Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Артамонова, Н. И. Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ / Н. И. Артамонова, О. С. Жирнова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8091/ (дата обращения: 17.10.2024).

К 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

 

Историческая справка:

-          Автором проекта музея и создателем является руководитель СПДС «Радуга» Артамонова Нина Ивановна

-          Музей был открыт по инициативе руководителя Артамоновой Н. И. и педагогического коллектива детского сада «Радуга»

-          Активное участие в создании музея принимал весь коллектив детского сада «Радуга», художественное оформление воспитатель Козикова Е. Н.

-          19 марта 2015 года — день открытия музея «Боевой славы».

Слово “музей” происходит от греческого и латинского слов — храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

Термин “музейная педагогика” пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19–20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная.

Одной из основных задач в старшем дошкольном возрасте является подготовка ребёнка к школе. Важнейшей стороной готовности к школе является готовность психологическая. Необходимо в полной мере развивать познавательные процессы ребёнка.

В настоящее время существует множество методов развития познавательных процессов у дошкольников, наряду с другими мной было использован метод музейной педагогики в виде мини-музея.

Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменяются, больше сплачиваются, происходит сближение. Налаживаются партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.

Как научная дисциплина музейная педагогика, на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения.

Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС, в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком — гражданином своей страны, патриотом, умеющим ценить и беречь историческое и культурное наследие русского народа.

В мировой и отечественной истории есть события, имеющие непреходящее значение. Время с возрастающей силой подчеркивает их величие, выдающуюся роль в развитии цивилизации. К таким значимым событиям относится Победа в Великой Отечественной войне. Чтобы приблизить маленьких детей к истории своего народа, в нашем детском саду «Радуга» был создан музей «Боевой Славы». Торжественное открытия музея боевой славы земляков-защитников Родины состоялось 19 марта 2015года. Задолго до этого велась работа по сбору экспонатов и материалов для музея. В музее Боевой Славы представлены такие экспонаты, как фронтовые газеты, документы, боевые награды и фотографии павших земляков, оружие и обмундирование времен Великой Отечественной войны.

Цель деятельности музея: использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности детского сада по формированию современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Основные задачи музея:

1.         Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путем включения воспитанников в многообразную деятельность музея детского сада.

2.         Совершенствовать экспозиционно-выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и эстетики, способствующих повышению привлекательности музея.

3.         Активно использовать современные технические средства и информационные технологии, повышающие эффективность культурно-образовательной деятельности.

4.         Координировать и объединять деятельность участников образовательного процесса и социальных партнеров по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Для реализации названных целей и задач музей обладает достаточными ресурсами. Для экспонирования музейной коллекции выделено место. Изготовлены столы со стеклом, стенды и прочие атрибуты. В центре музея, на стене, обелиск «Слава героям», посвященный землякам, погибшим на фронтах Великой отечественной войны в точности такой же как находится в парке нашего села Нижнее Санчелеево.

Рис. 1. Обелиск в центре парка с.Нижнее Санчелеево

 

Рис. 2. Музей боевой славы

 

Многогранная деятельность музея является важной составляющей историко-патриотической, нравственно-воспитательной работы, проводимой в ДОУ. В его создании участвуют ветераны ВОВ с.Нижнее Санчелеево и их родственники, сотрудники детского сада, а также родители воспитанников. Фонды музея постоянно пополняются документами из личных архивов ветеранов, фотографиями и другими материалами, рассказывающими о далеком героическом времени, о судьбах наших земляков — участников Великой Отечественной войны, тружениках тыла.

Патриотическое воспитание средствами музея Боевой славы является новой формой познания окружающей действительности, которое образно можно выразить словами: «подойди, потрогай, постарайся «войти» в ту историческую эпоху и понять, какими они были, люди, жившие в то время, о чем думали, о чем мечтали…».

