Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гакаев, Р. А. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии / Р. А. Гакаев, М. Ю. Нуцулханова, С. С. Авхадов. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8277/ (дата обращения: 19.12.2024).

Экскурсия — (от лат. excursion — поездка) — такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают, осмысливают, и усваивают знания путем выхода (выезда) к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними. Значение экскурсий определяется, прежде всего, приобретением прочных, осознанных знаний о посещаемых объектах экскурсии, формированием и совершенствованием умений и навыков, реализацией краеведческого принципа в обучении географии, Экскурсия в природу знакомит учащихся с объектами природы своей местности, способствует формированию навыков исследовательского характера, знакомит учащихся с методами географических исследований. Географические экскурсии— одна из форм организации учебно — воспитательного процесса в школе. На экскурсиях учащиеся встречаются с реальной действительностью, видят в естественной среде проявление тех связей, зависимостей и закономерностей, которые они изучали в помещении, приобретают практические умения и навыки, учатся вести наблюдения, замечать в местных географических объектах такие черты, признаки, на которые они ранее не обращали внимания. В результате проведения экскурсий у школьников накапливается фактический материал, формируются образные и содержательные представления о природных и хозяйственных объектах, что является основой для изучения физико- и экономико-географических понятий, связей и закономерностей [2]. Экскурсии— одно из средств связи обучения с жизнью, практикой. Их ценность определяется тем, что нового узнали учащиеся из самой действительности, какие умения и навыки приобрели. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, формированию у школьников бережного отношения к природе и экологическому образованию. Различают программные и непрограммные, физико- и экономико-географические, тематические и литературные экскурсии. Программные экскурсии так же обязательны для учителя и учащихся, как уроки. Основная часть учебных экскурсий проводится на природные объекты для изучения местных природных компонентов или комплексов и на местное промышленное предприятие. Проведение физико- и экономико-географических экскурсий имеет свои особенности. Экскурсии организует и осуществляет учитель. Учебные экскурсии могут проводиться до изучения новой темы для накопления фактического материала и зрительных впечатлений, во время изучения (формируются новые эмпирические и теоретические знания, а также умения у учащихся) или после изучения соответствующей темы с целью конкретизации, закрепления и углубления, полученных ранее знаний. Проведение учебных экскурсий в природу или в музей включает три этапа: подготовка к экскурсии учителя и учащихся; проведение экскурсии и работа на экскурсионных объектах; оформление полученного материала и его использование в учебной работе.

Учебные экскурсии проводятся как перед изучением темы, так и после ее прохождения. Если экскурсия проводится перед изучением программного материала, то цель ее — создание необходимых представлений для формирования географических понятий на уроках. На экскурсиях, проводимых после изучения темы, проводится в основном закрепление, конкретизация, совершенствование знаний, выработка умений и навыков. Довольно трудно провести экскурсию, на которой учащиеся только повторяли бы и совершенствовали умения или, наоборот, приобретали одни новые знания. Исключения составляют отдельные кратковременные выходы учащихся в природу или достопримечательности для подтверждения и иллюстрации изученных географических предметов и явлений. Поэтому наиболее распространенной формой является смешанная экскурсия [1,5].

Организация и проведение экскурсий, складывается из нескольких этапов: подготовительного, проведения экскурсии, подведения итогов, обработки собранных материалов, использования материалов в преподавании, как литературы, так и географии. Подготовительный этап включает подготовку и преподавателя и учащихся. Преподаватель, готовясь к экскурсии, отбирает вопросы для повторения или намечает, какие представления учащиеся получат для формирования новых понятий в будущем, выбирает объекты для обследования и всесторонне их изучает.

В период подготовки к экскурсии преподаватель подбирает необходимые карты изучаемой местности, восстанавливает и расширяет свои знания. Ознакомившись с маршрутом экскурсии по картам, литературным, источникам, в беседах с местными жителями, преподаватель приступает к непосредственному знакомству с местностью или достопримечательностью.

Подготовка учащихся к экскурсии. Для того чтобы содержание экскурсий было воспринято учащимися прочно и сознательно, в классе перед экскурсией повторяются основные географические понятия и термины, необходимые для усвоения материала во время экскурсии. Учащиеся по картам (при их наличии) знакомятся с районом экскурсии, с маршрутом, остановками, содержанием практических работ или с предприятием, его транспортно-географическим положением, составом и расположением цехов.

В целях привлечения внимания учащихся к экскурсионному объекту перед экскурсией полезно использовать знания тех учащихся, которые лучше других осведомлены о положении на нем. Использование знаний учащихся в период подготовки к экскурсии способствует развитию интереса к изучаемому объекту. Образовательные и воспитательные цели учебной экскурсии в природу включают: закрепление на экскурсионных объектах ранее изученных понятий и приобретенных навыков по теме экскурсии, выработку умений устанавливать связи явлений природы на наблюдаемом материале, вооружение учащихся умениями подмечать различные формы воздействия, использования и преобразования природы [3].

