Создание современной образовательной среды для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса посредством внедрения и использования ИКТ в ДОУ
Автор: Пикус Татьяна Евгеньевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 22.05.2015
Статья просмотрена: 4772 раза
Библиографическое описание:
Пикус, Т. Е. Создание современной образовательной среды для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса посредством внедрения и использования ИКТ в ДОУ / Т. Е. Пикус. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 65-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8162/ (дата обращения: 15.11.2024).
1. Паспорт инновационного проекта
Наименование инновационного проекта |
«Создание современной образовательной среды для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса, посредством внедрения и использования ИКТ в ДОУ» |
Основание для разработки инновационного проекта |
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;oт 23.12.2012 № 273-ФЗ —Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.4.1.3049–13, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N26;
|
Разработчик инновационного проекта |
старший воспитатель Пикус Т. Е. |
Исполнители инновационного проекта |
Педагогический коллектив МБДОУ № 2 «Сказка», управляющий совет МБДОУ |
Участники инновационного проекта |
Педагоги ДОУ Родители (законные представители) Воспитанники детского сада |
Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки. |
Интенсификация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ через дидактически корректное использование интерактивных и мультимедиа-технологий. Система образования — одна из наиболее бурно развивающихся, поскольку «информационное общество» требует по-новому образованных людей. Данный проект поможет решить некоторые вопросы по ускорению информатизации дошкольного образования. Актуальность внедрения ИКТ в ДОУ определяется изменениями современной парадигмы дошкольного образования, ориентированного на введение ФГОС к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и внедрение инноваций в образовательный процесс. Компьютер как универсальное информационное устройство является эффективным средством для решения задач развивающего обучения дошкольников, формирования таких интегративных качеств, как любознательность, активность, самостоятельность. Создание современной образовательной среды в ДОУ и систематического использования ИКТ несомненно является оптимальной моделью для успешного овладения информационными технологиями уже в дошкольном возрасте. Для того, чтобы сориентироваться в большом потоке компьютерных программ, воспитатели и специалисты ДОУ должны обладать теоретическими знаниями и практическими умениями по использованию ИКТ — технологий. Инициировать стремление к самообразованию поможет разработка нашего детского сада системы морального и материального стимулирования педколлектива в реализации проекта. Использование мультимедиа-презентаций и интернет-ресурсов позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия дошкольниками материала, интенсифицировать процесс обучения за счет повышения мотивации к познанию. И поэтому еще одним ключевым вопросом в достижении высокого уровня развития и воспитания детей дошкольного возраста является подготовка качественных дидактических материалов в рамках создания современной информационной развивающей среды (презентаций к ООД, сценариев по использованию компьютерных игр в обучении). Применение ИКТ в работе с родителями позволяет решить ряд задач: обеспечить открытость воспитательно-образовательного процесса, способствовать становлению партнерских взаимоотношений семьи и педагогов детского сада, компетентного использования компьютера в домашних условиях, выработке единых требований к выстраиванию информативной среды дошкольника как основы дальнейшего обучения в школе. |
Цель инновационного проекта |
Создание современной образовательной среды, через внедрение и использование ИКТ, а также повышение эффективности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении и воспитании дошкольников, формирование информационной культуры педагогов и родителей, развитие коммуникативных способностей всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. |
Задачи инновационного проекта |
1. Создать условия для применения ИКТ в обучении и воспитании дошкольников. 2. Проводить систематическую работу по становлению и развитию информационных и коммуникативных компетенций педагогов. 3. Способствовать развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, обеспечению открытости работы детского сада для родителей, через сайт МБДОУ. |
