Особенности обучения студентов выполнению национальных декоративных и архитектурных узоров (на примере Хорезмского региона) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рузиев, Э. И. Особенности обучения студентов выполнению национальных декоративных и архитектурных узоров (на примере Хорезмского региона) / Э. И. Рузиев, Р. А. Латипов, Н. Э. Ибадуллаева, К. Ш. Рузметов. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 194-200. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8107/ (дата обращения: 16.11.2024).

Если взглянуть на многовековую историю узбекского народа, можно увидеть, что этот народ оставил для своих потомков большое наследство по архитектуре и строительства, изобразительного и прикладного искусства. Архитектура Хорезмского региона представляет собой законченное и своеобразное направление узбекского национального градостроительства, а также декоративно-прикладного искусства. Каждое архитектурное сооружение, даже маленькая деталь или орнамент, жилой дом в городе или селе, или крупное здание, они все украшены каким-то единственным, своеобразным способом. Это показывает мастерство архитекторов и мастеров ХVП-ХIХ веков. Особенно, создание узоров является одним из бесподобных наследий предков. Известно, что мастера по декоративным узорам Средней Азии, в том числе Хорезма, были известны с древних времен. Особенно во второй половине XIX — в XX веках наблюдался рост культуры и искусства Хорезма. В эти времена жили мастера резьбы по дереву, гончары и мастера декоративных узоров. Основной контингент народных мастеров жили и занимались своим ремеслом в тогдашнем центре Хорезма — Хиве. Работы хивинских народных мастеров во многом отличаются от работ мастеров других регионов Узбекистана. Одним из сегодняшних задач стоящими перед преподавателями по декоративно-прикладному искусству различных учебных заведений республики является изучение наследия этих мастеров, обучение этим ремеслам молодых и передать эти знания следующему поколению.

При выполнении этих задач очень важно использование узбекской народной традиций «мастера-ученика». О мастерах и учениках в народе говорят очень много. Даже великие ученые, поэты говорят о дружбе, братстве и родственных связях между ними.

Если при обучении своего ученика мастер будет придерживаться законам учителей, это в конце концов даст свои плоды. Перед тем, как дать задание своему ученику, мастер должен объяснить ему особенности этого задания. Подготовка ученика является высшей обязанностью мастера. Стремление к изучению неизведанных краев национальных архитектурных орнаментов должно быть основной задачей ученика.

Занятия по изучению росписи и народным ремеслам в специальности бакалавриата «Изобразительное искусство и инженерная графика» Ургенчского государственного университета ведется с использованием традиций мастера-ученика. Это особенно важно при обучении выполнении росписи интерьера, резьбы по дереву, резьбы по ганчу и декоративных архитектурных узоров.

Ярким примером этому может служить группа, обучающаяся дополнительной специальности «роспись и декоративное искусство». Для этой группы разработана специальная программа и основным содержанием этой программы была взята искусство Хорезмской голубой майолики.

В программе основной задачей является изучение росписи и декоративных архитектурных узоров Хорезма и составление композиций на этой основе. Ниже приведем основное содержание этой программы.

ПРОГРАММА

по изучению декоративных и архитектурных узоров Хорезма

Тема

Часы

 

 

1.1

1.2

 

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

 

 

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

 

2.6

 

 

 

3.1

 

3.2

 

I ступень

«Узор ислими»

История прикладного искусства Хорезма

Особенности искусства архитектурных

узоров

Элементы узора и их стилизация

Рисование элементов листка

Рисование элементов цветка

Совместное рисование элементов

Бофты и шкифты

Составление композиций (творческое задание)

II ступень

Узор «герих»

Об узоре герих

Геометрическое рисования

Рисование гериха в виде квадрата

Рисование гериха на границах окружности

Копирование гериха с майолик архитектурных памятников Хивы

Составление композиции (творческое задание)

III ступень

Сложный узор

Копирование сложных узоров с майолик архитектурных памятников Хивы

Создание сложных узоров с помощью гериха из 8 и 12 гранных звездочек

 

 

1

 

1

2

2

2

4

4

4

 

 

1

1

2

4

 

6

4

 

 

 

4

 

4

 

По этой программе обучение декоративным узорам проводится в три ступени. В первой ступени учатся рисовать узор «ислими», во второй ступени — узор герих, в третьей — сложный узор. В конце каждой ступени создаются композиции.

Рисование узоров начинается с обычного копирования элементов узора. Ученики должны научиться рисовать прямо и красиво, добиться точности и прямоты линий.

На первом задании изучаются элементы листка (рис. 1 и 2). После этого рисуется сложные листки (рис. 3).

Рис. 1

 

Рис. 2

 

На втором задании рисуются элементы цветка. На третьем задании элементы узора (листок и цветок) рисуются вместе (рис. 3). На четвертом задании изучаются бофта и шкифта, на следующем задании с их помощью рисуются композиции «мадохили», «турунж» и «ислими» (рис 4, 5 и 6).