По содержанию экскурсии преподаватель разрабатывает маршрут, намечает остановки, предусматривает виды практических работ на них. Особое внимание уделяется разработке маршрута на экскурсиях в природу, так как успех их в значительной степени зависит от правильности выбора маршрута. В маршруте указывается направление и расстояние переходов, места остановок, содержание наблюдений на них (форм рельефа, особенностей обнажений пород и др.), характер практических работ (на измерение, определения места и направлений, зарисовки, фотографирование и др.).

Экскурсию на сельскохозяйственные угодья или предприятия должны не просто повторять виденное и слышанное на экскурсии, а развивать мыслительные способности учащихся. Это направление актуально для учащихся 9-х классов и в целях профессионально-ориентационной работы, которая преимущественно проводится в весенний период. С этой целью после ознакомления учащихся с сельскохозяйственными производителями перед учащимися могут быть поставлены примерно такие вопросы: как поднять урожайность зерновых культур, учитывая местные условия? Какие пути и неиспользованные возможности имеются в хозяйстве и как их наиболее целесообразно и выгодно привести в действие? Как улучшить кормовую базу для животноводства?

Какие новые отрасли производства (с учетом местных природных и экономических условий), выгодные в хозяйстве, можно организовать на предприятии?

Постановка таких вопросов и их разрешение на итоговой беседе способствуют активизации мышления учащихся. Они приучаются по-хозяйски вникать в жизнь сельскохозяйственного предприятия, оценивать природные и экономические условия, получают представление о планировании хозяйства с учетом местных особенностей.

Составление отчета заставляет учащихся осмыслить еще раз все то, что они увидели и узнали на экскурсии. Лучшие и хорошо оформленные отчеты следует зачитать перед классом. Это, с одной стороны, дает возможность показать, как нужно оформлять отчеты, и, с другой стороны, способствует воссозданию более полного представления об изученном объекте.

Отчеты учащихся сопровождаются схемами, рисунками, фотографиями, таблицами, графиками, диаграммами. Собранные материалы на экскурсии, отчеты учащихся оформляются в стенд, который служит учебно-наглядным пособием в преподавании.

Результаты экскурсии будут эффективны лишь в том случае, если преподаватель добьется максимального использования материалов в преподавании. Прочность и осознанность знаний, полученных на экскурсии, достигается повторением экскурсионного материала. Поэтому на ближайшем (после экскурсии) уроке или уроке обобщенного повторения наиболее главное и существенное необходимо закрепить, увязав это с содержанием программного материала. Повторяются узловые вопросы содержания географической экскурсии. Так, после изучения местной реки на экскурсии можно повторить примерно следующее: к какому бассейну относится данная река; чем характеризуется режим ее; как используется река в хозяйстве и как ее можно использовать в будущем; какую работу по охране вод реки могут провести учащиеся и т. д. Если экскурсия проведена до изучения программных тем, связанных с нею, то при прохождении соответствующих разделов программы преподаватель связывает их с экскурсионными материалами. Он обычно ставит перед учащимися вопросы, заставляющие их вспомнить виденное и слышанное на экскурсии, те или иные вопросы географии иллюстрирует материалами, собранными учащимися.

После экскурсии в природу учащиеся под руководством преподавателя могут наметить мероприятия по охране соответствующих объектов. Образцы и коллекции пород, минералов, гербарии растений, схемы производственных связей, графики, диаграммы, дневники, альбомы могут служат материалами для пополнения краеведческого музея гимназии.

Организация и методика проведения внепрограммных экскурсий в основном аналогична учебным, но с той разницей, что проводятся они в нерабочее для класса время и по содержанию могут выйти за рамки школьной географии; участвуют в них лишь желающие. Кроме предметных экскурсий, проводимых одним преподавателем, в школах организуются (хотя и редко) так называемые комплексные экскурсии. Комплексная экскурсия может проводиться преподавателем географии совместно с преподавателями чеченской и русской литературы, биологии, истории и др.

Так, например, комплексную экскурсию в литературный, литературно-этнографический, мемориальный и т. д. музеи или галереи можно организовать учитель географии совместно с историком, филологом, в природу и сельское хозяйство — совместно с биологом. Комплексная экскурсия проводится чаще всего с несколькими классами. В период подготовки к ней все учителя предварительно знакомятся с экскурсионным объектом в целом, намечают маршрут, остановки, составляют коллективный план, в котором указывается, какой учитель и с какими вопросами будет знакомить школьников. В зависимости от особенностей экскурсионного объекта учитель географии в комплексной экскурсии рассматривает с учащимися вопросы географического содержания (особенности географического положения, производственные связи, технико-экономические особенности). В Чеченской Республике достаточно большое количество музеев, исторических, географических и культурных достопримечательностей для проведения комплексных литературно-географических экскурсий. Особую ценность для комплексных экскурсий представляют этнографические литературные дома-музеи [1,6].

