Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии
Авторы: Гакаев Рустам Анурбекович, Нуцулханова М. Ю., Авхадов С. С.
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 10.06.2015
Статья просмотрена: 3594 раза
Библиографическое описание:
Гакаев, Р. А. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии / Р. А. Гакаев, М. Ю. Нуцулханова, С. С. Авхадов. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8277/ (дата обращения: 15.11.2024).
Экскурсия — (от лат. excursion — поездка) — такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают, осмысливают, и усваивают знания путем выхода (выезда) к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними. Значение экскурсий определяется, прежде всего, приобретением прочных, осознанных знаний о посещаемых объектах экскурсии, формированием и совершенствованием умений и навыков, реализацией краеведческого принципа в обучении географии, Экскурсия в природу знакомит учащихся с объектами природы своей местности, способствует формированию навыков исследовательского характера, знакомит учащихся с методами географических исследований. Географические экскурсии— одна из форм организации учебно — воспитательного процесса в школе. На экскурсиях учащиеся встречаются с реальной действительностью, видят в естественной среде проявление тех связей, зависимостей и закономерностей, которые они изучали в помещении, приобретают практические умения и навыки, учатся вести наблюдения, замечать в местных географических объектах такие черты, признаки, на которые они ранее не обращали внимания. В результате проведения экскурсий у школьников накапливается фактический материал, формируются образные и содержательные представления о природных и хозяйственных объектах, что является основой для изучения физико- и экономико-географических понятий, связей и закономерностей [2]. Экскурсии— одно из средств связи обучения с жизнью, практикой. Их ценность определяется тем, что нового узнали учащиеся из самой действительности, какие умения и навыки приобрели. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, формированию у школьников бережного отношения к природе и экологическому образованию. Различают программные и непрограммные, физико- и экономико-географические, тематические и литературные экскурсии. Программные экскурсии так же обязательны для учителя и учащихся, как уроки. Основная часть учебных экскурсий проводится на природные объекты для изучения местных природных компонентов или комплексов и на местное промышленное предприятие. Проведение физико- и экономико-географических экскурсий имеет свои особенности. Экскурсии организует и осуществляет учитель. Учебные экскурсии могут проводиться до изучения новой темы для накопления фактического материала и зрительных впечатлений, во время изучения (формируются новые эмпирические и теоретические знания, а также умения у учащихся) или после изучения соответствующей темы с целью конкретизации, закрепления и углубления, полученных ранее знаний. Проведение учебных экскурсий в природу или в музей включает три этапа: подготовка к экскурсии учителя и учащихся; проведение экскурсии и работа на экскурсионных объектах; оформление полученного материала и его использование в учебной работе.
Учебные экскурсии проводятся как перед изучением темы, так и после ее прохождения. Если экскурсия проводится перед изучением программного материала, то цель ее — создание необходимых представлений для формирования географических понятий на уроках. На экскурсиях, проводимых после изучения темы, проводится в основном закрепление, конкретизация, совершенствование знаний, выработка умений и навыков. Довольно трудно провести экскурсию, на которой учащиеся только повторяли бы и совершенствовали умения или, наоборот, приобретали одни новые знания. Исключения составляют отдельные кратковременные выходы учащихся в природу или достопримечательности для подтверждения и иллюстрации изученных географических предметов и явлений. Поэтому наиболее распространенной формой является смешанная экскурсия [1,5].
Организация и проведение экскурсий, складывается из нескольких этапов: подготовительного, проведения экскурсии, подведения итогов, обработки собранных материалов, использования материалов в преподавании, как литературы, так и географии. Подготовительный этап включает подготовку и преподавателя и учащихся. Преподаватель, готовясь к экскурсии, отбирает вопросы для повторения или намечает, какие представления учащиеся получат для формирования новых понятий в будущем, выбирает объекты для обследования и всесторонне их изучает.
В период подготовки к экскурсии преподаватель подбирает необходимые карты изучаемой местности, восстанавливает и расширяет свои знания. Ознакомившись с маршрутом экскурсии по картам, литературным, источникам, в беседах с местными жителями, преподаватель приступает к непосредственному знакомству с местностью или достопримечательностью.
Подготовка учащихся к экскурсии. Для того чтобы содержание экскурсий было воспринято учащимися прочно и сознательно, в классе перед экскурсией повторяются основные географические понятия и термины, необходимые для усвоения материала во время экскурсии. Учащиеся по картам (при их наличии) знакомятся с районом экскурсии, с маршрутом, остановками, содержанием практических работ или с предприятием, его транспортно-географическим положением, составом и расположением цехов.
В целях привлечения внимания учащихся к экскурсионному объекту перед экскурсией полезно использовать знания тех учащихся, которые лучше других осведомлены о положении на нем. Использование знаний учащихся в период подготовки к экскурсии способствует развитию интереса к изучаемому объекту. Образовательные и воспитательные цели учебной экскурсии в природу включают: закрепление на экскурсионных объектах ранее изученных понятий и приобретенных навыков по теме экскурсии, выработку умений устанавливать связи явлений природы на наблюдаемом материале, вооружение учащихся умениями подмечать различные формы воздействия, использования и преобразования природы [3].
