Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы
Автор: Десяткина Анастасия Вадимовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 22.05.2015
Статья просмотрена: 1538 раз
Библиографическое описание:
Десяткина, А. В. Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы / А. В. Десяткина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 91-92. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8122/ (дата обращения: 15.11.2024).
Целью современного образования является воспитание целеустремленной, активной, творческой личности, которая умеет учиться, самостоятельно совершенствоваться. Конечно, достижение данной цели требует активной позиции не только от учителя, но и от ученика.
Инновационный подход к обучению позволяет организовать учебный процесс таким образом, чтобы ребёнку урок был в удовольствие, но не превращался просто в игру.
На данном этапе развития процесса обучения сложился немалый ряд технологий, которые используют учителя для достижения целей, поставленных ФГОС второго поколения. Одной из них является технология развития критического мышления через чтение и письмо. Сама по себе технология не нова, используется западными педагогами более двадцати лет, но если взять во внимание ту смысловую нагрузку, которую вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин [не просто «новое», а «в новое», он же и наметил основные направления «дидактического портрета» инновационного метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации], то данная технология пришлась как нельзя кстати именно сейчас. Навыки критического анализа, развиваемые посредством приёмов данной технологии, являются неотъемлемыми характеристиками современного ученика, ТРКМ призвана активизировать образовательный процесс в школе и повысить самостоятельность обучающихся.
Проведение подобных уроков проходит три стадии.
1 стадия — стадия вызова.
На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний, пробуждается интерес к получению новой информации, обучающиеся сами ставят цели обучения. Предлагается заполнить так называемый лист ожидания (записывают, чего они хотят добиться в течение урока). Высказываются разные пожелания: хочу узнать что-то новое, хочу показать свои знания, хочу получить хорошую оценку, хочу понравиться гостям (если это открытый урок), хочу, чтобы мне было интересно на уроке и т. д.
2 стадия — осмысление содержания. Дети получают новую информацию, корректируют поставленные цели.
3 стадия — рефлексия.
На второй и третьей стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция), анализ, интерпретация полученной информации.
Особенно интересны виды работ на второй и третьей стадии: заполнение кластеров, таблиц, ведение записей типа дневников, бортовых журналов, маркировка текста с использованием значков «*» — уже знал, «+» — новое, «-» — думал иначе, «?»- есть вопросы (инсерт).
Подобным образом можно проводить работу на уроке индивидуально, в парах или группах.
Остановимся подробнее на приемах и методах систематизации полученных знаний.
Кластеры.
Это гроздь выделения смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка — тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка — описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка — описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка — фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка — ОДНО слово — синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Использование информационно-коммуникационных технологий безусловно преображает формат преподавания и обучения. Мультимедиа технологии позволяют по-новому организовать учебную деятельность обучающихся, развивают интерес к предмету, дают возможность современным детям получать информацию в привычном и удобном для них виде. При использовании ИКТ резко возрастает мотивация обучающихся, в том числе при подготовке докладов и сообщений. Дети учатся слушать и быть услышанным — это первые шаги к формированию планетарного мышления. Главное — учащиеся привыкают работать с информацией: искать, сравнивать, анализировать, трансформировать, создавать свои проекты. Меняется роль учителя в образовательном процессе, он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.
Говоря о том, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение достаточного уровня для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера, нельзя не сказать об исследовательской и проектной деятельности, а также — проблемном обучении. Именно эти технологии призваны сделать обучающегося субъектом собственной универсальной деятельности, творческой ищущей и созидающей личностью, способной построить алгоритм выхода из затруднительной ситуации.
Все вышеперечисленные технологии отвечают узко-предметным целям и задачам и дают учителю возможность проводить нестандартные уроки, разнообразить виды работы на уроке, изменять по ходу урока запланированные методы обучения при необходимости (например, переход к продуктивным методам — поисковым, проблемным — в случае необходимости: для доопределения задач или уточнения, перепроектирования уже полученного, но «не работающего» способа), т. е. дают возможность учителю «научить детей учиться».