Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» в начальной школе»
Автор: Миронова Ольга Ильинична
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 07.06.2015
Статья просмотрена: 2016 раз
Библиографическое описание:
Миронова, О. И. Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» в начальной школе» / О. И. Миронова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/7960/ (дата обращения: 15.11.2024).
Пояснительная записка
1.1Актуальность программы
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности обучающегося. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Ситуация со здоровьем детей приобретает за последние годы трагический характер, о ней говорят широкая общественность и политики, 80 % детей имеют нарушения состояния здоровья. Необходимо принимать меры для изменения сложившегося положения.
При организации внеурочной деятельности, являющейся продолжением образовательного процесса начального образования, следует четко определять её отличительную психолого-педагогическую позицию: основной организационной формой должна стать сюжетно-ролевая игра. Ведь игра — интересный и захватывающий процесс, в котором каждому участнику, младшему школьнику, приходиться реагировать на то, как складываются игровые ситуации. В процессе игры во внеурочной деятельности (на туристической прогулке, в походе или на экскурсии) выявляются индивидуальные особенности поведения ребенка в различных сюжетно-ролевых ситуациях, раскрываются личностные качества, вырабатываются и постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные традиции.
Одним из реальных давно опробованных путей является туризм. Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, т. е. углублённого изучения во время походов истории природы и культуры родного края, о нём можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно — патриотического воспитания.
В наше непростое время, когда многократно возрастала опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма в условиях экстремальных ситуаций.
Изучение данного курса обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование гражданственности, воспитание нравственных чувств и трудолюбия, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и семье.
В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно-ориентированных технологий.
Предлагаемая программа туристической деятельности с младшими школьниками тесно связана с содержанием следующих учебных дисциплин: «Окружающий мир», «Физическая культура», «Технология» и др. Более того, виды и направления внеурочной деятельности интегрируют результаты учебной деятельности — универсальные учебные действия в конкретных формах организации активной практико-ориентированной деятельности обучающихся в туризме и краеведении, что, собственно, и обеспечивает их взаимосвязь и формирование качественно новых универсальных учебных действий.
1.2. Цель программы — формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления.
Образовательные задачи:
- Освоение туристских навыков в походе, слёте.
- Освоение знаний прохождения технических этапов туризму
- Изучение различных способов переправ;
- Изучение и совершенствование техники наведения туристских этапов соревнований
- Физической подготовке, обеспечение выживания в экстремальных условиях;
Развивающие задачи:
- обучение воспитанников приемам самостоятельной и коллективной работы;
- развитие эмоционально ценностного и коммуникативного опыта;
- приобщение их к самовоспитанию и самообразованию (контроль и самоконтроль своих действий, своего поведения и отношения к делу, воспитанию дисциплинированности и организованности, хорошей физической подготовки и т. п.).
- обучение детей выдержке, смелости в решении возникающих вопросов, усидчивости, способности управлять своим поведением;
- развитие силы, выносливости, координации движения в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
- развитие эмоциональной сферы личности, повышение уверенности в себе, формирование позитивной самооценки.
Воспитательные задачи:
- формирование общей культуры личности, способной адаптироваться в современном обществе;
- формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
- воспитание трудолюбия, ответственности, дисциплинированности;
- воспитать стремление к саморазвитию;
- воспитать потребность в здоровом образе жизни.
- выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.
Программа разработана для обучающихся 4 класса на 34 часа занятий — 1 раз в неделю
1. Учебно-тематический планирование.
№ п/п |
Разделы программы |
Часовая нагрузка |
||
всего |
в помещении |
на местности |
||
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
2. |
Правила поведения юных путешественников |
2 |
1 |
|
3 |
Азбука туристско-бытовых навыков |
4 |
|
4 |
4. |
Я, моё тело и моё здоровье |
4 |
1 |
3 |
5. |
Азбука туристского ориентирования |
4 |
1 |
3 |
6. |
В гостях у путешественников — героев сказок |
3 |
|
3 |
7. |
Путешествие во времена года |
4 |
1 |
3 |
8 |
Путешествие в мир моей школы |
2 |
|
2 |
9 |
Загадки школьного двора |
2 |
|
2 |
10 |
Азбука путешественника |
8 |
2 |
6 |
11 |
Зачётный летний однодневный поход |
вне сетки часов |
|
|
|
итого |
34 |
7 |
27 |
Методическое обеспечение программы
№ п/п |
Раздел тема |
Форма занятия |
методы |
Дидактический материал и ТСО |
Форма подведение итогов |
1. |
Азбука туристско-бытовых навыков |
Занятие-игра, соревнования поход, |
Словесный, наглядный, практический, репродуктивный |
Туристическое оборудование |
Соревнования туристско-краеведческая олимпиада, слёт |
2. |
Азбука туристического ориентирования |
Экскурсия, соревнования |
Словесный, практический, |
Карты, компас |
Соревнования |
3. |
Путешествие в мир моей школы |
Экскурсия, олимпиада |
Словесный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстрационный |
|
туристско-краеведческая олимпиада |
4. |
Азбука путешественника |
Консультация |
Словесный, объяснительно-иллюстрационный |
Аптечка |
|
5. |
Я, мое тело и мое здоровье. (ОФП) |
Игра, соревнования |
Наглядный, репродуктивный |
|
Соревнования |
Литература:
1. Андреев Н. В. «Топография и картография» М.: Просвещение 1985
2. Антропов К., Расторгуев В. Узлы. — М.: ЦДЮТур МО РФ, 1994
3. Бардин К. В. Азбука туризма. — М.: Просвещение, 1981
4. Богданов М. Я., Краковяк Г. М».Гигиена», издательство «ФиС» 1969
5. Ковыш Э. Н. Соревнование туристов. — М.: Физкультура и спорт, 1990
6. Кодыш Э. Н., Константинов Ю. С., Кузнецов Ю. А. «Туристские слёты и соревнования» М.: Профиздат, 1984
7. Константинов Ю. С. Туристические слёты и соревнования учащихся. — М.: ЦДЮТур МО РФ 2000
8. Константинов Ю. С., Кузнецов Ю. А «Подготовка судейских кадров по туристским соревнованиям» М.: Профиздат, 1982
9. Лебединский Ю. В. «Слёты и соревнования юных туристов». — Горький, 1965
10. Попчиковский В. Ю. «Организация и проведение туристских походов» М.:Профиздат, 1987
11. «Спортивное ориентирование» М.: «ФиС», 1987
12. «Физическая подготовка туристов» М.: ЦРИБ «Турист», 1985
13. Богданов М. Я., Краковяк Г. М».Гигиена», издательство «ФиС» 1969 Под ред. Гоголева М. И. «Основы медицинских знаний учащихся» М.: «Просвещение» 1991
14. Константинов Ю. С. «Туристские соревнования учащихся» М.: ЦДЮТ 1995
15. Кошельков С. А. «Обеспечение безопасности при проведении туристских слётов и соревнований учащихся» М.: ЦДЮТ 1997
16. «Походная туристская игротека» М.: ЦРИБ «Турист» 1991
17. «Физическая тренировка в туризме» М.: ЦРИБ «Турист» 1989