивается дыхательная мускулатура; увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшается кровообращение в лёгких, улучшается работа сердечно-сосудистой системы и кровообращение;
- развивается речевое дыхание;
Звуковые дыхательные упражнения проводим в следующих видах деятельности:
- утренняя гимнастика на свежем воздухе;
- бодрящая гимнастика после сна с включением в неё звуковой дыхательной гимнастики;
- физминутки на занятиях;
- прогулка;
- занятия по физическому развитию;
- занятия по речевому развитию;
- индивидуальная работа.
Мы считаем, здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. С этой позиции в детском саду работа по физическому развитию и оздоровления детей, организована в тесном сотрудничестве с семьей и строится с учетом основных принципов: единство цели и задачи воспитания здорового ребенка.
Формами совместной работы с родителями традиционно являются родительские собрания, консультации, Дни открытых дверей, стендовая информация. Но для себя мы определили как наиболее эффективными и действенными такие формы работы с родителями, как активное участие в тренингах, мастер-классах, практикумах, на которых педагоги показывают и обучают родителей пальчиковым играм, гимнастики для глаз, дыхательным и корригирующим упражнениям и т. д. Еще одной из эффективных форм повышения педагогической культуры родителей в области здоровьесбережения является выкладывание на сайте ДОУ информации по данной теме (консультации, практические рекомендации, проведенные мероприятия с детьми и родителями и т. д.)
Семья способна выполнять ведущую роль в процессе физического воспитания детей при наличии понимания важности этой проблемы у родителей и их подготовленности к практическому решению задачи сохранения и укрепления здоровья средствами физической культуры.
Такая система работы позволила нам добиться положительный результат в сохранении и укреплении здоровья наших воспитанников. Повысилась двигательная активность. У детей сформировались положительное отношение к здоровому образу жизни, желание заниматься физкультурой и спортом.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Литература:
1. Кузнецова, М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных учреждениях [Текст]: пособие для медработников и воспитателей / М. Н. Кузнецова. — 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2003. — 64 с.
2. Синягина, Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей [Текст]: психологические установки и упражнения / Н. Ю. Синягина — М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2004. — 152 с.
3. Степанкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Э. Я. Степанкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.