Электронные учебники, книги, презентации, тесты для дисциплин теоретического цикла в ДШИ: ресурсные источники готовых материалов и программы для создания
Автор: Титова Светлана Сергеевна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 14.05.2015
Статья просмотрена: 1500 раз
Библиографическое описание:
Титова, С. С. Электронные учебники, книги, презентации, тесты для дисциплин теоретического цикла в ДШИ: ресурсные источники готовых материалов и программы для создания / С. С. Титова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 215-219. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8155/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова: электронные учебники, книги и тесты, программы для создания электронных ресурсов.
Key words: electronic textbooks, books (e-books) and tests, program to create electronic resources.
С какими ресурсами в настоящий момент возможно работать преподавателю ДШИ? Какие программы возможно использовать в процессе создания личных авторских ресурсов, воплощающих именно собственные идеи, подходящие к именно своим урокам? С обозначенными вопросами сталкиваются многие преподаватели, не исключение учреждения образования ДШИ. Визуализация биографических тем, изучение музыкальных произведений, проведение тестов и муз. викторин — в курсе «музыкальной литературы»; изучение теории музыки, проверка практических навыков — в курсах «сольфеджио» и «элементарная теория музыки» — уже не мыслятся без мультимедийных ресурсов. Наблюдается активное продвижение внедрения ИКТ в музыкальные предметы [4, с.3].
Настоящий материал призван привести некоторые примеры, ориентирующие преподавателя на некий из возможных образцов — для создания собственных ресурсов, а при возникновении такого желания — приводятся программные средства, которые способны осуществить задуманное.
Все указанные в данном материалы ссылки приводятся лишь с целью ознакомления, а не для коммерческого использования.
Пример электронного учебника/книги для ДШИ– «Биографии русских композиторов XIX-XXвека» (2014). (Автор-Медведева Е. В. — МБОУ «Инкинская СОШ») [7].
Программа, с помощью которой сделан данный учебник, — EBook Maestro Free.
Данный ресурс вполне достойный аналог привычным печатным учебникам, позволяет демонстрацию на интерактивной доске, имеет функции переключения и интуитивный интерфейс, удобное содержание Позволяет обходиться на уроке без интернет, но не позволяет копировать данные и распечатывать. Прекрасно подходит для обзорных биографических тем, но придется использовать дополнительный аудиоматериал. Неоценимый плюс — визуализация материала и включения списка использованных источников и всех биографий, необходимых к курсе «Музыкальная литература» (и даже свыше того, а именно: XIX век — Варламов, Глинка Даргомыжский. Рубинштейн, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Танеев, Скрябин; XX век — Глазунов, Рахманинов, Стравинский, Асафьев, Шапорин, Прокофьев, Хачатурян, Шостакович, Кабалевский, Хренников, Свиридов, Шнитке).
EBook Maestro –компилятор, использующий возможности HTML, поддерживает форматирование текста, вставку изображений, Flash, Java скрипты, аудио, видео, и т. д. Программа позволяет создавать [8]: а) галереи и презентации, б) электронные книги[1], в) оффлайн web-сайты (при удаленном просмотре сайтов внутри книги без необходимости подключения к сети интернет). Содержит html-шаблоны для работы с дизайном составляющих, функции голосового воспроизведения и защиты от копирования. Программа доступна в трех версиях: Free, Standart, Pro.
Электронный учебник «Занимательная музыкальная литература» (Автор Е. В. Стригина — Бийск, издательство «Бия», 2013). Представляет собой 2 выпуска, в каждый из которых входит рабочая тетрадь, электронный учебник на диске. Диск автономно работает без подключения к сети интернет. Учебник охватывает следующие темы: Часть 1 — откуда музыка пошла? Человек поющий (русский песенный календарь), очарование русского романса, человек танцующий, идем в концертный зал, идем в театр (к каждой теме в рабочей тетрадке предложены задания — тесты, соотнесения, соединение частей утверждения, кроссворды; в учебнике присутствуют проверочные задания с подсчетом правильных ответов); Часть 2 — из истории симфонического оркестра, одиночные инструменты. Материалы демонстрировались в рамках курсов повышения, организованных УМЦ г. Челябинска в период 27–28 октября 2014 г. «Музыкальная литература в XXIвеке».
Учебник распространяется только с согласия автора, но любезно предоставлена возможность ознакомления с фрагментами учебника на сайте — http://музлитератор.рф.
Пример презентации – «Камерная музыка: жанры, стили, исполнители» [9] (Автор — Беркович Т. Н., МБОУ СОШ № 131 г. Екатеринбург); «Развиваем ладовый слух» [10] (Автор Афанасьева Е. А., МАОУ СОШ № 8 с углублённым изучением математики — г. Старая Русса).
