Особенности обучения студентов выполнению национальных декоративных и архитектурных узоров (на примере Хорезмского региона)
Авторы: Рузиев Эркин Искандарович, Латипов Рустам Атаханович, Ибадуллаева Нигора Эгамбергановна, Рузметов Кувандик Шаназарович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 06.05.2015
Статья просмотрена: 1938 раз
Библиографическое описание:
Рузиев, Э. И. Особенности обучения студентов выполнению национальных декоративных и архитектурных узоров (на примере Хорезмского региона) / Э. И. Рузиев, Р. А. Латипов, Н. Э. Ибадуллаева, К. Ш. Рузметов. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 194-200. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8107/ (дата обращения: 16.11.2024).
Если взглянуть на многовековую историю узбекского народа, можно увидеть, что этот народ оставил для своих потомков большое наследство по архитектуре и строительства, изобразительного и прикладного искусства. Архитектура Хорезмского региона представляет собой законченное и своеобразное направление узбекского национального градостроительства, а также декоративно-прикладного искусства. Каждое архитектурное сооружение, даже маленькая деталь или орнамент, жилой дом в городе или селе, или крупное здание, они все украшены каким-то единственным, своеобразным способом. Это показывает мастерство архитекторов и мастеров ХVП-ХIХ веков. Особенно, создание узоров является одним из бесподобных наследий предков. Известно, что мастера по декоративным узорам Средней Азии, в том числе Хорезма, были известны с древних времен. Особенно во второй половине XIX — в XX веках наблюдался рост культуры и искусства Хорезма. В эти времена жили мастера резьбы по дереву, гончары и мастера декоративных узоров. Основной контингент народных мастеров жили и занимались своим ремеслом в тогдашнем центре Хорезма — Хиве. Работы хивинских народных мастеров во многом отличаются от работ мастеров других регионов Узбекистана. Одним из сегодняшних задач стоящими перед преподавателями по декоративно-прикладному искусству различных учебных заведений республики является изучение наследия этих мастеров, обучение этим ремеслам молодых и передать эти знания следующему поколению.
При выполнении этих задач очень важно использование узбекской народной традиций «мастера-ученика». О мастерах и учениках в народе говорят очень много. Даже великие ученые, поэты говорят о дружбе, братстве и родственных связях между ними.
Если при обучении своего ученика мастер будет придерживаться законам учителей, это в конце концов даст свои плоды. Перед тем, как дать задание своему ученику, мастер должен объяснить ему особенности этого задания. Подготовка ученика является высшей обязанностью мастера. Стремление к изучению неизведанных краев национальных архитектурных орнаментов должно быть основной задачей ученика.
Занятия по изучению росписи и народным ремеслам в специальности бакалавриата «Изобразительное искусство и инженерная графика» Ургенчского государственного университета ведется с использованием традиций мастера-ученика. Это особенно важно при обучении выполнении росписи интерьера, резьбы по дереву, резьбы по ганчу и декоративных архитектурных узоров.
Ярким примером этому может служить группа, обучающаяся дополнительной специальности «роспись и декоративное искусство». Для этой группы разработана специальная программа и основным содержанием этой программы была взята искусство Хорезмской голубой майолики.
В программе основной задачей является изучение росписи и декоративных архитектурных узоров Хорезма и составление композиций на этой основе. Ниже приведем основное содержание этой программы.
ПРОГРАММА
по изучению декоративных и архитектурных узоров Хорезма
№ |
Тема |
Часы |
1.1 1.2
1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5
2.6
3.1
3.2
|
I ступень «Узор ислими» История прикладного искусства Хорезма Особенности искусства архитектурных узоров Элементы узора и их стилизация Рисование элементов листка Рисование элементов цветка Совместное рисование элементов Бофты и шкифты Составление композиций (творческое задание) II ступень Узор «герих» Об узоре герих Геометрическое рисования Рисование гериха в виде квадрата Рисование гериха на границах окружности Копирование гериха с майолик архитектурных памятников Хивы Составление композиции (творческое задание) III ступень Сложный узор Копирование сложных узоров с майолик архитектурных памятников Хивы Создание сложных узоров с помощью гериха из 8 и 12 гранных звездочек |
1
1 2 2 2 4 4 4
1 1 2 4
6 4
4
4 |
По этой программе обучение декоративным узорам проводится в три ступени. В первой ступени учатся рисовать узор «ислими», во второй ступени — узор герих, в третьей — сложный узор. В конце каждой ступени создаются композиции.
