Выдающиеся представители математического изобразительного искусства
Авторы: Шильмагамбетова Жадра Жангожаевна, Таханова Гульсум Жанкужаевна, Казагачев Виктор Николаевич, Турмаганбетова Акалтын Турешевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 14.05.2015
Статья просмотрена: 7414 раз
Библиографическое описание:
Шильмагамбетова, Ж. Ж. Выдающиеся представители математического изобразительного искусства / Ж. Ж. Шильмагамбетова, Г. Ж. Таханова, В. Н. Казагачев, А. Т. Турмаганбетова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8131/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье рассматривается связь математики и изобразительного искусства.
Ключевые слова: математика; искусство, гармония, симметрия, Леонардо да Винчи.
Почти за 3000 лет до нашей эры изобразительное искусство не раз подвергалось математическому анализу и анализ этот был весьма объективен, коль скоро он устраивал древнеегипетских художников на протяжении тысячелетий. Только в математических закономерностях и можно было на века сохранить художественные каноны. Поэтому можно сказать, что исторически, в изобразительном искусстве математика играла важную роль.
Вопрос о взаимосвязи математики и искусства был задан довольно давно. Аристотель, Леонардо да Винчи, Пит Модриан, Виктор Вазарели — многие умы человечества занимались этим вопросом и достигали выдающихся результатов.
Леонардо да Винчи (1452–1519) — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель). Известен своими достижениями в качестве изобретателя и художника. В его записях содержатся первые из известных примеров анаморфного искусства, использующего искаженные сетки перспективы.
Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина — горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости.
Данное открытие у художников того времени получило название «золотое сечение» картины. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание к главному элементу фотографии, необходимо совместить этот элемент с одним из зрительных центров.
С симметрией мы встречаемся всюду: в природе, технике, искусстве, науке. Например, симметрия, свойственная бабочке и кленовому листу, симметрия форм автомобиля и самолета, симметрия в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрия орнаментов и бордюров, симметрия атомной структуры молекул и кристаллов.
Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки.
Она есть и в творениях природы (животные, листья растений, кристаллы), и в творениях конструкторов, архитекторов, скульпторов, художников.
Для анализа симметрии изображения лучше взять картину с более простой композицией. Например, картине гениального итальянского художника и ученого Леонардо да Винчи «Мадонна Литта». Обратите внимание: фигура мадонны и ребенка вписывается в правильный треугольник, который вследствие симметричности особенно ясно воспринимается глазом зрителя. Благодаря этому мать и ребенок сразу же оказываются в центре внимания, как бы выдвигаются на передний план. Голова Мадонны совершенно точно, но в то же время естественно помещается между двумя симметричными окнами на заднем плане картины. В окнах просматриваются спокойные горизонтальные линии пологих холмов и облаков. Все это создает ощущение покоя и умиротворенности, усиливаемое за счет гармоничного сочетания голубого цвета с желтоватыми и красноватыми тонами. Внутренняя симметрия картины хорошо ощущается.
А что можно сказать об асимметрии. Асимметрия хорошо проявляется, например, в тельце ребенка, которое неправильно разрезает упомянутый выше треугольник. И, кроме того, есть одна в высшей степени выразительная деталь. Благодаря взаимной замкнутости, завершенности линий фигуры Мадонны создается впечатление полного безразличия Мадонны к окружающему миру, и в частности к зрителю. Мадонна вся сосредоточена на младенце; она нежно держит его, нежно глядит на него. Все ее мысли сосредоточены только на нем. И вдруг вся эта замкнутость картины в себе исчезает, как только мы встречаемся с взглядом ребенка. Именно здесь внутренняя уравновешенность композиции нарушается: спокойный и внимательный взгляд обращен прямо на зрителя, через него картина раскрывается на внешний мир. Попробуйте мысленно убрать эту чудесную асимметрию, повернуть лицо младенца к матери, соединить их взгляды. Разве вы не чувствуете, что от этого картина сразу беднее, менее выразительна.