Программа, с помощью которой сделаны данные презентации — PowerPoint(входит в пакет программ Microsoft Office).
Фотографии, иллюстрации, текст, музыкальные вставки, дизайн слайдов, работа со шрифтами, настройка воспроизведения, возможность трансляции на интерактивной доске или ПК — основные составляющие программного продукта.
По желанию, возможно добавить флеш-картинки, над которыми придётся поработать в программе Gimp [11], но эффект визуализации не заставит сожалеть о затраченном времени.
Gimp — растровый графический редактор для создания и обработки растровой графики и частичной поддержкой работы с векторной графикой. Предназначен продукт для рисования и графического дизайна, так и для разработки web-дизайна
Мы намеренно не указывает модификацию программ (8, 10, 2.8, 3.6.0 и т. д.), которые со временем изменяются, сами продукты совершенствуются.
Для работы со звуковыми файлами — уровень громкости, длительность — подойдет — SoundForge [12] — цифровой аудио-редактор. Для элементарной обрезки файла в минимальны временные рамки напрямую с сайта, без скачивания программы– незаменим mp3сut [13].
Для конвертации изображения (JPG, BMP, PNG, TIF, ICO, GIF, PCX, TGA), звукового (MP3, WMA, MMF, AMR, OGG, M4A, WAV.) или видео (MP4, 3GP, MPG, AVI, WMV, FLV, SWF) файла в необходимый формат — требуется программа FormatFactory [14].
Movavi [15] — видео-редактор, конвертер видео. Программный продукт позволяет синтезировать аудио с изображениями и добиваться изготовления собственного видео, в котором можно вносить текстовые замечания и оглавления. Программа подходит и для нарезки и соединения видеофрагментов и включает функцию их публикацию на компьютер или носитель. Немаловажные функции — конвертация видео и сжатие больших фрагментов для удобства хранения. Данная программа подходит для подготовки необходимых видеофрагментов к просмотру на уроках теоретического цикла (из-за невозможности просмотра видео в полном объеме) и для подготовки видеоотчетов по итогам открытых уроков и методсообщений.
Интерактивные тесты. Пример ресурса — «Дидактический материал к уроку музыки «Интерактивные презентации-тесты» [16] (Автор — Михалик Н. А.– МО ДОД «Дом детского творчеств). Данный ознакомительный ресурс включает: — тест «Нотная азбука»; — тест «Длительности нот»; — тест «Знаки альтерации»; — тест «Мозговой штурм»; — тест «Музыкальные жанры». Для создания данных тестов использован шаблон создания тестов в PowerPoint [17].
Параметры шаблона таковы (предоставляется свободно, условие автора — Смирнова Д.– ссылка на шаблон со страницы размещения): в готовый шаблон впечатываются варианты ответов, указываются верные (DA) и неверные (NET) макросы, в конце возможно отображение верных ответов учащихся (шаблон 2). Инструкция к шаблонам приводится на официальной странице.
Создание тестов онлайн, без скачивания программного продукта доступно на сайте banktestov.ru. Тест создается преподавателем с необходимыми параметрами: количеством вопросов, вариантов ответов, баллов. Ссылка на тест сохраняется для личного пользования. Ссылка на примерный ресурс (демонстративный тест для учащихся 3 класса по дисциплине «Сольфеджио», созданный автором данной статьи, включает 14 вопросов [18]): По итогу выполнения теста автоматически подсчитывается количество правильных ответов.
Специализированная программа конструирования электронных заданий — HotPotatoes [19]. Уроки работы с программным продуктом размещены, например на сайте: http://hotpot-anna.narod.ru/lessons.html(приведены инструкции и примерные задания)
Программа направлена на построение электронных: кроссвордов (задание популярное в виду новых требований к теоретической олимпиаде по «музыкальной литературе», запланированной на ноябрь 2015 в г. Челябинске), викторин, тестов, задания на заполнения последовательностей (подходит для выстраивания хронологий, например муз. эпох, композиторов годам жизни, последовательностей аккордов и интервалов, длительностей и пр.), восстановления пропусков (разнообразные задания для подбора слов и терминов по смыслу). По итогам выполнения заданий подсчитываются верные ответы в процентах.
Так, в программу входят следующие инструменты: JQuiz (викторина, в которой имеется несколько вариантов ответов на один вопрос), JMatch (задача на установку соответствий), JCloze (заполнение пропусков), JMix (упражнения для восстановления цепочки последовательности), JCross (кроссворд). В программе предусмотрена оценка результатов ответов в процентах: чем больше правильных ответов, тем выше процент. задача на установку соответствий.
