Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 01.06.2015

Статья просмотрена: 2648 раз

Библиографическое описание:

Андреева, А. А. Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших школьников / А. А. Андреева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8136/ (дата обращения: 19.12.2024).

Эмоциональная сфера личности — особый вид психических состояний и процессов, связанных непосредственно с мотивами, инстинктами человека, а также потребностями, и отражающих форму определенного переживания, (такого как, радость или страх, горе или гнев и т.д.), значимость действующих на личность ситуаций и явлений для осуществления его жизнедеятельности. Эмоциональная сфера может проявляться, как некие специфические субъективные переживания младших школьников, которые зачастую очень преувеличивают и ярко окрашивают то, что дети могут ощущать, воображать, эмоции представляют собой исключительный феноменов их внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти проявления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции — постоянные спутники каждого человека, которые напрямую оказывают влияние на его деятельность, поступки и даже мысли. Эмоции могут затруднять установление межличностного контакта между индивидом и группой, а могут наоборот помочь в решении тех или иных проблем или конфликтных ситуаций.

Эмоциональное благополучие ребенка во многом определятся его психическим развитием. Не стоит забывать о том, что среди обычных детских эмоций, находят место и отрицательные, негативные эмоции, непосредственно влияющие на психологический настрой ребенка на ту или иную деятельность (трудовую, учебную, игровую и тд). Самая опасная эмоция, является тревожность. Немало исследований, посвящённых тревожности, создают веские основания для дальнейшего понимания и осмысления этой важной эмоции.

Страхи, фобии ребенка отражают восприятие им окружающего мира, рамки которого теперь для него значительно расширяются в связи и с новой ситуацией развития, новыми обязанностями и правами. По большей мере страхи связаны с ситуациями в семье, школе, а также в кругу друзей и сверстников. Зачастую необъяснимые и даже вымышленные страхи ребенка постепенно переходят на второй план, уступая место более осознанным, каких достаточно в повседневной, обыденной жизни. Предмет страха может быть различным, это и проблемы в детско-родительских отношениях, а также предстоящие уроки, или прививка от гриппа, и т.д.

У многих детей школьного возраста, наблюдается нежелание идти в школу, а иногда и страх перед нею. Всех детей нежелающих посещать школу объединяет ряд характерных особенностей: головные боли, высокая температура, рвота, боли в области живота и головокружение. Все это не прихоти и симуляции детей, поэтому стоит отнестись к данным явлениям с полной серьёзностью. Но эти явления временные и зачастую, такие дети учатся вполне нормально, а их страхи в большей мере обусловлены опасениями за своих родителей, боязнью оставить их одних, но вовсе не вероятностью получить плохую отметку. Родители, выражая при ребенке свои опасения, тревоги, колебания, чаще всего сами порождают у детей страх за них и косвенно — страх перед школой, перед учителями и уроками.

Обстановка в семье, также влияет на уровень эмоционального состояния ребенка. Дети с низким уровнем эмоционального состояния чаще всего встречаются в семьях с одним из родителей (отцовская или материнская семья) или в конфликтных семьях. В таких семьях родители мало знают и интересуются детьми, их интересами, и потребностями. В семьях со здоровым и гармоничным психологическим микроклиматом, наблюдается доверительное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, и как следствие у детей наблюдается нормальный эмоциональный уровень.

В школе дети выполняют ряд школьных требований, обладают определенными обязанностями и правами, которые оценивает классный руководитель, класс, родитель. И как следствие порождает у ребенка определенные чувства: радость, гнев, удовлетворение, стыд, огорчение, тревожность, недовольство собой, переживание. Неудачи в последствии приводят к чувствам раздражения по отношению к окружающему миру, недоброжелательность, конфликтность, агрессивность и т. д. Необходимо помочь ребенку, чтобы неудачи не носили длительный характер. В тоже время краткосрочные неудачи приводят обычно к возникновению острого желания занять в классе или коллективе, или даже дома достойное место, вызывают стремление учиться лучше, чтобы добиться определенного успеха.

