Сущность и роль метатехнологий в повышении качества образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бабаева, А. А. Сущность и роль метатехнологий в повышении качества образования / А. А. Бабаева, З. И. Сапарова, Д. Ш. Очилдиева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8108/ (дата обращения: 16.11.2024).

Актуальные задачи реформирования образования, нашедшие непосредственное отражение в Законе об образовании и Национальной программе по подготовке кадров получили дальнейшее развитие в выступлении Президента Ислама Каримова на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально-развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» от 16–17 февраля 2012 года, где было четко указанно на то, что «… только люди, осознающие необходимость гармонии национальных и общечеловеческих ценностей, располагающие современными знаниями, интеллектуальным потенциалом и передовыми технологиями, могут добиться поставленных стратегических целей развития» [1].

В условиях всевозрастающего роста потока информации, безбрежности информационного пространства акцент обучения смещается в сторону ускорения обработки информации. От ставшего ненужным заучивания множества фактов и технологий к обучению когнитивным методикам: поиску, систематизации, анализу, сопоставлению, обобщению и синтезу новых знаний. То есть, для перехода к обществу знаний необходимо создать такую систему образования, где в массовом порядке будут формироваться те когнитивные навыки, которыми раньше владели только профессиональные исследователи. Можно сказать, что массовыми должны стать метатехнологии образования — когда каждый образованный человек владеет методиками, техниками и навыками исследования, анализа, синтеза. Это качественный переход к новому уровню образования. Близко к указанной проблеме стоит проблема необходимости диалектического сочетания фундаментальности подготовки и его практической направленности. В соединении абстрактного, умозрительного с конкретною действительностью весь смысл образования и, соответственно работы учебных заведений.

Стратегически любое образование в информационную эпоху должно складываться из выполнения трех актуальных задач:

1)                 научить обучающегося получать необходимую информацию (освоение метатехнологии самообучения);

2)                 обучить навыкам саморегуляции и самопонимания (практическое освоение психотехнологий — применение к себе «инструкций к человеческому организму»);

3)                 научить эффективной коммуникации и результативному проблеморазрешению (метатехнологическое искусство ТРИЗ — технология решения изобретательных задач) [5].

Решение перечисленных проблем обучения видится в двух направлениях:

1)                 в интеграции знаний;

2)                 в переводе акцента с обучения (знания, навыкам) на развитие творческих способностей и формирование метазнаний.

Разрешение проблемы опережающей подготовки специалиста связанно с переходом от знаний к метазнаниям и развитию творческих способностей.

Метатехнологии (социально-политический уровень) реализуют государственную социальную политику и решают общеуправленческие социально-воспитательные проблемы в комплексе (образовательные, медицинские, правовые, экономические, экологические). Пример: технология борьбы с преступностью

Отраслевые макротехнологии (социально-педагогический уровень) представляет педагогически целесообразную деятельность по реализации воспитательной политики в рамках определенных категорий учреждений, контингентов людей. Примеры: технология реализации муниципальных программ социальной реабилитации, технология создания воспитательных систем, технология «школа — центр воспитания в социальной среде» — С. Т. Шацкий; технология саморазвития личности учащегося — Г. К. Селевко [4].

Модульно-локальные технологии (методический уровень) охватывают отдельные части (модули) воспитательного процесса данного учреждения. Примеры: технологии организации некоторых воспитательных мероприятий (шоу-технология), технология воспитания отдельных качеств человека, в том числе технология воспитания толерантности — П. В. Степанов [7], технология социального проектирования, КТД (коллективное творческое дело).

Микротехнологии (контактно-личностный уровень) представляют индивидуальное взаимодействие с конкретным человеком. Примеры: технологии социально-психологичесих тренингов, ролевые игры, групповые формы работы — Н. Е. Щуркова [10]и т. д. Микротехнологии складываются из цепочки технологических приемов. Микротехнологии являются частью какой-то модульно-локальной технологии, входящей в отраслевую, которая также является частью метатехнологии. Пример: приемы самомассажа, самовнушения и т. д.; микротехнология релаксации — модульная технология коррекция трудновоспитуемости — отраслевая технология коррекционного учреждения — метатехнология реализации правительственной программы помощи детям.

Широко распространенное понятие методики предметного преподавания представляет отраслевую педагогическую макротехнологию. Но методика преподавания какой-либо дисциплины состоит из двух частей: частной и общей. Вот последняя имеет уже общедидактическое содержание и может считаться метатехнологией. Иерархия «метатехнология — модульно-локальная мезотехнология» перекрывает известную триаду «дидактика — общая методика — частная методика». Поэтому понятия «методика преподавания» и «технология преподавания» часто употребляются как синонимы: разница между ними заключается, прежде всего, в расстановке акцентов. В технологии более представлены целевые, процессуальные, количественные и расчетные компоненты, в методике — содержательная, качественная и вариативная часть.

Согласно классификации Г. К. Селевко, педагогические технологии имеют вертикальную и горизонтальную структуру. Обоснование данной структуры базируется на идее о том, что любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности, которая, с одной стороны включает в себя ряд ее составляющих (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как сама может быть включена составная часть в деятельности (технологию) более высокого уровня [4].

В вертикальной структуре можно выделить четыре соподчинительных класса педагогических технологий:

-          метатехнологии — это образовательный процесс на уровне социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении (технологии развивающего обучения, технологии воспитательной работы в данной школе, в данном вузе);

-          макротехнологии или отраслевые педагогические технологии охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепадагогический и общеметодический уровень) — технологии преподавания учебного предмета, технология компенсирующего обучения;

-          мезотехнологии — это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящихся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный уровень) — тренинг по коррекции отдельных качеств индивида.

Все педагогические технологии, рассматриваемые в контексте базовых образовательных стратегий, являются интегральными технологиями. Они, как правило, объединяют в себе разнообразные технологические приемы, средства и формы педагогической работы. Однако технологическая культура педагога предлагает владение не только этими обобщенными, интегральными технологиями, но также «кирпичиками» из которых интегрируются базовые стратегии.

Поэтому есть смысл говорить об этих «кирпичиках» как о частных, дифференциальных технологиях. Сами по себе в отдельности они применяются редко. Чаще всего они объединяются в технологические комплексы, цепочки, сочетания. Тем не менее, знания о дифференциальных технологиях весьма полезны. Именно эти знания были задействованы в творческом общении педагогов на научно-практических семинарах.

Владение дифференциальными технологиями — важнейший показатель готовности к работе в творческой системе педагогики индивидуальности.

Среди метатехнологий И. А. Колесниковой выделяются:

гибкие (в них базовые образовательные технологии используются последовательно, в результате чего обеспечивается приращение педагогического эффекта);

веерные, представляющие собой параллельный запуск в образовательном процессе различных базовых стратегий [3].

Все метатехнологии, фактически, носят характер интегративных образовательных технологий. Появилось много интегративных образовательных технологий. Среди них технология типа «класс — компьютер — учитель». Типичной метатехнологией является, например, цепочка, включающая пошаговую технологию, дополненную механизмами информационного взаимодействия и элементами проживания в содержании. Это личностно-развивающие образовательные технологии [6]. Известна метатехнология, построенная на принципе пошагового проживания.

К метатехнологиям относятся имитационные игры, педагогические, мастерские, суггестопедия (внушение (лат. suggestion — суггестия) — психологическое воздействие на сознание человек при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок). Представляет собой особо сформированные словесные (но иногда и эмоциональные) технологии часто также называемые внушением (прямые внушения, косвенные внушения) открытые (говорится, что что-то произойдет, но не уточняется, что это самовнушение). Суггестопедия — метод обучения, предложенный еще болгарским исследователем Лозановым и вызвавший довольно положительные отклики — от безоговорочно одобряющих и заостренно критических. В настоящее время дискуссии по поводу суггестопедического подхода стали редкими и потеряли прежнюю напряженность, хотя дальнейшая разработка методических основ педагогической суггестологии и применение последних в учебных заведениях и исследовательских лабораториях Болгарии и других стран продолжается. Это говорит, по-видимому, о том, что     удалось выявить в суггестопедии некоторые наиболее характерные и не вызывающие возражений концептуальные элементы. Вероятно, сказался и практический эффект, оправдывающий в определенных случаях суггестопедический подход.

Основных принципов суггестопедии три:

1)                 принцип радости и наряженности;

2)                 принцип единства «осознаваемое-неосознаваемое»;

3)                 принцип суггестивной взаимосвязи «учитель-учащийся» [2,9].

Практическая реализация указанной идеи охватывает все области педагогической деятельности: научно-исследовательскую, проектировочную, воспитательную, управленческую в их сложной взаимосвязи.

 

Литература:

 

1.                  Каримов И. А. Гармонично-развитое поколение — решающая сила в развитии страны. Выступление на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуального развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» // Народное слово. — 2012. — 18 февраля.

2.                  Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. — 2-е изд. — Питер, С-Петербург, 202

3.                  Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высших учебных заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 2005.

4.                  Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. — Т.1.

Основные термины (генерируются автоматически): метатехнология, индивидуальное взаимодействие, контактно-личностный уровень, образовательный процесс, педагогическая деятельность, социально-педагогический уровень.