Информационно-коммуникативные технологии — инновационная составляющая современного урока
Автор: Белогрудова Марина Владимировна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 04.06.2015
Статья просмотрена: 365 раз
Библиографическое описание:
Белогрудова, М. В. Информационно-коммуникативные технологии — инновационная составляющая современного урока / М. В. Белогрудова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8138/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова:информационно-коммуникативные технологии, кейс-технологии, мультимедиа.
Музыка — это предмет, позволяющий ребенку наиболее полно узнать окружающий мир, разобраться в связующих элементах, научиться определять свое место в этом мире.
Ведущие идеи музыкального образования в современной школе:
- Изменение роли ученика из пассивного слушателя в активного участника;
- Увеличение интенсивности урока, его насыщенности;
- Применение ТСО И ИКТ;
- Мотивация ученика.
Как же сделать урок ярким, интересным, запоминающимся, развивающим и активизирующим познавательную деятельность ученика?
С начала нового тысячелетия многие учителя и педагоги стали активно обращаться и практиковать возможности образовательной мультимедиа в учебном процессе. Инновационные технологии оживляют, преобразовывают и оптимизируют образовательный процесс не только для обучающихся, но и для самих педагогов и учителей. Современный опыт и практика неоспоримо доказывают, что процесс обучения становится интересным, разнообразным, познавательным.
ИКТ — технологии успешно зарекомендовали себя не только в процессе урочного времени, но и во внеурочной деятельности, прочно заняв достойное место в учебно-воспитательном процессе современной школы. Обратимся к практике. Какие цели и задачи обычно ставит перед собой, например, учитель музыки?
- Систематизировать и обобщить ключевые знания учащихся;
- Развивать творческую активность учащихся;
- Прививать любовь и интерес к музыке;
- Развивать интеллект и находчивость;
- Формировать навыки коммуникативного поведения.
И с этого момента можно начинать в буквальном смысле петь дифирамбы образовательной мультимедиа, ее неиссякаемым возможностям. Грамотное использование компьютера не только помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала. Главное в том, что позволяет поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес к своему предмету любому учителю-предметнику.
Какие основные средства информационных технологий используются в педагогической деятельности? Которые направлены на повышение познавательного интереса обучающихся к предмету не только в рамках урока, но и во внеклассной деятельности:
1. Обучающие компьютерные программы. Огромную помощь учителю-предметнику оказывают обучающие и прикладные компьютерные программы, которые стали неотъемлемой частью каждого современного учебно-методического комплекта.
Информация, представленная на компьютерных дисках учебно-методического комплекта по предмету «Музыка» и «Искусство», позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют развитию всесторонне развитой и конкурентно-способной личности, эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.
2. Мультимедийные презентации. Создавая презентации для своих уроков, учителя стараются использовать различные методики: сравнения и анализа, метод проектов. Как известно, учеба — процесс взаимный. Обучающиеся сами готовят тематические презентации, и часто фильмы на заданные темы по предмету, что привносит в их деятельность конкурентность, развивает креативные навыки и способности, желание показать свои возможности, знания, умения и накопившийся опыт в той или иной области; сделать личный проект ярче, интереснее. Эта работа расширяет ученический кругозор — многое неизвестное в области музыки, биографий композиторов, их творчества становится явным, понятным; способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся увидеть результаты своего труда.
3. Караоке — еще одно средство информационных технологий, направленное на повышение познавательного интереса на уроках музыки. Это востребованная современная информационная технология настоящего времени. Караоке на уроках музыки — одно из средств, позволяющих не только повысить интерес к урокам за счёт разнообразной аранжировки фонограмм песен (как правило, используется большое число голосов музыкальных инструментов), но и дающих возможность в разы расширить репертуар, позволяя более качественно и объективно проводить оценку исполнения песен учениками. Для области караоке характерен чрезвычайно богатый выбор вокальных композиций: на DVD дисках и в Интернете содержится сотни тысяч произведений всех стилей и направлений — от классики до эстрады.
4. Интернет-ресурсы. Часто даже самые замкнутые дети раскрепощаются во время работы на компьютере, застенчивые ученики легко общаются в Интернете — у них повышается самооценка, статус среди сверстников. Интернет-ресурсы дают колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. На сегодняшний день немало школ изучает, как можно с качественной пользой использовать Интернет для потребителя. Современный учитель старается найти тот материал, который понадобится для урока и предоставит широкую и развернутую информацию школьникам о его предмете.
Несколько примеров использования информационных ресурсов Интернет в формате интересов и потребностей преподавателя музыки:
- через сеть Интернет можно найти нужный материал, послушать музыкальные произведения, скачать музыку, минусовки песен, тематические презентации на разную тематику.