С момента, поступления ребенка в школу, его эмоциональное развитие во многом зависит от окружающих, посторонних людей и от того социального опыта, который он приобретает вне дома, общаясь с социумом.

Арт-терапия, является эффективным средством коррекции и профилактики эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте.

Коррекция предполагает особую социально-психолого-педагогическую деятельность, направленную на создание наиболее синзетивных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной социально-педагогической и психологической помощи.

Основной целью арт-терапии является гармонизация развития личности через развитие творческих способностей, самовыражения и самопознания ребенка через искусство, тело, музыку.

На современном этапе в практику социально-психологической диагностики, профилактики и коррекции прочно вошла рисуночная терапия. В отличии от иных методов психологического изучения личности, например, опросников, тестов, проективных методик, рисунок имеет целый ряд преимуществ:

Во-первых, рисунок может быть использован на ранних этапах развития ребенка, начиная с 2–3 лет;

Во-вторых, применение рисунка занимает значительно меньше времени, чем использование ряда других тестов, хотя по информативность ничуть не уступает тестовым методикам;

В-третьих, рисуночные тесты могут быть применены в широкой сфере практических задач: диагностических, учебных, профилактических, коррекционных, а также в различных областях психологии — начиная от возрастной психологии, психологии творчества, медицинской психологии до социальной психологии, юридической психологии и психологии труда;

Занятие рисуночной арт-терапией позволяет ребенку понять самого себя, свободно выражать свои мысли и чувства, переживания, освободиться от конфликтов как внутри себя, так и от конфликтов в окружающей его среде.

Занимаясь рисуночной деятельностью, ребенок дает выход своим негативным эмоциям, чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, также при рисуночной терапии происходит перестройка отношения в различных ситуациях, где ребенок болезненно соприкасается с некоторыми неприятными и травмирующими его образами. Арт-терапия предоставляет участникам высокую степень относительной свободы и независимости. Арт-терапевтические техники, в первую очередь направлены на достижение желаемых изменений в психологическом аспекте, и на эмоциональную поддержку.

При реализации арт-терапии необходимо придерживаться определенных правил. Так, в арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение. Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.

Ребенок может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения («Включенность» детей в групповую коммуникацию во многом определяется педагогической этикой и мастерством психолога). Ребенок имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.

Преимущество метода рисования заключается, в том что рисование помогает максимально выразить себя и обыграть психотравмирующие ситуации и события, а также рисование помогает развивать ребенка, его задатки и творческие способности. Рисование выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку пережить психотравмирующие его ситуации или события, восстановить эмоциональный баланс, сформировать механизмы психологической защиты. Оно является одним из оптимальных способов профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний. Именно через рисунок (динамику его изменения) дошкольника и младшего школьника, можно, осуществить не только диагностику актуальных эмоциональных проблем, личностного характера, но и довольно успешно проводить их профилактику и коррекцию.

Видение и понимание психологом отраженного образа в рисунке непосредственного восприятия ребенком своей ситуации, его переживаний, неудач, чаще всего неосознаваемых и неосмысленных, невербализуемых, позволяет вести беседу или консультацию по тому, что изображено на этом рисунке.

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать неловкости, гнева, зависти, стыда, обиды продвигаться в личностном, психическом развитии сообразно своей природе.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, большая мера, окружающий мир, переживание, психическое развитие, рисуночная терапия, родитель, семья, ситуация, эмоциональная сфера.

Похожие статьи

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Роль арт-терапии в работе по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей подростков

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Работа в малых группах как интерактивный метод обучения физике

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Мультимедийные технологии в личностно-ориентированном обучении младших школьников

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры

Арт-терапия как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Похожие статьи

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Роль арт-терапии в работе по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей подростков

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Работа в малых группах как интерактивный метод обучения физике

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Мультимедийные технологии в личностно-ориентированном обучении младших школьников

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры

Арт-терапия как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра