Методическая разработка «Интегрированный урок как современная образовательная технология»
Автор: Татьянина Ирина Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 14.05.2015
Статья просмотрена: 555 раз
Библиографическое описание:
Татьянина, И. А. Методическая разработка «Интегрированный урок как современная образовательная технология» / И. А. Татьянина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8159/ (дата обращения: 15.11.2024).
Интеграция различных учебных предметов, безусловно, должна быть оправдана, прежде всего, с точки зрения повышения эффективности изучения этих предметов.
Инновационные педагогические технологии направлены на индивидуализацию современного образовательного процесса. При этом широкий спектр инновационных методик организации учебной деятельности позволяет каждому педагогу выбрать индивидуальный стиль взаимодействия со своими учениками. Поскольку наша гимназия уже не один десяток лет сотрудничает с Воронежским государственным университетом, преподаватели этого ВУЗа работают у нас в профильных классах. При подготовки этой статьи автором, учителем физики Татьяниной И. А., было проведено микроисследование с целью составить обзор по используемым на кафедре физики нашей гимназии педтехнологиям. Причем, преподавателям было предложено оценить эффективность применения этих методов и способов организации учебного процесса. Давайте кратко ознакомимся с результатами. Все 100 % опрошенных, естественно, отметили обязательность применения здоровьесберегающих технологий. Далее, профессор Клюев В. Г. в своей работе считает приоритетным применение лекционно-семинарско-зачетной системы, проблемного обучения и технологии дебатов. Доцент Кавецкая И. В. предпочтение отдает лекционно-семинарско-зачетной системе, эффективность других технологий, на её взгляд не очень высокая. Доцент Крыловецкая Т. А. считает наиболее эффективными лекционно-семинарско-зачетную систему, технологию мастерских, технологию сотрудничества и тестовые технологии. Учитель физики нашей гимназии Бодашко П. Г. считает наиболее эффективными лекционно-семинарско-зачетную систему и технологию развивающего обучения. О том, какие технологии считает ведущими в своей работе Дьяченкова Л. А., можно сказать следующее: технологии проблемного обучения, интегрированное обучение и технология уровневой дифференциации — в первую очередь, а также обучение в сотрудничестве. И, наконец, автор исследования на основе собственного опыта педагогической работы, может отметить следующее: лекционно-семинарско-зачетная система наиболее эффективна в применении к профильным физматклассам. В отношении непрофильных по физике классов, на первое место выходят, на взгляд автора, технология развивающего обучения. и тестовая технология. Кроме того, в классах любого профиля достаточно эффективными являются технология уровневой дифференциации, использование интерактивной доски и мультимедийные технологии. Именно эти технологии, на взгляд автора, опираясь на теорию поэтапного формирования умственных действий, позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения физике в рамках современного урока. Учитель провела диагностическое тестирование детей, обучавшимся у нее в прошлом учебном году, выяснила, что глубина и прочность знаний и умений учащихся по материалам прошлого года выше на 30 % по темам, в изучении которых применялись современные инновационные педтехнологии по сравнению с классическими уроками, проведенными в традиционной форме. Еще один пример: в прошлом году, авторы статьи, Татьянина И. А., Сакоренко Л. И. и Сакоренко И. В. провели в 7г и 7б классах интегрированный урок, посвященный проблеме Чернобыльской аварии. Эти уроки учителя иностранного языка проводили на английском языке с использованием технологий интерактивной доски. технологии сотрудничества, технологии проблемного обучения. При этом, выступление учителя физики, являлось лишь 5-минутным фрагментом урока, но содержание учебного материала было полностью физическим и абсолютно новым для детей, опережающим программу по физике. Когда же, спустя почти месяц, учитель физики провела диагностику знаний ребят по физическим вопросам, затронутым на этом уроке, качество знаний оказалось 100 %. Причем в тест были включены вопросы по ядерной физике, о которых на этом уроке вообще не говорилось. 10 % детей ответили и на эти вопросы. Когда же у детей спросили, откуда они это знают, ребята ответили, что им стало интересно, и они самостоятельно после интегрированного урока изучили всю эту тему.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что интеграция различных учебных предметов в одном уроке эффективно решает поставленные выше задачи.
Предлагаем вашему вниманию вариант интеграции урока английского языка, любого другого учебного предмета и средств ИКТ. В качестве примера рассмотрим уже упоминавшийся выше урок «Экологические проблемы в современном мире. Чернобыльская катастрофа и её последствия», в котором интегрированы английский язык и физика.
Методика построения подобных уроков очень проста.
Шаг 1 — учитель физики (химии, биологии, географии, истории и пр.) вместе с учителем английского (немецкого, французского, испанского, и пр.) языка, сопоставив рабочие программы своих предметов, выбирают общие темы. Причем, выбор темы урока может быть необязательно обусловлен совпадением изучаемых в данный момент тем по обоим предметам. Такое маловероятно и не принципиально. За основу можно взять рабочую программу любого из предметов, обосновав для обучающихся интегрированную форму предстоящего урока.
