Развитие музыкально-ритмических способностей детей раннего возраста
Автор: Истомина Юлия Шамильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 25.05.2015
Статья просмотрена: 2602 раза
Библиографическое описание:
Истомина, Ю. Ш. Развитие музыкально-ритмических способностей детей раннего возраста / Ю. Ш. Истомина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8217/ (дата обращения: 19.12.2024).
Формирование у ребёнка возможности раннего развития музыкальных способностей доказано исследованиями известных учёных, педагогов. Музыка сопровождает человека на протяжении всей жизни: на отдыхе, на работе, на праздниках и т. д. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе, с её помощью можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Колыбельная звучит, когда нужно навеять сон; музыкальная терапия используется для расслабления; звуки будильника помогают вовремя проснуться… Чтобы понять музыку, надо сконцентрировать внимание на том, что мы слышим. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить, следует только учитывать изменения возрастных ступеней. В современной педагогике музыка представляется как средство, без которого невозможно эмоциональное развитие, которое необходимо для того, чтобы привить ребенку любовь к доброму и прекрасному.
Кем станет ребёнок, когда вырастет; какую профессию он выберет; какие способности у него разовьются; каков будет его характер? Всё это зависит от окружения, в котором растет малыш. Если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружён в мир волшебных звуков. Уже очень давно доказано, что малыш начинает воспринимать музыку, находясь еще внутри утробы матери. При восприятии музыки вместе с будущей мамой происходит музыкальное и эмоциональное развитие, формирование его вкусов и предпочтений. Когда для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности.
Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Для успешного осуществления музыкальной деятельности необходимы музыкальные способности, которые объединяются в понятие «музыкальность». Музыкальность, по Теплову Б. М., это тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности.
Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве. Чем активнее общение ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становиться, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.
Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключёнными в нём возможностями разностороннего развития ребёнка, которые, в свою очередь, связаны с движением как «способом жизни» дошкольника вообще.
Движение под музыку приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности, развития творческих способностей.
На опыте работы с детьми я убедилась в эффективности музыкального развития с помощью музыкально — ритмических движений. Ритмика — является одним из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак — Далькроз (1865–1950). Он был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.
Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они всё своё поведение проявляют через движение. Чем младше ребёнок, тем больше степеней свободы и лёгкости имеет его тело. На занятиях с детьми в возрасте 3–4 лет считаю необходимым использовать такой приём развития музыкальности, как «ритмопластика». Такие занятия параллельно позволяют решать как общие, так и частные задачи. Общие задачи — оздоровительные, учебные, воспитательные. К частным задачам можно отнести: повышение эмоционального настроя детей; формирование двигательной культуры; совершенствование чувства ритма и музыкальности.
Веселая музыка на занятиях и высокая двигательная активность создают у детей положительный эмоциональный фон. Во время занятий возможно достижение наибольшей плавности, грациозности и эстетичности при выполнении упражнений. Ритмопластика развивает у ребят музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка. Такие занятия совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу ребенка.
Ритмопластика — это музыка и танцы, сопровождающие каждое занятие, развитие музыкального слуха, памяти и чувства ритма, повышение эмоционального состояния ребёнка. Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают творчество. Ребёнок получает огромное удовольствие от того, что двигается под музыку, сочиняет сам! Основу для ритмических композиций составляют простые движения. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, опытом творческого осмысления музыки, а также развиваются физические и коммуникативные навыки. В возрасте 3–4 лет движение, особенно под музыку, доставляет детям особую радость. Основными задачами, которые ставит педагог для этого возраста, являются: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству. На данном этапе развиваем у детей музыкальность, воспитываем любовь к музыке и желание её слушать. У детей обогащается слушательский опыт, так как на занятиях звучат произведения композиторов-классиков (например, П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», М. Майкапар «Мотылёк» и др.), русские народные мелодии, а также произведения современных композиторов.
В движении развивается умение передавать различный характер музыки, а также оттенки (весёлое — грустное, шаловливое — спокойное, радостное, торжественное, шуточное и т. д.). В работе используются имитационные движения, раскрывающие определённое настроение или заданный образ (например, «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат»). Дети овладевают танцевальными движениями, доступными их возрастной координации.
У детей возникает потребность в самовыражении под музыку. Формируются умения исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях. Дети способны сами подбирать оригинальные движения, характеризующие пластический образ.
Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение использую такой педагогический материал, как игры со словом. Такие игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определённой степени как бы заменяет собой мелодичный напев. Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, поскок, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, лёгкий стремительный бег. Главное условие, при использовании такого метода — выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребёнка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках, то есть ритмизировать.
Игра «Солнышко»
Солнышко, Солнышко,
Выгляни в окошко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Исходное положение: дети стоят врассыпную.
Ход игры. На 1-ю и 2-ю строчки текста взрослый вместе с ребёнком выполняет частые полуприседания — «пружинки» — и одновременно хлопает в ладоши. Под текст 3-й и 4-й строчек выполняются лёгкие прыжки с одновременными хлопками в ладоши.
Пояснение. Текст произносится в медленном темпе, нараспев, с ярко выраженной метрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений.
Игра «Дедушка Егор»
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор,
Сам — на лошадке,
Жена — на коровке,
Дети — на телятках,
Внуки — на козлятках,
Гоп, гоп, гоп, гоп…
Исходное положение. Играющие стоят врассыпную.
Ход игры. На весь текст дети идут, высоко поднимая ноги. С окончанием текста, на слова «гоп, гоп, гоп, гоп», переходят к движению прямого галопа. Темп выполнения движения ускоряется.
Пояснение. Текст произносится медленно, ритмично. Дети совершают навык ходьбы с высоким подъемом ног, так называемый шаг «цирковых лошадок».
Для успешного развития музыкальности у детей раннего возраста необходимо воспитывать любовь и интерес к музыке; знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкально — ритмического движения, игры на музыкальных инструментах; развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
Самое главное место, где живёт музыка — это человек. Музыка живёт в человеке. Это самое главное! Наслаждение музыкой — одно из самых больших духовных благ, доступных человеку!
Литература:
1. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей/ М. А. Михайлова. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 240с.
2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей/ Н. Л. Кряжева. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 208с.
3. Гульянц Е. И. Детям о музыке/ Е. И. Гульянц. — М.: Аквариум, 1996. — 388с.
4. Клёнов А. С. Там, где музыка живёт/ А. С. Клёнов. — М.: Педагогика, 1985. — 152с.
5. Андреева Е. В.Музыка. Энциклопедия школьника/ Е. В. Андреева. — М.: Омега, 2008. — 96с.