«Добротой согреем сердца» (программа социально-педагогической акции по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Социальная работа

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 08.05.2015

Статья просмотрена: 17589 раз

Библиографическое описание:

Паршутина, С. В. «Добротой согреем сердца» (программа социально-педагогической акции по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья) / С. В. Паршутина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8137/ (дата обращения: 15.11.2024).

Актуальность программы

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического, психологического, социологического, медицинского и общественного внимания. С 1995 года Дом детского творчества работает с детьми с ОВЗ — накоплен большой практический опыт в педагогическом сопровождении детей с ОВЗ и реализации разнообразных благотворительных проектов.

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления и в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с интеллектуальными и физическими нарушениями, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию.

С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии или агрессии.

По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. В будущем ребёнка-инвалида ждут трудности и с вопросами трудоустройства.

Педагоги, работающие с детьми в отделе МБОДО «Дом детского творчества», стараются восполнить дефицит общения, представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности, они стремятся стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, используя нетрадиционные формы организации обучения и воспитания, вносят в коррекционно-развивающую работу элементы творчества, создавая сюрпризные моменты, настраивающие ребёнка на положительные эмоции и контакт. Проживание «ситуации успеха» позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния, предупреждают задержку психического развития.

Учитывая социальные потребности, физиологические и психологические возможности воспитанников, деятельность педагогического коллектива направлена на «специальное» обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, сегодня в ДДТ проводится: обучение по программам дополнительного образования детей в инклюзивных группах объединений по интересам на базе ДДТ и индивидуальные занятия на дому; психолого-педагогическое и методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; оздоровление и коррекция недостатков в физическом и психологическом развитии; организация конкурсов и фестивалей детского творчества детей с ОВЗ на уровне района и города; организация содержательного досуга с привлечением семей с детьми с ОВЗ; реализация инклюзивной программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей в каникулярное время.

Выполняя компенсаторные и реабилитационные функции, дополнительное образование предоставляет ребёнку с ОВЗ максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, дает допрофессиональное образование и оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Однако материально-техническая база объединений, где занимаются дети, очень слабая, недостаточное финансирование не даёт возможности в полной мере осуществить поддержку детей данной категории. В рамках благотворительных акций к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья могут привлекаться общественные организации, фонды, ресурсные центры, спонсоры — все неравнодушные люди.

Целевые благотворительные акции помогут повысить мотивацию к творчеству, активную заинтересованность не только наших воспитанников, но и их родителей, педагогов. Появится возможность осваивать новые художественные техники и изготавливать выставочные и коллекционные образцы для пропаганды самореализации каждого ребенка, не зависимо от тяжести его диагноза. А дети, которые занимаются вокалом и хореографией получат возможность участвовать в поездках на Всероссийские и международные конкурсы. Таким образом, благотворительная акция «Добротой согреем сердца» позволит многим детям получить «путёвку» в жизнь, реализовать свой талант и творческий потенциал.

Цель и задачи программы

Цель: — организация и проведение благотворительных акций, направленных на поддержку талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

-                   привлечение внимания общественности к проблемам творческих детей с ограниченными возможностями здоровья;

-                   обобщение позитивного педагогического опыта работы в рамках развития творческих способностей детей-инвалидов;

-                   создание условий для реализации творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в общественной жизни в условиях учреждения дополнительного образования, благотворительная поддержка одарённых детей-инвалидов;

-                   предоставление детям-инвалидам возможности не только развивать творческие способности, но и получать допрофессиональные навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни;

-                   привлечение к благотворительности новых партнёров, заинтересованных в решении проблемы самореализации и социализации детей-инвалидов в современном обществе.

Основная идея программы

Программа «Добротой согреем сердца» носит благотворительный характер и направлена на поддержку талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования, состоит из нескольких этапов, которые помогут детям реализовать свой творческий потенциал, получить материальное поощрение, самоутвердиться в социуме, почувствовать внимание общественности к своим проблемам. К реализации данной программы будут привлечены педагоги, родители, дети, партнёры.

Сотрудничество участников проекта направлено на благотворительность и поддержку талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья:

-                   выявление и распространение позитивного педагогического опыта;

-                   поддержка творчески работающих педагогов и их одарённых воспитанников с ОВЗ;

-                   пропаганда благотворительных акций в СМИ, Интернет и на форумах разного уровня, привлечение новых партнёров;

-                   совместные мероприятия, направленные на поддержку талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание разделов программы.

 

1 этап «Умелые руки»

Материальное и методическое оснащение творческих мастерских для проведения мастер-классов для детей, родителей и педагогов: изготовление сувениров, изделий декоративно-прикладного направления, рисунков и т. п.

 

2 этап «Сами делаем, сами зарабатываем»

Организация ярмарки-продажи детских работ, изготовленных на мастер-классах и занятиях в объединениях художественно-эстетической направленности.

 

3 этап «Чудеса своими руками»

Организация выставок детского творчества в ДДТ и на различных форумах и фестивалях.

4 этап «Калейдоскоп талантов»

 

Организация гала-концерта «Добротой согреем сердца» — выступления детей с ОВЗ, занимающихся в театральных, вокальных и хореографических объединениях перед родителями, социальными партнерами и спонсорами.

 

5 этап «Подари ребёнку праздник»

Проведение домашних праздников для детей-инвалидов со сложными диагнозами в День рождения и Новый год: материальное поощрение (подарок и наборы для творчества) и творческое поздравление. Предполагается активное участие детских общественных организаций города.

6 этап «Делимся опытом»

 

Обобщение позитивного опыта работы, выпуск методических сборников, другой продукции, направленной на пропаганду добровольческих проектов в плане поддержки детей-инвалидов.