При создании заданий возможно включать тексты, добавлять аудио и видео файлы, все сделанные задания можно будет экспортировать в HTML и использовать в блоге или на сайте. Посредством программы возможно распечатать созданные задания и использовать в качестве стандартного бумажного текста (опция «Экспорт»).
Популярность в образовательном процессе приобретает использование флеш-игр[2] [5]. Программы по созданию такого ресурса — StencylWorks [20].Это ресурс для создания 2D Flash (флеш) игр без программирования. Встроено сразу множество различных «заготовок» игр: гонки, аркады, платформеры, стрелялки.
Для создания мозаик (например из тактов музыкального фрагмента) пригодится программа Jigsawpuzzle [21]. Уроки по созданию таких игр размещены, например на сайте: http://www.lessonsflash.ru/creationgames/Index01–13.htm (Дата обращения: 10.05.2015).
Для кого-то данный материал послужит стимулом к творческой работе при подготовке урока в ДШИ, для кого-то стимулом для формирования желания к приобретению в образовательную организацию интерактивной доски, ПК и подключения к сети интернет.
Приведенные ресурсы используются автором на базе МБУ ДОД ДШИ № 9 г. Челябинска при подготовке и проведении уроков по дисциплинам теоретического цикла.
Литература:
1. Берак. О. Л. Как преподавать сольфеджио в XXI веке / О. Л. Берак, М. В. Карасева. — М.: Классика XXI, 2006. — 224 с.
2. Кутыгина, В. Б. Использование инновационных технологий в процессе преподавания музыкальной литературы в ДШИ / В. Б. Кутыгина. — Режим доступа: http://aneks.spb.ru/index.php/2012–02–17–05–23–58/50–2012–03–01–19–38–59/946--3-q---------q Дата обращения:09.05.2015
3. Новые технологии в музыкальном образовании (компьютер, синтезатор, интернет). Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Сост. е. Орлова. — М.: Искусство и образование, 2008. — Вып. 1. — 108 с.
4. Тараева, Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике / Г. Р. Тараева.– М.: Издательский дом «Классика — XXI». 2007. — Книга 1: Стратегии и методики. — 128 с.
5. Титова, С. С. Мультимедийные ресурсы на уроках сольфеджио в ДШИ: к вопросу об источниковой и правовой базах в соответствии с основными формами работы дисциплины [Текст] / С. С. Титова, Г. Я. Гревцева // Материалы данной конференции
6. Титова, С. С. Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных информационных ресурсов и технологий [Текст] / С. С. Титова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
7. http://www.uchportal.ru/load/225–1-0–60536 («Учительский портал) Дата обращения: 09.05.2015
8. http://www.ebookmaestro.com/ru/download.html Дата обращения: 10.05.2015
9. http://www.uchportal.ru/load/129–1-0–59810 Дата обращения: 09.05.2015
10. https://disk.yandex.ru/public/?hash=uT1tAOJq7mJo6h40CwkEtrVWUmsxZ8TEeQNW/UJVq4s %3D Дата обращения: 09.05.2015
11. http://gimp.ru Дата обращения: 10.05.2015
12. http://www.freeversions.ru/sony-sound-forge-free-download Дата обращения: 10.05.2015
13. http://www.mp3cut.ru/# Дата обращения: 10.05.2015
14. http://biblprog.org.ua/ru/format_factory/ Дата обращения: 10.05.2015
15. http://www.movavi.ru/videoconverter/?gclid=CObgg6Swt8UCFSvncgod-k4AYg Дата обращения: 09.05.2015
16. http://www.uchportal.ru/load/300–1-0–18659# Дата обращения: 10.05.2015
17. http://www.nachalka.com/test_shablon Дата обращения: 09.05.2015
18. : http://www.banktestov.ru/test/?id=31398 Дата обращения: 22.04.2015
19. http://ru.winportal.com/hot-potatoes?EsetProtoscanCtx=739e3d8 Дата обращения: 10.05.2015
20. http://game-maker.ru/infusions/pro_download_panel/download.php?did=1572 Дата обращения: 10.05.2015
21. http://www.jigsawplanet.com/?rc=createpuzzle&ret= %2F Дата обращения: 09.05.2015
[1] Для чтения изготовленных электронных книг понадобятся предустановка программы, в которой создана книга..
[2] Указание примерных флеш-игр см. в статье автор «Мультимедийные ресурсы на уроках сольфеджио в ДШИ: к вопросу об источниковой и правовой базах в соответствии с основными формами работы дисциплины».
Ключевые слова
электронные учебники, книги и тесты, программы для создания электронных ресурсов., программы для создания электронных ресурсовПохожие статьи
Особенности подготовки электронного учебника с учетом специфики модели инклюзивного образования
В статье указаны основные принципы, на основе которых следует разрабатывать, внедрять в образовательный процесс и использовать электронные учебники для лиц с ограниченными возможностями в рамках реализации инклюзивной модели. Указаны основные элемент...