В нашем примере мы выбрали тему, которая по физике изучается только в 9 классе — «Атомная энергетика», а по английскому языку изучается, как раз, в 7 классе.
Шаг 2 — в качестве домашнего задания, учитель того из предметов, чья тема взята за основу, предлагает ученикам, во-первых, подготовить обучающую презентацию с ключевой информацией по данной теме, во-вторых, выучить необходимую терминологию (лексику) и, в-третьих, прочитав определенный текст, составить вопросы к нему. Варианты выполнения этого задания тоже могут отличаться в зависимости от содержания предстоящего урока, уровня подготовленности класса и пр. Например, можно разделить класс на группы по способностям и степени заинтересованности в одном из предметов. При этом одна группа готовит презентации, другая — работает с текстом по данной теме, третья, к примеру, занимается оформлением урока: плакаты, фотографии, мини-выставка книг по теме, подготовленная в сотрудничестве со школьным библиотекарем (еще одно направление интеграции), информационные буклеты каждому участнику предстоящего урока и т. п. Результаты подготовки учащихся сдают учителю, курирующему это задание в установленные сроки.
Шаг 3 — используя результаты творческой внеурочной работы учащихся, учителя обсуждают содержание и структуру интегрированного урока.
В нашем примере урок, в основном, ведет учитель английского языка, а учитель физики выступает с 5-минтурным рассказом об основах ядерной физики и информацией о Чернобыльской аварии, ее причинах, обстоятельствах и последствиях. При этом учитель физики иллюстрирует свое выступление презентациями из домашнего задания учащихся. Как вариант, на выступление учителя физики (химии, биологии, истории и пр.) можно отвести больше времени для того, чтобы кто-нибудь из учащихся мог синхронно переводить рассказ учителя на английский (немецкий, французский) язык. Это зависит от класса и уровня подготовленности учащихся в зависимости от программы. Таким образом, предложенную выше методику организации процесса сотрудничества учителей иностранного языка и физики в рамках современного урока можно эффективно использовать и для других предметов.
В заключение, отдельное внимание хочется уделить вопросу использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в интегрированных уроках такого типа. Безусловно, при этом средства ИКТ в данном уроке выступают полноправным участником образовательного процесса. Привычная иллюстративная функция мультимедийной системы «компьютер-проектор» дополняется широкими возможностями интерактивной доски, выводит урок на качественно новый, более насыщенный результативными учебными действиями уровень, индивидуализируя и дифференцируя образовательный процесс в рамках урока. Конечно, для учителей, проводящих урок такого типа, предварительная подготовка будет более трудоемкой, чем к урока традиционного типа. Придется изучить весь материал, подготовленный учащимися при выполнении творческой части домашнего задания, подготовить несколько разных презентаций для отдельный этапов урока. В нашем примере — 4 презентации «часть 1.Эпиграф», «часть 2. Разминка», «часть 3. Доклад», «часть 4. Заключение».
Затем ту презентацию, которая относится к работе учащихся с инструментами интерактивной доски, надо конвертировать в флипчарт через программу данного типа интерактивной доски (у нас — Active Board). На основе созданного флипчарта подготовить задания для выполнения упражнений. В нашем случае это
- задание не перевод терминов с интерактивной проверкой правильности выполнения упражнения (инструменты «перо», «перетаскивание», «многослойность фона», «ластик»);
- задание на сопоставление типа предложений (инструменты «перо», «ластик», «закладка»);
- задание на рукописное дополнение предложений текста (инструменты «перо», «действие», «корзина», «шторка»).
Конечно, каждый учитель найдет сам наиболее целесообразные для использования инструменты программы интерактивной доски, выходящие за рамки нашего примера. Следует разнообразить вариативность использования такого современного образовательного средства, как интерактивной доска, постепенно формируя и развивая у учащихся навыки владения этими инструментами на уроке. Результаты того стоят: даже слабомотивированные дети начинают активно работать на уроке, темп урока возрастает, учебный материал усваивается глубоко и прочно.
Кроме того, в нашем интегрированном уроке средствами ИКТ создается благоприятный эмоциональный фон в начале (эпиграф) и конце (эпилог) урока. Дополненные классическим музыкальным оформлением слайды презентации с эпиграфом урока «Life is precious, unique, invaluable…» соответствующим образом защищают психику учеников от травмирующего воздействия информации об обстоятельствах Чернобыльской аварии, оказывает антидепрессивный, жизнеутверждающий эффект. А стихотворение «Звучит над миром колокол беды» в исполнении ученицы класса на фоне соответствующих слайдов и музыки позволяет окрасить конец урока в яркие эмоциональные цвета.
Таким образом, на примере изложенной выше методики мы убедились, что интеграция разных учебных предметов, форм и методов работы учителя и обучающихся на современном уроке создает уникальные возможности для максимальной эффективности в достижении целей урока.