Описание: DSC04052

Рис. 3

 

Описание: DSC04053

Рис. 4

Описание: DSC04054

Рис. 5

 

Описание: DSC04047

Рис. 6

 

Во второй ступени по программе изучаются узоры «герих» (геометрические орнаменты).

Герих — это арабское слово, означает «узел». Каждый герих в прямом и переносном смысле является своеобразным узлом. Чтобы найти решение гериха, нужно найти главную фигуру и ее место в композиции.

Хивинские узоры герих основаны на геометрии окружности и квадрата. Этот узел можно решить с помощью циркуля и линейки. Основой этих узоров является разделение окружности и квадрата на равные части и создание в нем сетки и прямых линий (рис.7–10).

Рис. 7

 

Описание: DSC04046

Рис. 8

 

Рис. 9

 

Рис. 10

 

Рисование гериха начинается с линейных схем. Затем нужно создать герих на натуре. Здесь выходит на первое место не математические законы, а эстетическая сторона, зависящая от возможности материала, техники узорчика, индивидуального стиля, искусства и стиля мастера.

Вторая сторона работы — выполнение узора на линейной схеме и художественное исполнение взаимосвязаны. При художественном исполнении гериха создается геометрический узор из сплетенных вместе сложных композиций.

Художникам-ремесленникам, занимающимся геометрическим рисованием, приходится решать интересные проблемы. Например, рисование пятиконечной звезды из сплетения восьмиконечных звезд, связанных между собой концами.

Создание гериха требует знание особенностей геометрических фигур и художественное использование этих особенностей.

С помощью квадрата на границах окружности и линий сетки создаются композиции герихов «тузи шоркали».

Искусство стиля Хивинских монументальных узоров появились в первой половине XIX века, когда в столице Хивинского ханства увеличились строительные работы. Основой этому служили богатое наследие мотивов Хорезмских узоров, резьба по дереву древнего Ургенча, Ката и Хивы, а также майолики.

Здесь нужно упомянуть своеобразные особенности Хивинской архитектуры. В архитектурных памятниках XIX века (мавзолей Пахлавана Махмуда, медресе Кутлугмурада Инака, медресе Мухаммада Аминхана, медресе Аллакулихана и др.) купола вместо того, чтобы казаться тяжелыми и массивными, кажутся нам легкими и воздушными. Здесь важным являются разноцветные майолики, украшающие внешнюю и особенно внутреннюю часть памятников.

В Хиве распространен звездообразный герих, создающий на концах правильные пятиугольники.

После выполнения заданий и изучения стилей создания гериха, ученики сами приступают к создании новой композиции гериха.

В третьей ступени программы создается сложная композиция, состоящая от узоров «ислими» и геометрических узоров (рис 11 и 12).

Описание: DSC04048

Рис. 11

 

Описание: DSC04049

Рис. 12

 

Эта ступень является последней в изучении архитектурных узоров. В процессе выполнения этих заданий ученики учатся с помощью обычных геометрических рисований создать нежные узоры, «ислими» и герихи. Такие задания не только развивают художественные способности и представления учеников, но и способствуют их эстетическому и духовному укреплению. Ученик, который посвятил свою жизнь изучению и овладению секретов народных ремесел, должен отличаться от остальных не только успехами, но и своими человеческими достоинствами, так как, без этого невозможна покорение вершин успеха для любого одаренного ученика.

 

Литература:

 

1.      Рузиев Э. И. Геометрические построения. Ташкент, 1995.

2.      Рузиев Э. И. Геометрическое и проекционное черчение. Ташкент, 2010.

3.      Булатов С. Узбекское народное декоративно-прикладное искусство. Ташкент, «Мехнат», 1994.

4.      Касымов К. Роспись. Ташкент, «Укитувчи» 1990.

Основные термины (генерируются автоматически): узор, задание, мастер, архитектурный узор Хорезма, декоративно-прикладное искусство, изучение росписи, композиция, основное содержание, художественное исполнение, Эта.

Похожие статьи

Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан)

Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста приемам костромской росписи

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Особенности преподавания специальных архитектурно-строительных предметов в вузах г. Ургенч Республики Узбекистан

Организация педагогического процесса при изучении дисциплины «Специальные технологии художественной обработки материалов давлением»

Влияние декоративно-прикладного искуства на эстетическое воспитание современного школьника

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства

Использование элементов русского фольклора и декоративно-прикладного искусства на групповых занятиях учителя-дефектолога с детьми ОВЗ

Организации самостоятельной работы бакалавров по художественному конструированию текстильных изделий

Похожие статьи

Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан)

Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста приемам костромской росписи

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Особенности преподавания специальных архитектурно-строительных предметов в вузах г. Ургенч Республики Узбекистан

Организация педагогического процесса при изучении дисциплины «Специальные технологии художественной обработки материалов давлением»

Влияние декоративно-прикладного искуства на эстетическое воспитание современного школьника

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства

Использование элементов русского фольклора и декоративно-прикладного искусства на групповых занятиях учителя-дефектолога с детьми ОВЗ

Организации самостоятельной работы бакалавров по художественному конструированию текстильных изделий