По содержанию экскурсии преподаватель разрабатывает маршрут, намечает остановки, предусматривает виды практических работ на них. Особое внимание уделяется разработке маршрута на экскурсиях в природу, так как успех их в значительной степени зависит от правильности выбора маршрута. В маршруте указывается направление и расстояние переходов, места остановок, содержание наблюдений на них (форм рельефа, особенностей обнажений пород и др.), характер практических работ (на измерение, определения места и направлений, зарисовки, фотографирование и др.).
Экскурсию на сельскохозяйственные угодья или предприятия должны не просто повторять виденное и слышанное на экскурсии, а развивать мыслительные способности учащихся. Это направление актуально для учащихся 9-х классов и в целях профессионально-ориентационной работы, которая преимущественно проводится в весенний период. С этой целью после ознакомления учащихся с сельскохозяйственными производителями перед учащимися могут быть поставлены примерно такие вопросы: как поднять урожайность зерновых культур, учитывая местные условия? Какие пути и неиспользованные возможности имеются в хозяйстве и как их наиболее целесообразно и выгодно привести в действие? Как улучшить кормовую базу для животноводства?
Какие новые отрасли производства (с учетом местных природных и экономических условий), выгодные в хозяйстве, можно организовать на предприятии?
Постановка таких вопросов и их разрешение на итоговой беседе способствуют активизации мышления учащихся. Они приучаются по-хозяйски вникать в жизнь сельскохозяйственного предприятия, оценивать природные и экономические условия, получают представление о планировании хозяйства с учетом местных особенностей.
Составление отчета заставляет учащихся осмыслить еще раз все то, что они увидели и узнали на экскурсии. Лучшие и хорошо оформленные отчеты следует зачитать перед классом. Это, с одной стороны, дает возможность показать, как нужно оформлять отчеты, и, с другой стороны, способствует воссозданию более полного представления об изученном объекте.
Отчеты учащихся сопровождаются схемами, рисунками, фотографиями, таблицами, графиками, диаграммами. Собранные материалы на экскурсии, отчеты учащихся оформляются в стенд, который служит учебно-наглядным пособием в преподавании.
Результаты экскурсии будут эффективны лишь в том случае, если преподаватель добьется максимального использования материалов в преподавании. Прочность и осознанность знаний, полученных на экскурсии, достигается повторением экскурсионного материала. Поэтому на ближайшем (после экскурсии) уроке или уроке обобщенного повторения наиболее главное и существенное необходимо закрепить, увязав это с содержанием программного материала. Повторяются узловые вопросы содержания географической экскурсии. Так, после изучения местной реки на экскурсии можно повторить примерно следующее: к какому бассейну относится данная река; чем характеризуется режим ее; как используется река в хозяйстве и как ее можно использовать в будущем; какую работу по охране вод реки могут провести учащиеся и т. д. Если экскурсия проведена до изучения программных тем, связанных с нею, то при прохождении соответствующих разделов программы преподаватель связывает их с экскурсионными материалами. Он обычно ставит перед учащимися вопросы, заставляющие их вспомнить виденное и слышанное на экскурсии, те или иные вопросы географии иллюстрирует материалами, собранными учащимися.
После экскурсии в природу учащиеся под руководством преподавателя могут наметить мероприятия по охране соответствующих объектов. Образцы и коллекции пород, минералов, гербарии растений, схемы производственных связей, графики, диаграммы, дневники, альбомы могут служат материалами для пополнения краеведческого музея гимназии.
Организация и методика проведения внепрограммных экскурсий в основном аналогична учебным, но с той разницей, что проводятся они в нерабочее для класса время и по содержанию могут выйти за рамки школьной географии; участвуют в них лишь желающие. Кроме предметных экскурсий, проводимых одним преподавателем, в школах организуются (хотя и редко) так называемые комплексные экскурсии. Комплексная экскурсия может проводиться преподавателем географии совместно с преподавателями чеченской и русской литературы, биологии, истории и др.
Так, например, комплексную экскурсию в литературный, литературно-этнографический, мемориальный и т. д. музеи или галереи можно организовать учитель географии совместно с историком, филологом, в природу и сельское хозяйство — совместно с биологом. Комплексная экскурсия проводится чаще всего с несколькими классами. В период подготовки к ней все учителя предварительно знакомятся с экскурсионным объектом в целом, намечают маршрут, остановки, составляют коллективный план, в котором указывается, какой учитель и с какими вопросами будет знакомить школьников. В зависимости от особенностей экскурсионного объекта учитель географии в комплексной экскурсии рассматривает с учащимися вопросы географического содержания (особенности географического положения, производственные связи, технико-экономические особенности). В Чеченской Республике достаточно большое количество музеев, исторических, географических и культурных достопримечательностей для проведения комплексных литературно-географических экскурсий. Особую ценность для комплексных экскурсий представляют этнографические литературные дома-музеи [1,6].