Каждый этап содержит в себе цикл творческих занятий по подготовке и проведению итоговых благотворительных мероприятий по поддержке талантливых детей с ОВЗ и педагогов. Временные рамки акций могут меняться в зависимости от поставленных целей и возможностей. Все этапы программы будут проходить в рамках учреждения дополнительного образования, использоваться ресурсы МБОДО «Дом детского творчества». Каждый этап предполагает отдельный план мероприятий, который можно корректировать с учётом новых возможностей участников программы «Добротой согреем сердца».

Ожидаемые результаты

Для воспитанников:

-                   прогрессирующее творческое развитие личности ребёнка с ОВЗ;

-                   успешное самоопределение и социализация ребенка с ОВЗ;

-                   высокий уровень владения разнообразными видами творческой деятельности, которые пригодятся в дальнейшей жизни;

-                   оздоровление и коррекция недостатков развития через творчество.

Для педагогов:

-                   удовлетворение результатами педагогической деятельности;

-                   пополнение «банка» педагогического опыта;

-                   использование позитивного опыта педагогической деятельности в своей практике;

-                   расширение спектра педагогических услуг.

Для родителей:

-                   удовлетворение результатами развития ребёнка;

-                   расширение рамок общения с семьями, имеющими подобные проблемы и с теми, кто готов помочь и поддержать;

-                   психолого-педагогическое просвещение.

Для партнёров:

-                   изучение положительного опыта работы и внедрение его в свою практику;

-                   совершенствование технологий работы;

-                   удовлетворение потребности быть внимательным и щедрым к тем, кто нуждается в помощи и поддержке;

-                   ощущение сопричастности к решению важных социальных проблем.

Полученные средства от благотворительной акции «Добротой согреем сердца» будут направлены:

-                   на поддержку талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья (награждение, материальное поощрение);

-                   на приобретение оборудования и материалов для творческих занятий;

-                   на поощрение педагогов, работающих с самой сложной категорией — детьми-инвалидами;

-                   на организацию благотворительных мероприятий: изготовление декораций, костюмов, игрового инвентаря, оформление помещений, организацию видео- и аудиосопровождения;

-                   на расходы по оформлению и изготовлению методической продукции по обобщению позитивного опыта реализации благотворительных проектов;

-                   на рекламные акции с целью привлечения новых партнёров к благотворительности

Оценка эффективности реализации программы

Методы оценки эффективности данной программы могут включать:

-                   аналитический отчет о проделанной благотворительной работе с приложением фото- и видеоматериалов, презентаций и личных портфолио детей с ограниченными возможностями здоровья;

-                   статистические данные: о количестве проведённых благотворительных мероприятий, участниках акций, количестве детей и педагогов, получивших материальную поддержку;

-                   финансовый отчёт о количестве приобретённого оборудования и оснащения для учебных кабинетов, для творческих занятий, досуговых и массовых мероприятий, посещений детей-инвалидов на дому (с обоснованием эффективности);

-                   анкетирование благополучателей и педагогов об удовлетворенности уровнем реализации акций в рамках проекта;

-                   количество и качество выпускаемой методической продукции по результатам благотворительных акций — востребованность описываемого опыта;

-                   доля социально-значимых акций от общего количества мероприятий;

-                   аналитические справки и результаты коллективной рефлексии по итогам отдельных мероприятий;

-                   частота публикаций анонсов и результатов конкретных дел в региональных СМИ и Интернет (сайт ДДТ, социальные сети);

Ресурсы учреждения

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования «Дом детского творчества», отдел по работе с детьми с ограниченными возможности здоровья располагает достаточными средствами и возможностями для реализации данной программы:

-                   имеются помещения для реализации проекта (здания, учебные кабинеты, актовый зал, оборудование, территория);

-                   работают опытные педагогические кадры;

-                   сформирован банк дополнительных образовательных программ; планов и положений мероприятий, сценарии мастер-классов, досуговых и массовых благотворительных мероприятий;

-                   ведется методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;

-                   укомплектована специалистами психолого-педагогическая служба;

-                   есть контингент детей с ограниченными возможностями здоровья от 4 до 18 лет;

-                   все работники ДДТ и социальные партнеры готовы помочь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Сотрудничество в рамках программы рассчитано на один год согласно плану мероприятий, который можно корректировать с учётом новых требований и возможностей.

 

Литература:

 

1.      Ромашина Н. Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007;

2.      Титов С. В. Ура, каникулы! — М.: ТЦ Сфера, 2001;

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, ребенок, детское творчество, дополнительное образование, возможность, материальное поощрение, мероприятие, педагог, поддержка, этап.

Похожие статьи

«Пусть горит зелёный свет!» (проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы)

Социальная адаптация детей с ментальными нарушениями развития через организацию занятий по программе «Окно в мир!»

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Формирование представлений дошкольников пяти-шести лет о здоровом образе жизни в рамках проекта «Быть здоровыми хотим!»

Образовательный проект «Якутия православная» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Конспект ООД с детьми средней группы «Мой родной город» (познавательное развитие)

Комплексная помощь семьям с детьми с ОВЗ в процессе реализации проекта «Моя семья — самая, самая…»

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Похожие статьи

«Пусть горит зелёный свет!» (проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы)

Социальная адаптация детей с ментальными нарушениями развития через организацию занятий по программе «Окно в мир!»

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Формирование представлений дошкольников пяти-шести лет о здоровом образе жизни в рамках проекта «Быть здоровыми хотим!»

Образовательный проект «Якутия православная» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Конспект ООД с детьми средней группы «Мой родной город» (познавательное развитие)

Комплексная помощь семьям с детьми с ОВЗ в процессе реализации проекта «Моя семья — самая, самая…»

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии