Формирование компетенций в системе профессионального образования
Автор: Гладышева Елена Николаевна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 28.05.2015
Статья просмотрена: 110 раз
Библиографическое описание:
Гладышева, Е. Н. Формирование компетенций в системе профессионального образования / Е. Н. Гладышева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 204-207. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8247/ (дата обращения: 15.11.2024).
Цель:
формирование готовности студентов к профессиональной деятельности с учетом их возможностей и требований рынка труда.
Задачи:
- развитие коммуникативных и творческих способностей студентов;
- повышение личностного потенциала студентов;
- повышение заинтересованности студентов в учебе, приобретении профессии;
- стимулирование их к активной жизненной позиции;
- создание условий для раскрытия социального потенциала студентов;
- выявление и поощрение лучших студентов в области информационных технологий, общественно-полезной деятельности.
Повысить качество знаний различных дисциплин, используя информационные, моделирующие, демонстрационные и другие возможности компьютеров — вот скромный вклад уроков информатики в систему профессионального образования.
Чтобы не отстать от стремительно несущейся жизни в наш быстро развивающийся век инновационных технологий, необходимо не терять способность к обучению: из скудной или насыщенной, навязчивой или завлекающей информации, из всего огромного списка событий делать выбор не только в пользу интереса или интриги, а с учетом практической значимости информации в конкретной профессиональной деятельности.
Формированию необходимых компетенций при освоении дисциплины «Информатика и ИКТ» способствуют технологические возможности нынешнего века. Я ограничусь рассмотрением изучаемых компьютерных технологий — пакета MS Office и сервисов Интернета.
Интегрированный пакет MS Office — это набор нескольких программных продуктов, функционально дополняющих друг друга, поддерживающих единые информационные технологии, реализованные на общей вычислительной и операционной платформе. Компоненты MS Office работают изолированно друг от друга, но основное достоинство этого пакета проявляется при разумном сочетании программ друг с другом.
Отличительные особенности данного пакета:
- полнота информационных технологий для конечных пользователей;
- однотипный интерфейс для всех программ, входящих в состав интегрированного пакета — общие команды меню, стандартные пиктограммы одних и тех же функций (сохранение на диске, печать, проверка орфографии, шрифтовые оформления и т. п.), стандартное построение и работа с диалоговыми окнами и др.;
- общий сервис для программ интегрированного пакета (например, словарь и средства орфографии для проверки правописания, построитель диаграмм, конвертер данных и др.);
- легкость обмена и ссылок на объекты, созданные программами интегрированного пакета, единообразный перенос объектов (метод drag-and-drop);
- наличие единой языковой платформы для разработки макрокоманд, пользовательских программ;
- возможность создания документов, интегрирующих в себе возможности различных программ, входящих в состав интегрированного пакета.
1. MS Word
Цель:
познакомить с функциональными возможностями текстовых редакторов и общей методологией их использования в делопроизводстве.
Технология обучения построена так, что постепенно знакомит с разнообразным инструментарием текстового процессора Microsoft Word — от типовых процедур для создания простых документов до сложных режимов, применяемых в профессиональной подготовке текста.
Используются:
1. дифференцированный подход в изучении темы «Microsoft Word»;
2. профильный дидактический материал, формирующий умения работы с программой и знания из предметной области профессионального цикла.
После изучения темы студенты должны знать:
- назначение и основные возможности текстового процессора;
- типовую структуру интерфейса и назначение его элементов;
- различие режимов вставки и замены символов;
- суть операций копирования, переноса, удаления фрагментов текста и роль буфера промежуточного хранения;
- суть операций форматирования документов;
- возможности окон текстового процессора;
- минимальный набор типовых операций любого текстового редактора;
- операции, расширяющие возможности текстового процессора;
- приемы автоматизации работы с текстом;
- логику слияния отдельных элементов в один документ;
- сходство и различие обработки документов при помощи текстовых процессоров и издательских систем;
- основные идеи технологии верстки страниц.
Через умения создавать текст появляется способность форматировать, обрабатывать чужие творения и первые зачатки к анализу текстов (информации). Через оформительские навыки, грамотную цветопередачу развиваются умения передать настроение, а также формировать ощущения читателей, зарождается вкус к прекрасному, желание соблюдать эстетику в любом деле.
