К вопросу об актуальности проблем современного образования: анализ российского и зарубежного опыта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 13. Народное образование и педагогика за рубежом

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 06.06.2015

Статья просмотрена: 307 раз

Библиографическое описание:

Чернышёва, Е. В. К вопросу об актуальности проблем современного образования: анализ российского и зарубежного опыта / Е. В. Чернышёва. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 219-221. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8271/ (дата обращения: 15.11.2024).

Образование — это общественное благо. Образование должно быть общественным благом. Но сегодня уже только в теории. В советские времена единственным заказчиком, спонсором и контролером образовательных учреждений, начиная с детского сада и заканчивая университетом, было государство. Сейчас это не так. В связи с этим можно сказать, что в нашей стране крайне актуальна проблема современного образования. Большинство людей оценивают и интерпретируют проблемы со своей точки зрения. Но если объединить проблемы высшего и базового образования можно выделить примерно следующие проблемы: низкое качество предоставляемых услуг, низкий уровень финансирования, а также слабое законодательство. Неужели с такими проблемами сталкиваются и другие страны? На мой взгляд, правильным будет рассмотреть образование в другом государстве, и провести параллель с Россией. Со многими странами граничит Россия, когда-то СССР, со многими имеет добрососедские отношения, уходящие в далекое прошлое. Такой страной был Афганистан, с которым наши внешнеполитические связи имеют давнюю историю. Советский Союз был первой страной, которая в 1919 году после Третьей англо-афганской войны установила дипломатические отношения с Афганистаном, после чего в 1921 году подписала афгано-советский пакт о ненападении, который также предусматривал право афганского транзита через Советский Союз [2]. Также памятны события 1979–1989 годов.

На сегодняшний день Афганистан является наименее развитой страной. Наименее развитые страны (НРС) — официальный термин, употребляемый в рамках ООН. В этих государствах очень низкий уровень жизни, экономика очень слабая, люди и ресурсы подвержены воздействию стихий. Но это не препятствует населению страны, её правительству развиваться в различных сферах, в том числе и в образовании [1].

Уровень образования в Афганистане на сегодняшний день — наиболее низкий среди развивающихся стран мира, это напрямую связано с историей государства. Долгие годы продолжительная война основательно разрушила в Афганистане налаженную систему просвещения. За время бесконечных конфликтов более 7,5 тысячи школ были закрыты или уничтожены. Многие преподаватели оставили работу и покинули страну. К концу 90-х годов на большей части Афганистана были запрещены светские формы преподавания, также как и обучение девочек и женщин. Основное место в учебных программах заняли богословские науки и изучение Корана на арабском языке. Восстановление национальной системы образования началось только в 2002 году. В этом же году приказом нового правительства установлена разбитая система образования.

Дошкольное обучение и воспитание являются неотъемлемой частью обучения и воспитания. Этот вид обучения и воспитания в Афганистане не имеет своего прошлого. Эта отрасль раньше входила в систему Министерства образования, а сейчас она передана Министерству труда и социальной защиты.

На сегодняшний день разработан специальный план, по которому система образования должна совершенствоваться до 2020 года.

Примерно к марту 2015 года система базового образования должна обхватить как можно больше мальчиков и девочек. Показатели должны превысить 60 % учеников. Одной из задач плана является повышение уровня набора детей, которые являются инвалидами или кочевниками. Эти дети должны учиться в базовых школах до 60 % (мальчики) и 50 % (девочки). Важной задачей является повышение уровня набора в средних школах хотя бы на 53 % (мальчики) и 36 % (девочки) до весны 2015 года. Еще немаловажной задачей является дать образование 60000 учителям (будущим), а также повысить уровень образования по предметам (соответствующим) до четырнадцатого класса. Необходимо обучить 54000 выпускников двенадцатого класса, из которых 45 % девочки в регионах, где большой недостаток учителей. Необходимо им дать квалифицированное и профессиональное образование по специальным предметам при помощи подготовительных программ на специальной основе.