Литературный музей М. Ю. Лермонтова на базе дома бывшего имения Хастатовых в с.Парабоч, Шелковского района Чеченской Республики. Дому этому без малого 250 лет. Помимо самого музея, в окрестностях села Парабоч находится территория бывшего Парабочского лесного заказника и участок пойменного леса реки Терек.
Литературно-мемориальный музей имени одного из основоположников вайнахской литературы, поэта-классика Арби Мамакаева основан в 1989 году в селе Лаха-Невре Чеченской Республики. Музейные фонды составляют сегодня более 3 тысяч единиц хранения. В девяти рабочих комнатах музея разместились экспонаты, рассказывающие не только о самом писателе и его литературном наследии, но и о быте и культуре, об историческом прошлом представителей чеченцев, об участниках войн из числа вайнахов, начиная со времен Первой мировой войны.
Литературно-этнографический музей, посвященный великому русскому писателю Л. Н. Толстого. Музей, расположен к северо-востоку от столицы Чечни в станице Старогладовская, где писатель провел несколько лет в 1850-х годах. с музеем находятся места, в которых в 1850-е годы Лев Толстой провел около трех лет. Здесь он написал повесть «Детство», которая принесла ему известность. Накопленные им здесь впечатления нашли также свое отражение в таких его известных произведениях как «Казаки», «Набег» и «Хаджи Мурат».
Историко-этнографический музея под открытым небом «Донди-юрт». В музее показано, как и в каких условиях жили чеченцы в разные периоды своей истории. На территории музея большая экспозиция, представленная старинными предметами быта, архитектурными сооружениями в национальном стиле и другими интересными экспонатами (рис. 1 и 2).
Рис. 1. Донди — Юрт (быт).
Рис. 2. Донди — Юрт (строения).
Аргунский музей-заповедник. Находится в самой живописной и, в тоже время, в самой высокогорной и труднодоступной части республики (рис. 3 и 4). В заповедник входят территории Итум-Калинского и Шаройского районов полностью, и частично Ачхой-Мартановского (Галанчож, Ялхарой, Акки и Хайбах), Веденского (Кезеной, Хой и Макажой) и Шатойского (Борзой, Тумсой, Харсеной) районов.
Рис. 3 Никаройские башни.
Рис. 4. Ушкалойские башни.
На территории заповедника более 150 башенных поселений, в которых сотни жилых и боевых башен различной степени сохранности, около 20 культовых сооружений, более 150 полуподземных и надземных склепов. Всего на территории музея-заповедника находятся около 600 памятников истории, культуры, археологии и природы.
Краеведческий музей «Родной край — окно в большой мир» гимназии № 2 г.Грозный, в котором многочисленные экспонаты распределены по темам: быт и культура; обычаи и традиции; медицина; флора и фауна; спорт; наука; «старый» довоенный Грозный. Музей содействует расширению и укреплению толерантного пространства, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской и поисковой работы учащихся, поддержке творческих способностей учащихся, интереса к истории и культуре, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений [4].
Мемориальный комплекс «Аллея Славы» — место, являющееся данью памяти десяткам тысяч героям- участникам Великой Отечественной Войны. Как и во всех городах России в память о погибших воинах ВОВ, здесь горит вечный огонь. Бронзовые барельефы по периметру музейного мемориального комплекса отображают крупнейшие сражения ВОВ, такие, как Брестская крепость, Сталинградская битва и др. Тут же можно увидеть портретные изображения героев Советского Союза, выходцев из Чечено-Ингушетии. Все они были разных национальностей, но с единой Родиной. Музей А.-Х.Кадырова — один из самых красивых и молодых музеев ЧР, входит в мемориальный комплекс «Аллея Славы» и является одним из главных его достопримечательностей. Постоянно пополняющаяся экспозиция музея пока не велика, но очень интересна. В Мемориальный комплекс входит 36-и метровая стела в виде чеченской башни.
После комплексной экскурсии учащиеся обрабатывают собранные материалы, изготовляют наглядные пособия. Затем можно организовать выставку оформленных материалов, наглядных пособий — схем, макетов — и провести конференцию, на которой учащиеся выступят со своими сообщениями.
Литература:
1. Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся/ З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6.
2. Биткаева Л. Х. Ландшафтная практика в подготовке студентов специальности «География» в Чеченском государственном университете / Биткаева Л. Х., Гакаев Р. А.// Полевые практики в системе высшего профессионального образования: материалы IV международной конференции. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2012.
3. Гакаев Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Научное мнение. — 2014. -№ 4.
4. Даудова Я. А. Школьный музей (из опыта проектной деятельности). Вестник — Геланча. № 1 (18) 2013.
5. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.
6. Рашидов, М. У. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике / М. У. Рашидов, Р. А. Гакаев// Вопросы современной науки и практики. — Тамбов: Университет им. В. И. Вернадского. — 2007. — № 3 (9).