Итак, Microsoft Word — это не только компьютерная технология для обработки текстов, но прежде всего это методическая основа для формирования лучших качеств человека, которая служит для просветления ума (формирует анализ и синтез, информационную культуру студентов), развивает ощущения, умения чувствовать цвет, текст, прививает эстетический подход к любой работе.
Отличительной чертой современных текстовых процессоров является обязательное наличие средств автоматической проверки правописания: Microsoft Word проверяет орфографию, грамматику, а во многих случаях и стиль текста. То есть MS Word выступает как тренажер для ликвидации безграмотности наших студентов. Пусть не будут они лингвистами, филологами, но постепенно они приучаются к поиску ошибок, к проверке своей работы, а в дальнейшем и к самоконтролю.
Профессиональная направленность дидактического материала способствует вовлечению в деятельность каждого студента, появляется познавательный интерес к упражнениям и необходимые навыки. Формирование умений работать с текстом необходимо для учебной деятельности — это и написание рефератов, и оформление дипломных работ, и создание чертежей, схем.
Постигая преимущества использования пакета MS Office на одной программе, студенты стремятся знать и другие возможности программных продуктов.
2. MS Excel
Цель:
Познакомить с технологией обработки табличных данных; развивая логическое мышление, способствовать развитию правильной речи и корректному выражению своих мыслей, личной ответственности за результаты своей работы на компьютере, за возможные ошибки.
Интерес к теме можно вызвать, продемонстрировав заранее подготовленные задачи. Вполне подходит занимательный практикум: практико-ориентированные задачи, исследовательский характер заданий, новизна содержания и формы задания. Несложная прикладная задача, например задача о назначении стипендии, заметно активизирует работу с электронными таблицами. Подчеркну немедленную реакцию таблицы на изменения исходных данных, сугубо диалоговую и исследовательскую работу студента. Мотивацию можно усилить, позволив студентам предварительно на бумаге решить задачу. Заодно они уточнят и постановку задачи.
Автоматизация расчетов, подбор параметров и моделирование — основа для формирования навыков структурирования информации, анализа данных.
Перед студентами ставятся следующие задачи:
- овладение умениями работать с числовой информацией с помощью электронной таблицы MS Excel, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами электронных таблиц;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения электронных таблиц в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессии.
3. MS Access
Цель:
Сформировать представление о базах данных, функциональных возможностях систем управления базами данных, методологией использования этих программных средств в профессиональной работе, связанной с организацией хранения и обработки данных.
Современные информационные системы основаны на концепции интеграции данных. Каждая конкретная СУБД имеет свои особенности, которые необходимо учитывать. Системы управления базами данных нашли широкое применение в процессах управления производством, при автоматизированном проектировании, в маркетинговой деятельности, а также при разработке систем искусственного интеллекта и экспертных систем.
Студенты при работе с реляционной СУБД должны обратить внимание на среду хранения и доступ к данным, графический интерфейс при создании форм, отчетов, выводимых на экран, принтер или в файл, формирование запросов, безопасность доступа к информационным ресурсам.
Приобретаемые компетенции:
- использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- владение технологией;
- ответственность за результаты своей работы при решении профессиональных задач;
- системный подход к осмыслению всего, что происходит вокруг, в процессе анализа и исследования структуры информационных объектов и их взаимосвязей;
- умение делать самостоятельные выводы и интерпретировать полученные результаты в исходных терминах поставленной задачи;
- чёткое понимание технологических концепций и систем их применения.
4. MS PowerPoint
Цель:
Определить факторы успешного публичного выступления с помощью презентации и дать основы графического и цифрового дизайна.
Среди информационных технологий создание презентаций в MS PowerPoint, как и в других программах этого класса, позволяет раскрыться творческому потенциалу студента, систематизирует знания по графическому и цифровому дизайну, учит представлению информации с учётом целей и потребностей аудитории, дает основы релевантного подхода к информации.
Владение мультимедийной технологией подачи материала — необходимый атрибут профессиональной пригодности в обществе.
Важно рассмотреть и прокомментировать разные ошибки в дизайне, требования к оформлению презентации, критерии оценивания работы. Удобнее воспользоваться «веером» тем профессионального цикла, что снимает страх перед выбором зачетных заданий.
