Управление процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации
Автор: Таманаева Марина Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 08.06.2015
Статья просмотрена: 1697 раз
Библиографическое описание:
Таманаева, М. Н. Управление процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации / М. Н. Таманаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8170/ (дата обращения: 19.12.2024).
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников.
Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к своему здоровью. Вопрос заботы о здоровье обучающихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.
Неразработанность вопроса поиска наиболее оптимальных форм и методов организации деятельности по оздоровлению учащихся в условиях школы обусловлена следующими противоречиями. С одной стороны, между высоким уровнем заболеваемости населения и необходимостью сохранения и развития здоровья учащихся; с другой стороны, между отсутствием системы работы в школе и необходимостью разработки программ по здоровьесбережению. Перечисленные противоречия обуславливают необходимость поиска новых, нетрадиционных путей организации школьников в целях сохранения их здоровья.
Управление процессом здоровьесбережения комплексно, с использованием программы, предусматривает создание здоровьесберегающей среды, формирующее осознанное здоровьесберегающее поведение, а программа по здоровьесбережению включает в себя ценностно-целевой, содержательный, технологический и контрольно-оценочный компоненты. Тем самым обеспечивается реализация и интеграция основных направлений деятельности образовательного учреждения: образовательного, оздоровительно-профилактического, социально-психологического, мониторингового, профессионально-ориентированного, консультативного.
Здоровьесберегающая педагогика базируется на здоровьесберегающих технологиях. Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для ученика, четко определив стратегию развития — здоровье через образование.
Здоровьесберегающие образовательные технологии — совокупность приемов, форм, методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья. К таковым относят:
- здоровьесберегающие учебно-воспитательные технологии;
- здоровьесберегающие образовательные технологии;
- здоровьесберегающие медицинские технологии;
- здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
- здоровьесберегающие технологии семейного воспитания.
В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:
1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;
2) признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;
3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями;
4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.
Внедрение здоровьесберегающих технологий, создание адаптивной образовательной здоровьесберегающей среды в учреждениях, повышение квалификации и обучение педагогов на сегодняшний момент — одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования в области здоровьесбережения. Опыт успешного внедрения подобных технологий в образовательный процесс учреждений, формирования адаптивной образовательной среды уже имеется и достаточно ярко обобщен в работах Гладышевой О. С., Галеевой Н. Л., Рапопорт И. К. Предложены технологии формирования моделей «школ здоровья» путем изменения как содержания образования и системы оценки качества знаний, так и путем изменения формы и статуса образовательного учреждения.
Школа может и должна заниматься изучением проблем здоровья, потому, что это — важнейшая категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.
Какой же должна быть школа со здоровьесберегающей средой?
Это, прежде всего, такое образовательное учреждение, в котором должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность.
В основе здоровьесберегающей деятельности в школе следует рассматривать личностно-развивающее (гуманно-личностнное) образование, ведущий постулат которого — признание индивидуальности и уникальности личностного развития каждого ребенка.
Очевидно, что без формирования у подрастающего поколения потребности быть здоровым, ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков здорового образа жизни задачу эту не решить. Важно, чтобы забота о собственном здоровье как основной жизненной ценности стала естественной формой поведения. Эта работа требует объединения усилий образования, здравоохранения, культуры. Необходима не просто координация деятельности образовательного учреждения в решении этой задачи, а комплексная целевая программа управления развитием мотивации здорового образа жизни (ЗОЖ) современного школьника.
Школа является социальным, функциональным органом, который способствует рождению у человека опыта саморегуляции здоровой жизнедеятельности. Проведение системной целенаправленной работы по созданию комплексной психолого-педагогической поддержки формирования потребности в ЗОЖ учащихся ведет к серьезным изменениям в развитии школы, захватывая все уровни — от управления образовательным учреждением до отношений в классе.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения уже давно перестала быть проблемой только здравоохранения. На ребёнка в процессе обучения в образовательном учреждении комплексно и непрерывно действуют множество факторов, отрицательно влияющих на его здоровье. Это интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки, использование педагогических технологий, не прошедших гигиеническую экспертизу, авторитарная педагогика, гиподинамический характер обучения (недостаток физической активности), несоблюдение гигиенических требований к микроклимату, освещённости, учебной мебели, ТСО и др. Задумываешься над вопросом: какой ценой дается образование? Невольно становишься перед выбором: так все-таки, здоровье или образование? [7, с. 60] Как сохранить здоровье ученика, дав ему качественное образование? Эта проблема сегодня уже имеет решение. В комплексе перспективных мер, направленных на снижение (или исключение) влияния школьных факторов риска можно выделить три направления:
- научное и научно-методическое, решающее комплекс научных, теоретических и исследовательских задач, определяющих физиологические и психофизиологические основы здоровьесберегающей деятельности;
- прикладное, решающее комплекс практических (прикладных) здоровьесберегающих задач современной школы;
- организационное, определяющее организационные формы и управленческие решения организации, контроля и оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.
Под здоровьесбережением участников образования следует понимать решение образовательных задач с учетом состояния их здоровья и с целью его сохранения, а, по возможности, укрепления. Здоровьесбережение, с одной стороны, является частью образовательного процесса, а с другой — условием, обеспечивающим реализацию образовательных программ на основе сохранения здоровья участников образовательного процесса и самореализации обучающихся.
Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для ученика, четко определив стратегию развития — здоровье через образование.
Управленческими основами формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении является:
- использование эффективных методов обучения;
- обеспечение переподготовки кадров;
- повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;
- формирование мотивации и потребности у педагогов к здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе;
- организация мониторинга состояния здоровья детей;
- улучшение организации питания обучающихся в школе;
- рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха.
Здоровьесберегающая функция обучения будет реализовываться успешнее, если обучение будет имеет специальную направленность, будет разработано и организованно так, чтобы включить учащихся в активную образовательную деятельность.
Значимой проблемой является и содержание образования, обеспечивающее формирование и развитие культуры здоровья детей, подростков, молодежи.
И, наконец, ведущим условием успешного практического решения проблемы здоровья в образовании рассматривается профессиональная компетентность учителя, его личная культура здоровья. Культура здоровья педагога является важным ресурсом успешности педагогической деятельности, поскольку только учитель, как носитель культуры здоровья, может воспитать ответственное отношение у ребенка к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
Таким образом, здоровьесбережение как одно из основных направлений в работе школы даст хорошие результаты только при учете всех факторов и условий управления качеством образовательного процесса в целом и при активизации как внутреннего, так и внешнего ресурсного потенциала.
Литература:
1. Ананьев Н. И., Блинова Е. Г. Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников // Актуальные проблемы адаптации человека. — Сургут, 2002.
2. Безруких М. М. Школьные факторы риска и здоровье ц,етер [// Магистр.-1999, № 3.-С.30–39.
3. Бережков Л. Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и основные факторы ее определяющие // Человек. Культура. Здоровье. — М., 1997.
4. Борков Е. В., Исаев А. П., Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа// Физиология человека.- 2001,.№ 5.
5. Вишневский В. А. Здоровьесбережение в школе. — М., 2002. — 270 с.
6. Вульфов Б. З., Синягина Н. Ю. — Мир образования.- К проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников.- № 3.-2007.-С.4–12.
7. Галева Н. Л. Каждая школа — это школа здоровья / Н. Л. Галеева // Директор школы. — № 9, 2010. — С. 98–104.
8. Дзятковская Е. Н. Здоровьесберегающее образовательное пространство.// Педагогическое образование и наука.2002.-№ 3.
9. Зюзина Т. Н. Проблемы создания здоровьесберегающей среды в школе. — М.: Изд-во ООО «УЦ «Перспектива», 2007. 280 с.
10. Шамова Т. И., Шклярова О. А. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе//Наука и практика воспитания и дополнительного образования. — № 1. Москва, 2008 г.