Программное обеспечение для организации самостоятельной работы студентов на платформе Sakai
Разработанный на кафедре математики Санкт–Петербургского государственного морского технического университета учебный программный комплекс предназначен для организации самостоятельной работы студентов. Программный комплекс включает в себя такие элемен...
Учебные сайты для школьников и студентов
В статье рассматривается решение проблемы создания электронных образовательных ресурсов с помощью технологии, предоставляемой компанией Google. Организованное с помощью таких образовательных ресурсов дистанционное обучение является дополнением к трад...
Технология «безбумажного» обучения иностранным языкам в условиях информационно-обучающей среды
Рассматривается возможность интеграции технологии «безбумажного» обучения в процесс языковой подготовки студентов технического вуза. Данная технология является эффективным способом реализации функций информационно-обучающей среды современного учебног...
Организация самостоятельной работы студентов Южно-Уральского государственного университета с использованием средств виртуальной образовательной среды
Рассмотрены основные ресурсы и элементы системы дистанционного обучения Moodle, которые используются для самостоятельной работы студентов в виртуальной образовательной среде.
Использование интернет-ресурса «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» в преподавании русского языка
В статье описываются разные виды электронных образовательных ресурсов сайта «Единая коллекция ЦОР». Показана актуальность, практическая значимость использования электронных образовательных ресурсов на разных этапах урока русского языка. ЭОР можно исп...
Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам
В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ...
Компьютерная визуализация учебной информации по физике
В статье приводится пример электронного ресурса для обучения физике, являющегося частью информационной системы, построенной по модульному принципу.
Использование электронных исторических карт при изучении школьниками истории: возможности и риски
Выявлены возможности использования разных видов электронных исторических карт в процессе формирования картографических умений у школьников на уроках истории. Проанализированы преимущества и недостатки анимированных карт, тренинговых заданий и специал...
Повышение качества подготовки специалистов в условиях дистанционного обучения в высших технических учебных заведениях
В работе рассмотрены организационные условия развития дистанционного обучения в системе высшего технического образования (ВТО); проанализированы существующие модели и определена технология дистанционного обучения в учреждениях ВТО; представлены резул...
Похожие статьи
Особенности подготовки электронного учебника с учетом специфики модели инклюзивного образования
В статье указаны основные принципы, на основе которых следует разрабатывать, внедрять в образовательный процесс и использовать электронные учебники для лиц с ограниченными возможностями в рамках реализации инклюзивной модели. Указаны основные элемент...
Программное обеспечение для организации самостоятельной работы студентов на платформе Sakai
Разработанный на кафедре математики Санкт–Петербургского государственного морского технического университета учебный программный комплекс предназначен для организации самостоятельной работы студентов. Программный комплекс включает в себя такие элемен...
Учебные сайты для школьников и студентов
В статье рассматривается решение проблемы создания электронных образовательных ресурсов с помощью технологии, предоставляемой компанией Google. Организованное с помощью таких образовательных ресурсов дистанционное обучение является дополнением к трад...
Технология «безбумажного» обучения иностранным языкам в условиях информационно-обучающей среды
Рассматривается возможность интеграции технологии «безбумажного» обучения в процесс языковой подготовки студентов технического вуза. Данная технология является эффективным способом реализации функций информационно-обучающей среды современного учебног...
Организация самостоятельной работы студентов Южно-Уральского государственного университета с использованием средств виртуальной образовательной среды
Рассмотрены основные ресурсы и элементы системы дистанционного обучения Moodle, которые используются для самостоятельной работы студентов в виртуальной образовательной среде.
Использование интернет-ресурса «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» в преподавании русского языка
В статье описываются разные виды электронных образовательных ресурсов сайта «Единая коллекция ЦОР». Показана актуальность, практическая значимость использования электронных образовательных ресурсов на разных этапах урока русского языка. ЭОР можно исп...
Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам
В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ...
Компьютерная визуализация учебной информации по физике
В статье приводится пример электронного ресурса для обучения физике, являющегося частью информационной системы, построенной по модульному принципу.
Использование электронных исторических карт при изучении школьниками истории: возможности и риски
Выявлены возможности использования разных видов электронных исторических карт в процессе формирования картографических умений у школьников на уроках истории. Проанализированы преимущества и недостатки анимированных карт, тренинговых заданий и специал...
Повышение качества подготовки специалистов в условиях дистанционного обучения в высших технических учебных заведениях
В работе рассмотрены организационные условия развития дистанционного обучения в системе высшего технического образования (ВТО); проанализированы существующие модели и определена технология дистанционного обучения в учреждениях ВТО; представлены резул...