Рисование узоров начинается с обычного копирования элементов узора. Ученики должны научиться рисовать прямо и красиво, добиться точности и прямоты линий.
На первом задании изучаются элементы листка (рис. 1 и 2). После этого рисуется сложные листки (рис. 3).
Рис. 1
Рис. 2
На втором задании рисуются элементы цветка. На третьем задании элементы узора (листок и цветок) рисуются вместе (рис. 3). На четвертом задании изучаются бофта и шкифта, на следующем задании с их помощью рисуются композиции «мадохили», «турунж» и «ислими» (рис 4, 5 и 6).
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Во второй ступени по программе изучаются узоры «герих» (геометрические орнаменты).
Герих — это арабское слово, означает «узел». Каждый герих в прямом и переносном смысле является своеобразным узлом. Чтобы найти решение гериха, нужно найти главную фигуру и ее место в композиции.
Хивинские узоры герих основаны на геометрии окружности и квадрата. Этот узел можно решить с помощью циркуля и линейки. Основой этих узоров является разделение окружности и квадрата на равные части и создание в нем сетки и прямых линий (рис.7–10).
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Рисование гериха начинается с линейных схем. Затем нужно создать герих на натуре. Здесь выходит на первое место не математические законы, а эстетическая сторона, зависящая от возможности материала, техники узорчика, индивидуального стиля, искусства и стиля мастера.
Вторая сторона работы — выполнение узора на линейной схеме и художественное исполнение взаимосвязаны. При художественном исполнении гериха создается геометрический узор из сплетенных вместе сложных композиций.
Художникам-ремесленникам, занимающимся геометрическим рисованием, приходится решать интересные проблемы. Например, рисование пятиконечной звезды из сплетения восьмиконечных звезд, связанных между собой концами.
Создание гериха требует знание особенностей геометрических фигур и художественное использование этих особенностей.
С помощью квадрата на границах окружности и линий сетки создаются композиции герихов «тузи шоркали».
Искусство стиля Хивинских монументальных узоров появились в первой половине XIX века, когда в столице Хивинского ханства увеличились строительные работы. Основой этому служили богатое наследие мотивов Хорезмских узоров, резьба по дереву древнего Ургенча, Ката и Хивы, а также майолики.
Здесь нужно упомянуть своеобразные особенности Хивинской архитектуры. В архитектурных памятниках XIX века (мавзолей Пахлавана Махмуда, медресе Кутлугмурада Инака, медресе Мухаммада Аминхана, медресе Аллакулихана и др.) купола вместо того, чтобы казаться тяжелыми и массивными, кажутся нам легкими и воздушными. Здесь важным являются разноцветные майолики, украшающие внешнюю и особенно внутреннюю часть памятников.
В Хиве распространен звездообразный герих, создающий на концах правильные пятиугольники.
После выполнения заданий и изучения стилей создания гериха, ученики сами приступают к создании новой композиции гериха.
В третьей ступени программы создается сложная композиция, состоящая от узоров «ислими» и геометрических узоров (рис 11 и 12).
Рис. 11
Рис. 12
Эта ступень является последней в изучении архитектурных узоров. В процессе выполнения этих заданий ученики учатся с помощью обычных геометрических рисований создать нежные узоры, «ислими» и герихи. Такие задания не только развивают художественные способности и представления учеников, но и способствуют их эстетическому и духовному укреплению. Ученик, который посвятил свою жизнь изучению и овладению секретов народных ремесел, должен отличаться от остальных не только успехами, но и своими человеческими достоинствами, так как, без этого невозможна покорение вершин успеха для любого одаренного ученика.
Литература:
1. Рузиев Э. И. Геометрические построения. Ташкент, 1995.
2. Рузиев Э. И. Геометрическое и проекционное черчение. Ташкент, 2010.
3. Булатов С. Узбекское народное декоративно-прикладное искусство. Ташкент, «Мехнат», 1994.
4. Касымов К. Роспись. Ташкент, «Укитувчи» 1990.