Система показателей по достижению целей проекта |
Оснащенность необходимым оборудованием и программным обеспечением Качество наработанного педагогами дидактического материала, презентаций, сценариев по использованию компьютерных развивающих игр в обучении воспитанников ДОУ Создание системы конспектов при проведении ООД и дополнительных услуг. Степень освоения педагогами базового минимума ИКТ- компетентности Четкость подбора параметров морального и материального стимулирования для определения степени участия педколлектива в реализации проекта. |
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта. |
На районном уровне. ● разработка и апробация модели информационно-развивающей среды в ДОУ, повышающей доступность образования за счет индивидуализации процесса развития воспитанников и коррекции недостатков, использования информационных ресурсов сети Интернет ● повышение эффективности процесса воспитания и развития детей (повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс) На уровне ОУ ● повышение качества освоения программного содержания воспитанниками ДОУ на основе применения новых подходов с использованием современных информационных технологий; ● повышение квалификации педагогического коллектива ● обеспечение доступа педагогов к нетрадиционным источникам информации, повышающим эффективность самостоятельной работы, дающим новые возможности для творчества, обретения и закрепления профессиональных навыков независимо от территориальной удаленности образовательного заведения; ● увеличение количества методических разработок в области информационных и коммуникационных образовательных технологий и передового педагогического опыта в области традиционной педагогики и их доступность для каждого воспитателя и специалиста; ● распространение высококачественных информационных ресурсов и программных продуктов для эффективного развития и использования информационных технологий в образовании; ● модернизация установленной в учреждении компьютерной техники и мультимедийного оборудования; ● улучшение материальной базы ДОУ: ● , оборудованные предметные кабинеты для работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре, соединенных в единую локальную сеть с выходом в Интернет, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям; —обеспечение открытости работы детского сада для родителей, через сайт МБДОУ (detsckiisad.sckazcka@yandex.ru |
Гипотеза |
Создание эффективной информационно-образовательной среды будет способствовать формированию гармонично развитой, социально активной, творческой личности; создаст условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий; повлияет на развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала. |
Основные идеи реализации проекта
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса, для развития интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
Современную информационную среду можно определить как совокупность информационных условий существования субъекта (наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры), а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.
Как показывает практика, 90 % родителей не реагируют на информацию, помещенную на стендах в коридорах детского учреждения, но с удовольствием проводят время у компьютеров в комфортных для себя условиях. Поэтому мы предполагаем, что нам тоже надо учитывать требования современных родителей и использовать новые ресурсы для их привлечения. Одним из таких ресурсов является использование интернета. Обычно сайты детских садов выполняют информационную функцию. Мы же предполагаем создать сайт с упором на помощь в развитии детей. Большинство родителей не знают, во что и как играть со своими детьми. Искать и читать специальную литературу у многих нет ни желания, ни возможностей. Поиск в интернете занимает достаточно много времени и при этом надо знать, что именно искать. Мы планируем давать им конкретные, систематизированные целевые рекомендации, выполнение которых будет способствовать более успешному процессу развития детей, дополнять обучающие занятия, проводимые в детском саду, но без лишней траты драгоценного времени. Если ребенок заболел, то информация на сайте поможет оставаться в педагогическом процессе, а не отставать от своих друзей. Информация на сайте должна постоянно обновляться, быть интересной родителям и детям. Часто дети рассказывают, что целыми вечерами сидят у компьютера и играют в игры. Мы планируем на нашем сайте предложить частичную замену сомнительно полезных игр, на развивающие задания, которые смогут объединить родителей и детей, совместив приятное с полезным.