- существует много образовательных сайтов, где каждый желающий может поделиться своим опытом работы, зарегистрироваться, оставив материал; участвовать в различных конкурсах и фестивалях.
В результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.
Но при этом необходимо помнить, что использование ИКТ на уроках должно быть не самоцелью, а во благо самого процесса обучения и обучающихся.
Таким образом, каждый учитель — предметник, используя современные инновационные технологии в преподавании в условиях нового стандарта образования, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя — работа, а для его учеников — обучение станут радостнее и увлекательнее.
Литература:
1. Живакин П. Л. Синтезатор — это основной элемент общего музыкального образования в будущем // Музыка в школе. 2005. № 1. С. 4
2. Музыка в школе: научно методический журнал. 2005. № 1.
3. Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна: Феникс+, 2007. 496 с.
4. Новые технологии в музыкальном образовании (компьютер, синтезатор, интернет): материалы Всероссийской научно-практической конференции / сост. е. Орлова. М.: Библиотека журнала «Искусство и образование», 2008. Вып. 1. 108 с.
5. Полозов С. П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 208 с.
6. Рахимов А. З. Психодидактика творчества: учеб. пособие. Уфа, 2002. 286с
7. Красильников И. М., Семенова Д. А. УМК «Электронное музыкальное творчество». Учебники для 5,6, 7 классов. Институт Новых Технологий. Москва. 2008.
Похожие статьи
Информационно–коммуникационные технологии в дошкольном образовании
В статье изложен аналитический обзор применения ИКТ. Представлены области применения ИКТ в образовательном процессе.
ИК-технологии как инструмент деятельности современного педагога
Статья посвящена вопросу применения современным педагогом информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, с целью повышения качества образования, эффективного развития практических навыков, знаний и интеллектуальных способ...
Современные методы преподавания английского языка
В данной статье рассматриваются наиболее эффективные методы обучения иностранному языку и их использование в образовательном процессе.
Использование информационно-коммуникативных технологий (компьютерных программ, мессенджеров и др.) для проектирования и проведения занятий
В статье авторы объясняют, что такое информационно-коммуникативные технологии, формулируют цели и результаты их использования.
Роль технологий смешанного обучения в современной образовательной системе
В статье автор рассматривает основные характеристики понятия «смешанное обучение» и роль данной технологии в образовательном процессе.
Повышение профессиональной компетентности будущих специалистов медицины средствами информационно-телекоммуникационных технологий
В статье рассматриваются педагогические условия для внедрения инновационных технологий как средства формирования профессиональной компетентности.
Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки
В данной статье речь пойдет об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки. Будут описаны преимущества таких уроков, методы использования ИКТ и этапы подготовки к урокам.
Дистанционное обучение в информационной образовательной среде
Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении. В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из напр...
Формирование цифровых компетенций через организацию самостоятельной деятельности обучающихся посредством внедрения кейс-технологий
Статья посвящена вопросу практического применения кейс-технологий для формирования цифровых компетенций. Представлен алгоритм выполнения кейс-задач.
Похожие статьи
Информационно–коммуникационные технологии в дошкольном образовании
В статье изложен аналитический обзор применения ИКТ. Представлены области применения ИКТ в образовательном процессе.
ИК-технологии как инструмент деятельности современного педагога
Статья посвящена вопросу применения современным педагогом информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, с целью повышения качества образования, эффективного развития практических навыков, знаний и интеллектуальных способ...
Современные методы преподавания английского языка
В данной статье рассматриваются наиболее эффективные методы обучения иностранному языку и их использование в образовательном процессе.
Использование информационно-коммуникативных технологий (компьютерных программ, мессенджеров и др.) для проектирования и проведения занятий
В статье авторы объясняют, что такое информационно-коммуникативные технологии, формулируют цели и результаты их использования.
Роль технологий смешанного обучения в современной образовательной системе
В статье автор рассматривает основные характеристики понятия «смешанное обучение» и роль данной технологии в образовательном процессе.
Повышение профессиональной компетентности будущих специалистов медицины средствами информационно-телекоммуникационных технологий
В статье рассматриваются педагогические условия для внедрения инновационных технологий как средства формирования профессиональной компетентности.
Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки
В данной статье речь пойдет об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки. Будут описаны преимущества таких уроков, методы использования ИКТ и этапы подготовки к урокам.
Дистанционное обучение в информационной образовательной среде
Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении. В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из напр...
Формирование цифровых компетенций через организацию самостоятельной деятельности обучающихся посредством внедрения кейс-технологий
Статья посвящена вопросу практического применения кейс-технологий для формирования цифровых компетенций. Представлен алгоритм выполнения кейс-задач.