Ключевые аспекты обучения иностранному языку на современном этапе
Автор: Муллаголова Эльмира Шамильевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 04.05.2015
Статья просмотрена: 3519 раз
Библиографическое описание:
Муллаголова, Э. Ш. Ключевые аспекты обучения иностранному языку на современном этапе / Э. Ш. Муллаголова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8111/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время в мире происходят стремительные изменения, затрагивающие все наиболее важные сферы общественной жизни. И школьное образование, являясь одной из важнейших сторон общественной жизни, не могло остаться в стороне. Начавшийся процесс модернизации поставил перед педагогами новые цели и задачи, от успешного решения которых зависит успех проводимой реформы.
Очевидно, что предъявление новых требований к уровню образования и развития личности, изменения, происходящие в обществе, обусловливают появление новых концепций, технологий и методов обучения, главная цель которых состоит в повышении качества школьного образования.
Успешное достижение данной цели невозможно без четкого представления о том, на каких принципах базируется ее реализация, какие методы должны быть использованы в данном процессе, каковы новые требования, предъявляемые к уровню подготовки современного учителя. Важность перечисленных выше составляющих процесса модернизации свидетельствует об актуальности рассматриваемых в настоящей статье вопросов.
Мировая интеграция России выводит на первый план не только ценности мировой культуры, но культуры каждой отдельно взятой нации. А это значит, что изменился социальный заказ общества на личность: в настоящее время важнейшей ценностью становится развитие у человека способности продуктивно общаться с представителями других культур. В то же время, современная национально-культурная ситуация в современной России накладывает свой отпечаток на развитие культуры и языка каждого этноса, придавая ему большое значение.
В современных условиях на первый план выдвигаются такие качества личности, как готовность к диалогу и взаимодействию, умение работать в команде, умение находить общий язык с людьми разных культур, способность понимать особенности их менталитета, наконец, открытость и толерантность. Все перечисленные качества воспитываются совокупностью составляющих современной школьной системы, и «иностранный язык» как важная составляющая этой системы обретает все большее значение.
Специфика культурной и национальной составляющих современного российского общества выдвигают требования к концепции изучения иностранных языков как одной из ценностей национальной культуры как единого целого, способствующего формированию ценностного отношения и к собственной, и к чужой национальной культуре.
Именно поэтому в настоящее время исключительно важно осознать необходимость новой концепции обучения иностранным языкам, представляющим собой важнейшую ценность любой национальной культуры.
Реализация новой концепции призвана способствовать:
- формированию личностного самосознания;
- национальному и жизненному самоопределению учащихся;
- усвоению учащимися культурных ценностей;
- адаптации личности учащегося в современной социально-культурной среде;
- развитию ценностного отношения к родным традициям и культуре;
- формированию и развитию у учащихся навыков межкультурной коммуникации.
Важно помнить, что в настоящий момент происходит гуманизация всей системы образования и ее переориентация на ценностно-личностный подход, направленный на развитие личности и обеспечение ее социально-экономических и культурных отношений с окружающими.
Действительно, чтобы научиться понимать чужой язык, недостаточно выучить необходимые для этого слова. Необходимо разобраться в культурной картине мира носителей изучаемого языка, понять их способ мышления, что вызывает наибольшие трудности в процессе обучения. Однако овладение понятиями чужой культуры необходимо не только для того, чтобы иметь возможность общаться с людьми за пределами собственного государства, но и для того, чтобы учащиеся понимали, что их культура не является единственно возможной, что существуют другие представления о жизни, другие картины мира.
Очевидно, что важнейшими особенностями современного лингвистического школьного образования являются:
- культурологическое содержание;
- получение навыков межнационального, межкультурного общения;
- ориентация учащихся на ценностное отношение;
- использование в обучении иностранному языку коммуникативного подхода.
Учитывая перспективы развития социальной сферы и экономики, выпускникам школы необходимо обладать новыми личностными и профессиональными качествами, такими как творческое, системное мышление, владение языковыми и коммуникативными компетенциями, развитыми способностями к анализу собственной деятельности, способностями к самостоятельным действиям в различных условиях. Развитие этих необходимых качеств обеспечивается при применении коммуникативного подхода, целью которого является приобретение умения свободно ориентироваться в условиях иноязычной среды, адекватно реагировать на возникающие в процессе общения с иностранцами ситуациях.
Использование коммуникативного метода обучения иностранным языкам позволяет развить у учащихся «чувство языка», что соответствует стоящим перед выпускниками задачам — научиться языку в целях общения.
Модернизация российской школы через внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является ключевым элементом данного процесса.
Приоритетными целями изучения иностранного языка в соответствии с данными стандартами становятся:
- формирование так называемой коммуникативной концепции, ориентированной на вхождение выпускников школы в различные сферы трудовой деятельности;
- овладение необходимыми во всевозможных жизненных ситуациях навыками и умениями;
- всестороннее развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, их познавательных интересов;
- воспитание позитивного отношения учащихся к людям и обществу в целом;
- получение навыков использования полученных в школьных стенах знаний и умений в повседневной жизни.
Используя новые информационные технологии, возможности глобальных сетей, учащиеся должны приобретать умение адекватно реагировать на происходящие в мире изменения, что является объективной необходимостью в свете нового подхода к политике образования.
Модернизация школьного образования подразумевает начало обучения иностранными языкам cо 2-го класса, что является признанием объективно существующей необходимости в удовлетворении социального интереса к изучению данного предмета, а также признанием его важности для решения задач всестороннего развития личности учащихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего начального образования второго поколения ориентированы на развитие личности школьника, поддержание у него интереса к обучению, формирование стойкого желания и умения учиться, получать новые знания, воспитание его нравственных и эстетических чувств, а также охрану и обеспечение психического и физического здоровья детей.
Реализуемые российской образовательной школьной системой программы обозначили следующие основные направления воспитания в процессе обучения:
- социальная адаптация учащихся;
- формирование у учащихся прочных нравственных принципов;
- формирование у учащихся гражданской ответственности, основанной на общепринятых духовных ценностях;
- передача в процессе обучения духовных богатств мировой и отечественной культуры.
Концептуальные принципы коммуникативного подхода к изучению иностранного языка таковы:
- обучение иностранным языкам должно вестись на основе деятельностного подхода;
- должно происходить непрерывное формирование у школьников коммуникативной компетенции;
- коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам должно происходить только в условиях аутентичного процесса социализации учеников.
Формирование коммуникативной компетенции происходит при всех видах речевой деятельности: чтении, письме, говорении, слушании и т. д.
Стандарты нового поколения предусматривают повышение коммуникативной мотивации учащихся через такие факторы, как доброжелательная обстановка на уроке, создание положительного эмоционального климата в детском коллективе, установление доверительных отношений между учащимися и учителем, а также и между самими учащимися.
Изменение целей обучения иностранным языкам на современном этапе не могло не отразиться и на требованиях, предъявляемых к подготовке современного учителя, выдвигая в качестве основных средств повышения качества образования непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, развитие педагогических компетенций, постоянное повышение квалификации, проведение самоанализа, обобщения накопленного опыта, обмен наиболее удачными находками с коллегами.
Необходимость реализации основных направлений модернизации школьного образования, и обучения иностранным языкам в частности, позволяет выделить следующие требования, предъявляемые к подготовке современного учителя иностранного языка:
- постоянное целенаправленное повышение уровня профессионализма, соответствующее приоритетам государственной образовательной политики;
- регулярное обновление собственных знаний о содержании нормативных документов, определяющих цели и задачи обучения;
- использование передовых методик и технологий обучения;
- регулярное пополнение знаний о психологических и физиологических особенностях учеников и применение полученных знаний при организации учебного процесса в школе;
- целенаправленное овладение современными подходами к оценке достигнутых учащимися в результатов, подразумевающее не только стандартизированные способы оценивания, но и обеспечение прозрачности и открытости системы оценивания, ее объективности и соответствия международным стандартам;
- постоянное использование в учебном процессе научных методов, вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;
- развитие умений применять современные информационно-коммуникативные технологии, широко использовать интерактивные формы обучения, применять сетевые технологии.
Таким образом, анализ современных аспектов образовательной политики России, реализуемой в настоящее время, позволяет сделать вывод о том, что работа учителя иностранного языка должна строиться на концептуальных принципах коммуникативного подхода к изучению иностранного языка и планироваться исходя их стоящих перед системой школьного образования задач обеспечения высокого качества школьного образования при сохранении его фундаментальности и соответствия перспективным потребностям личности школьника.