Получается, что всякий раз, когда мы восхищаемся тем или иным произведением искусства, говорим о гармонии, красоте, эмоциональности воздействия, мы тем самым касаемся одной и той же неисчерпанной проблемы — проблемы соотношения между симметрией и асимметрией. Пример с картиной Леонардо да Винчи убеждает о том, что анализ симметрии — асимметрии очень полезен: картина начинает восприниматься острее.
Одним из крупнейших живописцев ХХ века по праву считается Пит Мондриан (1872–1944). Он способен удивить и широкую публику, и художников, и ученых — историков искусства.
Мондриан создатель геометрического абстракционизма (Абстракционизм — модернистское течение в искусстве, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Произведения абстракционизма основаны исключительно на формальных элементах: линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация.
Он вырабатывает новый стиль чистой пластики — неопластицизм, отход от существующих натуральных форм. Композиции неопластицизма предельно просты и построены на противоположностях: горизонталь — вертикаль, плоскость — линия, крупное — мелкое. Что должно было привести к гармонии всего мирового устройства.
С годами строгость и простота его геометрических «решеток» возрастала, а изысканность и благородство цветовых сочетаний медленно, но неукоснительно совершенствовались.
Картины Пита Мондриана, представляющие собой сочетания прямоугольников и линий, являются примером наиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в современной живописи. В картинах есть что-то механическое, такое впечатление создают геометрические формы — особенно при первом, беглом взгляде на картину.
В ней сразу чувствуется строгость замысла, но при ближайшем рассмотрении можно заметить и кое-что еще: например, мазки на черных полосах — они как будто слегка подрагивают. Значит, рука художника не так тверда: он тоже поддается эмоциям.
Последние картины Мондриана переносят зрителя в такое измерение, которое многие годы представлялось взору мастера, как геометрический рай, где обитают не живые существа, а чистые сущности квадратов и прямоугольников, пронзаемые нездешним светом и овеянные изысканными оттенками неброских и негрубых тонов. И уже, похоже, никто никогда не сможет придумать что — либо подобное или превзойти его. Он писал: «…я счастлив, что лицо моего квадрата не сможет слиться ни с одним мастером, ни временем».
Виктор Вазарели (1906–1997), французский художник и теоретик искусства, родившийся в Венгрии. Известен как пионер и практик направления оптического искусства Op Art (сокращение от английского «Optical Art» — оптическое искусство) построен на эффектах обмана зрения. Художник как бы играет со зрителем, заставляя свои образы мерцать и пульсировать. Следуя основной идее этого творческого направления, Вазарели вовлекает зрителя в созерцание иллюзионистического эффекта, прибегая ко всякого рода оптическим трюкам.
Он использовал окрашенные простые геометрические формы, часто объединенные в массивы, для создания эффекта движения, выпуклости или вогнутости на плоском рисунке. Пурпурные, синие и зелёные формы оптически разрушают плоскость холста, уподобляя её набухшей пузырём шахматной доске.
Путём совмещения противоположных систем перспективы и использования диссонирующих цветов Вазарели создаёт впечатление движения живописной поверхности. Глаз как будто улавливает плавное перемещение кругов, в последовательном чередовании сменяющих друг друга.
Математическое изобразительное искусство процветает сегодня. Художники работают в различных направлениях, включая скульптуру, рисование на плоских и трехмерных поверхностях, литографию и компьютерную графику. Наиболее популярными темами математического искусства остаются многогранники, тесселляции, невозможные фигуры, ленты Мебиуса, искаженные системы перспективы и фракталы.
Математика — это не только стройная система законов, теорем, задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково эффективно в кристаллах и в живых организмах, в атомах и во Вселенной, в произведениях искусства и научных открытиях.
Красота помогает с радостью воспринимать окружающий мир, математика даёт возможность осознать явления и упрочить знания о гармонии всего мира.