Немаловажным средством патриотического воспитания служит непосредственная деятельность детей, где каждый ребенок — активный участник. Главное условие — дошкольники должны видеть необходимость и важность своих усилий. Позиция ребенка в музейно-образовательной деятельности не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь. Поэтому дети принимают активное участие в оформлении музея, участвуют в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. Все это, зажигает в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории своей семьи.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания приобретает тесный контакт с семьей. Родители — наши помощники и равноправные участники. С их помощью оформлены стенды, макеты. Большой интерес вызывает экспозиция «Семейные реликвии». Ее основу составили различные предметы: боевые награды ветеранов, письма с фронта, гармонь, настоящая каска и многое другое. Особенно ценно, что примером высокого героизма для детей служат их прадеды, деды и отцы, которые достойно прошли через испытания и сражения локальных войн.

Очень важно, чтобы детям было дорого все, что создано их дедами и отцами. Им предстоит сохранить и приумножить это. И хотя многие впечатления еще не осознаны глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Полученные знания, сформированные навыки помогают детям легко адаптироваться в школьной жизни. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. Очень приятно, что традиции, заложенные в детском саду, сохраняются и в школьные годы.

19 марта 2015 года в детском саду «Радуга» с.Нижнее Санчелеево в торжественной обстановке прошло открытие музея «Боевой славы».

Сначала творческой группой воспитателей и воспитанников был показан концерт, в котором была отражена жизнь довоенная, тяжелые годы военных лет и, конечно, мирное послевоенное время. Гостям был показан фильм «Глаза обелиска». Фильм об обелиске павшим солдатам, который стоит в центре села. Дети и педагоги показали небольшие постановки на военную тему, читали стихи, пели песни.

Далее все гости проследовали в музей. Для всех присутствующих был проведен краткий экскурс об экспонатах и экспозициях, представленных в музее. В музее имеется летопись села, информация о герое Советского союза Бузыцкове Иване Дмитриевиче, о Карпове Владимире Ивановиче, о женской тракторной бригаде. Так же в музее представлены письма с фронта, газеты военных лет, медали и ордена и экспонаты с раскопок.

Право перерезать ленточку было представлено жителю с.Нижнее Санчелеево, ветерану ВОВ Феклину Ивану Федоровичу и детям подготовительной группы.

Рис. 3 Торжественный момент — перерезание ленточки

 

Рис. 4 Напутственное слово Феклина И. Ф., ветерана ВОВ

 

Праздник закончился выступлением студентов 1 курса Тольяттинского машиностроительного колледжа, которые рассказали нам о воинской доблести со времен Ильи Муромца и до сегодняшних дней (Руководитель Михайлова Татьяна Ивановна).

Подрастающее поколение должны знать о том, какой ценой была завоёвана победа и независимость нашей Родины, о трудностях, которые пришлось преодолевать бойцам и труженикам тыла, о бессмертных подвигах наших земляков.

Мы, педагоги детского сада «Радуга» уверены, что экскурсия оставила добрый след в душе каждого участника, вызвала чувство гордости за свою Родину и свой народ, зажгла в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории нашей страны.

Таким образом, среда ДОУ подчинена идее воспитания гражданственности как одной из ключевых компетенций, без которых невозможна жизнь в современном обществе.

 

Литература:

 

1.      Воронович, В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. № 12. — 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, музейная педагогика, Великая Отечественная война, музей, Боевая слава, ветеран ВОВ, патриотическое воспитание, ребенок, активное участие, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Мини-музей казачьей культуры как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

Эколого-патриотическая тропа как одно из направлений по формированию духовно-нравственных ценностей у детей (из опыта работы)

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Разработка образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в младшей группе детского сада «Нет любимей, краше Родины нашей»

Похожие статьи

Мини-музей казачьей культуры как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

Эколого-патриотическая тропа как одно из направлений по формированию духовно-нравственных ценностей у детей (из опыта работы)

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Разработка образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в младшей группе детского сада «Нет любимей, краше Родины нашей»