Получив на уроке тему презентации и Дальтон-план (в нем обозначаются понятия, термины, правила, которыми студент должен овладеть; определяются временные рамки изучения, виды работ, формы и сроки сдачи изучаемого материала, выделяется часть, которая изучается самостоятельно), студент сам выбирает, что, как, когда, сколько и с кем он будет изучать. Здесь действует принцип: «Работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам» (ответственность). Результатом является высокая мотивация к участию в учебном процессе. При индивидуализации процесса обучения студент приобретает и развивает:
- способность выбора;
- активный способ обучения;
- умение сотрудничать;
- реализацию собственных идей;
- стимулирование развития индивидуальных талантов и способностей;
- умение оценить свою работу;
- чувство ответственности;
- знания по теме;
- самостоятельный опыт учебной деятельности.
Презентация должна быть сфокусирована на выбранных целях профессии и включает соответствующую информацию о конкретных предложениях и требованиях к соискателям. В презентации также может быть представлена информация о том, что еще необходимо студентам для достижения поставленных целей карьеры.
5. Сервисы Интернета
Цель:
Научить практическому использованию коммуникационных технологий в выбранной профессии, развивать умение и потребность работать в коллективе, обучить навыкам систематизации и структуризации информации с использованием образовательных ресурсов Интернета.
Техническими и программно-методическими средствами информационных технологий студенты пользуются ежедневно соответственно своему возрасту и имеющимся условиям. Повседневно пользуясь современным инструментарием интеллектуального труда, студенты не только конструируют свое видение мира, но и учатся эффективному использованию информационных услуг в собственной жизни и учебной деятельности. Насыщенная самостоятельная работа в Интернете позволяет студентам приобрести следующие компетенции:
- исследование и сбор информации о профессиях в лесозаготовительной и целлюлозно-бумажной промышленности;
- планирование и выполнение стратегий поиска информации;
- понимание и тренировка навыков, согласующихся с принципами непрерывного образования (навыков исследования требований, предъявляемых к специалистам определенной профессии на рынке труда; навыков преподнесения информации);
- развитие навыков управления проектом (организация массива данных, управление содержимым, проведение рецензирования и переработка проекта, создание графических представлений);
- формирование дизайнерских навыков (стиль и согласованность, логичность макета, шрифтовое оформление, доступность);
- применение высоких технологий при коммуникациях и сотрудничестве (использование цифровых средств и среды для общения и коллективной работы на расстоянии для поддержки индивидуального обучения и возможности дистанционного обучения других);
- демонстрация критического мышления в решении проблем и использовании цифровых инструментов и ресурсов;
- понимание гуманитарных, культурных и социальных вопросов, связанных с информационными технологиями и практикой легального и этического поведения;
- формирование личной ответственности за постоянное повышение квалификации, эффективное и продуктивное использование приложений технологических систем.
Программное обеспечение за полвека своего существования претерпело огромные изменения, пройдя путь от программ, способных выполнять простейшие логические и арифметические операции, до сложных систем управления предприятиями. Сегодня управление предприятием без компьютера просто немыслимо. Компьютеры давно и прочно вошли в такие области управления, как бухгалтерский учет, управление складом, ассортиментом и закупками. Однако современный бизнес требует гораздо более широкого применения информационных технологий в управлении предприятием. Для принятия любого грамотного управленческого решения в условиях неопределенности и риска необходимо постоянно держать под контролем различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности, будь то торговля, производство или предоставление каких-либо услуг.
Развитие Интернета расширило возможности работы с удаленными подразделениями, открыло широкие перспективы электронной коммерции, обслуживания покупателей через Интернет, оплату услуг. Определенные преимущества дает использование Интернет-технологий во внутренних сетях предприятий. Благодаря компьютерным технологиям студенты могут пользоваться большим объемом ранее не доступной им информации.
Компьютерное обучение формирует управленческий стиль деятельности, акцентирует в ней творческое начало. В условиях информатизации образования меняется парадигма педагогической науки, изменяется структура и содержание образования. Новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работе с информацией, вытесняют демонстрационные и иллюстративно-объяснительные методы, широко используемые традиционной методикой обучения, ориентированной в основном на коллективное восприятие информации. При изучении компьютерных технологий формируется культура учебной деятельности обучаемого, происходит интенсификация процессов интеллектуального развития студентов, предоставляются возможности в познании студентами самих себя, в осознании своей деятельности, качеств и свойств своей личности.