Литература:
1. Стахин Н. А. Мириманов В. XX век. Сам о себе. Персоналии и течения. У истоков кубизма. Искусство. Приложение к газете «Первое сентября». — М., 2001. — № 7. — С. 5–8.
Похожие статьи
Живопись как один из видов изобразительного искусства
В статье рассматриваются различные аспекты живописи: ее роль, история появления, виды и жанры, а также значение в жизни человека.
Роль математики в физике
В статье рассматриваются основные аспекты взаимосвязи математики и физики, на основе которых могут строиться межпредметные связи при изучении физики в средней школе.
Математика — моя любимая наука
В статье дано краткое описание математики как науки в целом, истории и теории ее становления от зарождения до современного жизненного этапа человечества.
Пространство в изобразительном искусстве современного Казахстана
В статье рассматриваются системы пространственного построения изображений.
История возникновения и применения фракталов в искусстве
В статье авторы рассмотрели существование связи математики и изобразительного искусства на примере применения фракталов в гравюрах голландского художника Маурица Корнелиса Эшера.
Границы современной скульптуры: проблема формы
В статье разбираются различные ракурсы трактовки границ современной скульптуры. Автором разбирается отношение современных творцов к трактовкам формы и природного хаоса в скульптуре. Отдельно характеризуется проблема стилизации, переводящей объект в з...
Проблемы интерпретации греческой архитектуры в средовом дизайне
В статье рассмотрены вопросы, связанные с античной архитектурой, ее вкладом в мировую историю искусства, а также влиянием на средовой дизайн и проектирование.
Категории времени в философии
В данной статье рассмотрены историко-философские представления о категории «время».
Художники-анималисты: западноевропейская и китайская традиции
В статье проводится анализ творчества западноевропейских и китайских художников-анималистов.
Авангард в изобразительном искусстве
В статье отражено понятие авангарда как одного из важных направлений живописи, выявлено значение авангарда в изобразительном искусстве, описаны основные течения и их художественные особенности, изучено творчество представителей авангарда: П. Пикасо, ...
Похожие статьи
Живопись как один из видов изобразительного искусства
В статье рассматриваются различные аспекты живописи: ее роль, история появления, виды и жанры, а также значение в жизни человека.
Роль математики в физике
В статье рассматриваются основные аспекты взаимосвязи математики и физики, на основе которых могут строиться межпредметные связи при изучении физики в средней школе.
Математика — моя любимая наука
В статье дано краткое описание математики как науки в целом, истории и теории ее становления от зарождения до современного жизненного этапа человечества.
Пространство в изобразительном искусстве современного Казахстана
В статье рассматриваются системы пространственного построения изображений.
История возникновения и применения фракталов в искусстве
В статье авторы рассмотрели существование связи математики и изобразительного искусства на примере применения фракталов в гравюрах голландского художника Маурица Корнелиса Эшера.
Границы современной скульптуры: проблема формы
В статье разбираются различные ракурсы трактовки границ современной скульптуры. Автором разбирается отношение современных творцов к трактовкам формы и природного хаоса в скульптуре. Отдельно характеризуется проблема стилизации, переводящей объект в з...
Проблемы интерпретации греческой архитектуры в средовом дизайне
В статье рассмотрены вопросы, связанные с античной архитектурой, ее вкладом в мировую историю искусства, а также влиянием на средовой дизайн и проектирование.
Категории времени в философии
В данной статье рассмотрены историко-философские представления о категории «время».
Художники-анималисты: западноевропейская и китайская традиции
В статье проводится анализ творчества западноевропейских и китайских художников-анималистов.
Авангард в изобразительном искусстве
В статье отражено понятие авангарда как одного из важных направлений живописи, выявлено значение авангарда в изобразительном искусстве, описаны основные течения и их художественные особенности, изучено творчество представителей авангарда: П. Пикасо, ...