Этапы работы реализации проекта
Проект реализуется в течение 3 лет 2014–2017 гг. и включает в себя следующие этапы:
Этапы работы |
Задачи этапа |
Основное содержание работы |
Планируемый результат |
Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу |
Организационно-аналитический |
1.Определение проблемного поля ОЭР, категориального аппарата, основных понятий. 2. Разработка модели организации ИРС в ДОУ 3.Выявление и анализ существующих моделей организации ИРС 4.Выявление и анализ существующих программных продуктов в психодиагностике детей |
1. изучение, теоретический анализ, выявление опыта по теме ОЭР 2. выделение типовых существующих моделей организации ИРС в ДОУ 2.описание модели организации ИРС в ДОУ и условия ее функционирования 3.обучение и подготовка педагогов в включение в образовательный процесс в условиях реализации модели ИРС 4.формирование банка методических идей. эксперимента. 5.разработка системы оценки эффективности экспериментальной деятельности. 6.выделение и апробация имеющихся диагностических методик для разных групп детей 7.коррекция диагностических методик в соответствии со спецификой заболеваний 8.мониторинг ИД |
1.Описание модели организации ИРС в ДОУ 2. Формирование ИКТ-компетентности педагогов 3. Выбор и описание и психодиагностических методик для разных групп детей |
Аналитическая справка о результатах экспериментальной деятельности за отчетный период |
Деятельностный |
1.Внедрение модели организации ИРС в ДОУ 2.Формирование ИКТ –компетентности педагогов и родителей 3.Апробация психодиагностических методик |
1. Практическая реализация модели ИРС в ДОУ: — разработка программы информатизации ДОУ — работа творческих групп над разработкой методических материалов по организации ИРС, ее внедрения и апробации — методическая поддержка педагогов по формированию ИКТ -компетентности родителей 2.Проведение диагностических методик для оценки развития детей и эффективности воспитательно-образовательного процесса 3. Мониторинг ИД
|
1. Функциональная модель организации ИРС в ДОУ 2.Формирование ИТК-компетентности педагогов и родителей 3.Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс |
1.Аналитическая справка о результатах экспериментальной деятельности. за отчетный период 2.Публикация статьи с результатами работ по планам 1–2 этапа. |
Заключительный (аналитически-обобщающий) |
Анализ, систематизация и осмысление результатов экспериментальной работы ДОУ |
1.Проведение сравнительного мониторинга в группах для изучения влияния ИКТ на развитие детей. 2.Проведение мониторинга для изучения влияния ИКТ на эффективность взаимодействия с родителями. 3. Создание методических рекомендаций по организации и внедрению ИРС в ДОУ. 4.Диссеминация инновационного опыта: проведение семинаров, мастер-классов, публикации, участие в профессиональных конкурсах разного уровня |
Методические рекомендации по организации и внедрению ИРС в дошкольные учреждения района (города) |
Аналитическая справка о результатах экспериментальной деятельности. |
Продукт, предъявляемый по окончании работ.
1. Модель информационно-развивающей среды ДОУ и условия ее функционирования
2. Методические рекомендации по организации информационно-развивающей среды ДОУ
3. Разработка индивидуального образовательного маршрута для оценки развития детей.
Ресурсное обеспечение:
Для реализации проекта в ДОУ имеется:
Кадровое обеспечение:
В настоящее время в ДОУ работают 14 педагогов из них:
молодых специалистов — 1
педагогических работников с высшей категорией — 1
1квалификационная категория –8
почетных работников общего образования — 2
5 педагогов включены в инновационную деятельность по теме «Информационно-развивающая среда ДОУ»
14 человек прошли обучение в области ИКТ за последние три года
Материально-техническое обеспечение
Для реализации проекта планируется использовать следующее оборудование ДОУ: компьютеры (ноутбуки), 2 мультимедийных проектора, локальная сеть, МФУ (принтер-сканер-копир), программное обеспечение для проведения диагностики и консультирования, в том числе для проведения консультаций и занятий через интернет с детьми, временно не посещающими ДОУ по болезни.