Высшее образование получают в Кабульском университете, открытом в 1946 году на базе созданного в 1932 медицинского факультета. На сегодняшний день он является самым крупным и наиболее престижным высшим учебным заведением страны. Из-за боевых действий в 90-е годы он был закрыт большую часть времени. Сегодня в нем обучается около 7 тысяч студентов, в том числе около 1,7 тысяч девушек. Активно функционируют также небольшой Нангархарский университет им. Баязида Рошана в городе Джалалабаде, основанный в 1962 году, который первоначально готовил медицинские кадры, Балхский университет (основан в 1988 году), Гератскгш университет (1987 год), Кандагарский университет (1988 году), а также университеты в Бамиа-не, Бадахшане и Хосте. Действует также Кабульский государственный медицинский институт основанный в 1932 году. Преподавание в университетах ведётся, преимущественно, на языке дари. Количество студентов высших учебных заведений увеличилось с 4000 в 2001 году до 37000 в 2004 году и 40000 в 2005 году, где 19 % из них составляют девушки.

Сейчас развитие образования в Афганистане поддерживают такие международные и негосударственные организации, как: Мировой банк, Объединенная Европа, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ. Такие страны, как Япония, Норвегия, Дания. Несомненно, иностранная поддержка системы образования Афганистана имеет большое значение. Не будь этого, система образования Афганистана одним бюджетным финансированием не смогла бы выстоять.

Законодательство Афганистана в общем и частности образовательной сфере находится на низком уровне. Так например, в Министерствах просвещения и высшего образования работают неквалифицированными кадры, отсутствует необходимая система образования, отвечающая требованиям времени, — всё это привело к тому, что содействия иностранных государств в развитии и расширении образования не дали желаемых результатов.

Естественно ситуация в целом в нашей стране, в частности в образовании совершенно иная. У России свой иной путь развития, но если правительством, иными органами будут разбрасываться различные адекватные планы и программы по совершенствованию образовательной системы, также, как и в Афганистане, они будут успешно реализоваться. Важно проводить контроль и мониторинг всех мероприятий. В нашей стране не нужно увеличивать количество учащихся, нам нужно создавать благоприятные условия. В зависимости от ситуации нужно открывать или реорганизовывать учебные заведения, уделять внимание педагогическим кадрам — повышать их квалификацию, мотивировать к работе — все это напрямую связано с качеством предоставляемых услуг.

Возможно пользоваться поддержкой других государств и организаций. Но не так как это делает Афганистан, грамотнее будет участвовать в различных международных конкурсах и программах, принимать участие в грантах и исследованиях.

Нормативно-правовую базу в сфере образования в нашей стране представляет Закон об образовании. Безусловно он несовершенен. Постоянные дополнения, поправки — это одно из решений в сложившейся ситуации. Закон не должен быть статичен. Немаловажно будет то, если в сфере образования будут работать профессионалы, а также люди, знающие проблемы образования.

Если все мероприятия по совершенствованию образованию будут объединены в единое целое, использоваться комплексный подход, есть вероятность, что проблем станет значительно меньше. Не нужно бояться проблем. Надо уметь их решать.

 

Литература:

 

1.      Копорулина В. Н. Экономический словарь / В. Н. Копорулина — М.: «Феникс», 2008. — 432 с. Все об Афганистане [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://afghanistan.ru/. Дата обращения: 21.05.2015

Основные термины (генерируются автоматически): Афганистан, образование, Россия, базовое образование, высшее образование, государство, проблема, Советский Союз, сфера образования, уровень образования.

Похожие статьи

Проблемы взаимоотношений адвокатуры и государства: общая характеристика и значение в уголовном процессе

К вопросу об исторических особенностях демократического развития Российского государства

К вопросу о проблемах правового регулирования строительной деятельности в России

Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования

Роль экономики в жизни общества: проблемы и суждения

Проблемы нравственно-духовного образования: пути их решения

К вопросу о педагогической рефлексии: определение, содержание и структурные компоненты

Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии

Социальная работа как фактор гуманизации общества: этико-философский аспект

К вопросу о русском человеке: культурологический анализ

Похожие статьи

Проблемы взаимоотношений адвокатуры и государства: общая характеристика и значение в уголовном процессе

К вопросу об исторических особенностях демократического развития Российского государства

К вопросу о проблемах правового регулирования строительной деятельности в России

Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования

Роль экономики в жизни общества: проблемы и суждения

Проблемы нравственно-духовного образования: пути их решения

К вопросу о педагогической рефлексии: определение, содержание и структурные компоненты

Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии

Социальная работа как фактор гуманизации общества: этико-философский аспект

К вопросу о русском человеке: культурологический анализ