Финансовое обеспечение — в рамках бюджетного и внебюджетного финансирования
Критерии и показатели эффективности реализации
Предполагаемый результат реализации |
Индикаторы достижения результатов реализации Программы ОЭР |
Создание модели информационно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения |
Наличие информационно-развивающей среды, обеспечивающее системное, безопасное и эффективное использование ИКТ в образовательном процессе, управлении ДОУ и организации коммуникаций (с родителями, с педагогическим сообществом, с общественностью). |
Разработка Методических материалов для организации информационно-развивающей среды ДОУ в соответствии с предложенной моделью. |
Представление профессиональному сообществу и педагогической общественности пакета методических материалов по организации информационно-развивающей среды ДОУ в соответствии с предложенной моделью на семинарах в ДОУ, на конференциях, в средствах массовой информации. |
Расширение спектра технологий работы с детьми |
Количество новых технологий, применяемых в образовательном процессе |
Рост квалификации работников ДОУ в области ИКТ |
Процент специалистов и педагогов, владеющих и применяющих ИКТ в своей деятельности |
Проекты нормативных и (или) локальных документов для организации информационно-развивающей среды ДОУ. |
Наличие утвержденных и примененных в ходе создания информационно-развивающей среды ДОУ документов: · положения об информационно-развивающей среде как объекте инфраструктуры ДОУ, · разделов образовательной программы ДОУ, · должностных инструкций педагогических и руководящих работников и др. документов |
Повышение эффективности воспитательно — образовательной работы с детьми с использованием ИКТ. |
Результаты мониторинга |
SWOT-анализ возможностей реализации проекта, в т. ч. описание опыта работы в данном направлении (Приложение).
|
Возможности, имеющиеся у ОУ
Возможность апробации новых методик и сбора данных в процессе работы с большим количеством детей с разными видами проблем. Научно-методическое сотрудничество с методическим отделомУО, ТГИПиПК дает возможность использовать современные разработки в прикладных целях и участвовать в разработке новых методик в соответствии с потребностями ДОУ и планами экспериментальной работы. Возможность стать первой и основной структурой в районе по взаимодействию ДОУ с родителями, педагогическим сообществом города, района через информационное пространство. . Большой интерес общественности к использованию информационных ресурсов. Отсутствие в районе в достаточном количестве услуг подобного уровня. |
Угрозы (риски реализации проекта
Большая загруженность сотрудников своей основной работой. Необходимость изучать новые методы диагностики и коррекционной работы.
Личностные особенности отдельных участников образовательного процесса (родители, дети), препятствующие достижению оптимально результата.
Возникновение дополнительных расходов на содержание технической базы, препятствующих обновлению и обслуживанию компонентов ИРС.
Угроза появление более продвинутых конкурентов из других организаций. Отсутствие положительных результатов работы с родителями. Возможный уход ценных сотрудников. |
Сильные стороны ОУ
Высокий творческий потенциал коллектива. Высокая мотивация сотрудников к повышению своей компетентности и эффективности работы. |
Сочетание сильных сторон ОУ и его возможностей, составляющее конкурентное преимущество ОУ, обеспечивающее успешную реализацию ОЭР
Высокий творческий потенциал и мотивация участников эксперимента позволяют провести разработку и широкую апробацию новых методик на достаточно больших группах, позволяющих получить достоверные результаты. Значительный опыт в области коррекционной педагогики+возможность привлечь специалистов района=дополнительные штаты |
Как сильные стороны способствуют преодолению угроз
Высокий творческий потенциал, мотивация, профессионализм педагогов и заинтересованность в достижении динамики коррекционно-развивающей работы позволит преодолеть возможные угрозы. Значительный опыт в области коррекционной педагогики+отсутствие положительных результатов работы с родителями=Развитие методик обучения, повышение своего профессионального уровня, использование положительного опыта других организаций. Значительный опыт в области коррекционной педагогики+возможный уход ценных сотрудников =Активная кадровая политика по привлечению талантливых специалистов к совместной работе. |
Слабые стороны ОУ
Недостаток компьютерного и сетевого оборудования. Недостаток дидактического обеспечения по работе с детьми применяя ИКТ. |
Как с помощью имеющихся возможностей ОУ планирует преодолеть или компенсировать свои слабые стороны
Перспектива привлечь Администрацию района.
Возможность финансовой помощи от муниципальных организаций. |
Остро стоящие проблемы, требующие особого внимания |
Литература:
1. Управление инновационными процессами в ДОУ. — М., Сфера, 2008.
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.
3. Калинина Т. В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
4. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
5. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.
6. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.