Литературный музей М. Ю. Лермонтова на базе дома бывшего имения Хастатовых в с.Парабоч, Шелковского района Чеченской Республики. Дому этому без малого 250 лет. Помимо самого музея, в окрестностях села Парабоч находится территория бывшего Парабочского лесного заказника и участок пойменного леса реки Терек.

Литературно-мемориальный музей имени одного из основоположников вайнахской литературы, поэта-классика Арби Мамакаева основан в 1989 году в селе Лаха-Невре Чеченской Республики. Музейные фонды составляют сегодня более 3 тысяч единиц хранения. В девяти рабочих комнатах музея разместились экспонаты, рассказывающие не только о самом писателе и его литературном наследии, но и о быте и культуре, об историческом прошлом представителей чеченцев, об участниках войн из числа вайнахов, начиная со времен Первой мировой войны.

Литературно-этнографический музей, посвященный великому русскому писателю Л. Н. Толстого. Музей, расположен к северо-востоку от столицы Чечни в станице Старогладовская, где писатель провел несколько лет в 1850-х годах. с музеем находятся места, в которых в 1850-е годы Лев Толстой провел около трех лет. Здесь он написал повесть «Детство», которая принесла ему известность. Накопленные им здесь впечатления нашли также свое отражение в таких его известных произведениях как «Казаки», «Набег» и «Хаджи Мурат».

Историко-этнографический музея под открытым небом «Донди-юрт». В музее показано, как и в каких условиях жили чеченцы в разные периоды своей истории. На территории музея большая экспозиция, представленная старинными предметами быта, архитектурными сооружениями в национальном стиле и другими интересными экспонатами (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Донди — Юрт (быт).

Блог Исмаилова М.Р. - Портал профессионального образования Чеченской республики

Рис. 2. Донди — Юрт (строения).

 

Аргунский музей-заповедник. Находится в самой живописной и, в тоже время, в самой высокогорной и труднодоступной части республики (рис. 3 и 4). В заповедник входят территории Итум-Калинского и Шаройского районов полностью, и частично Ачхой-Мартановского (Галанчож, Ялхарой, Акки и Хайбах), Веденского (Кезеной, Хой и Макажой) и Шатойского (Борзой, Тумсой, Харсеной) районов.

Аргунский государственный музей-заповедник - Чеченская республика - Заповедники - Природные достопримечательности 2RF

Рис. 3 Никаройские башни.

chechnyatravel

Рис. 4. Ушкалойские башни.

 

На территории заповедника более 150 башенных поселений, в которых сотни жилых и боевых башен различной степени сохранности, около 20 культовых сооружений, более 150 полуподземных и надземных склепов. Всего на территории музея-заповедника находятся около 600 памятников истории, культуры, археологии и природы.

Краеведческий музей «Родной край — окно в большой мир» гимназии № 2 г.Грозный, в котором многочисленные экспонаты распределены по темам: быт и культура; обычаи и традиции; медицина; флора и фауна; спорт; наука; «старый» довоенный Грозный. Музей содействует расширению и укреплению толерантного пространства, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской и поисковой работы учащихся, поддержке творческих способностей учащихся, интереса к истории и культуре, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений [4].

Мемориальный комплекс «Аллея Славы» — место, являющееся данью памяти десяткам тысяч героям- участникам Великой Отечественной Войны. Как и во всех городах России в память о погибших воинах ВОВ, здесь горит вечный огонь. Бронзовые барельефы по периметру музейного мемориального комплекса отображают крупнейшие сражения ВОВ, такие, как Брестская крепость, Сталинградская битва и др. Тут же можно увидеть портретные изображения героев Советского Союза, выходцев из Чечено-Ингушетии. Все они были разных национальностей, но с единой Родиной. Музей А.-Х.Кадырова — один из самых красивых и молодых музеев ЧР, входит в мемориальный комплекс «Аллея Славы» и является одним из главных его достопримечательностей. Постоянно пополняющаяся экспозиция музея пока не велика, но очень интересна. В Мемориальный комплекс входит 36-и метровая стела в виде чеченской башни.

После комплексной экскурсии учащиеся обрабатывают собранные материалы, изготовляют наглядные пособия. Затем можно организовать выставку оформленных материалов, наглядных пособий — схем, макетов — и провести конференцию, на которой учащиеся выступят со своими сообщениями.

 

Литература:

 

1.         Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся/ З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6.

2.         Биткаева Л. Х. Ландшафтная практика в подготовке студентов специальности «География» в Чеченском государственном университете / Биткаева Л. Х., Гакаев Р. А.// Полевые практики в системе высшего профессионального образования: материалы IV международной конференции. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2012.

3.         Гакаев Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Научное мнение. — 2014. -№ 4.

4.         Даудова Я. А. Школьный музей (из опыта проектной деятельности). Вестник — Геланча. № 1 (18) 2013.

5.         Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.

6.         Рашидов, М. У. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике / М. У. Рашидов, Р. А. Гакаев// Вопросы современной науки и практики. — Тамбов: Университет им. В. И. Вернадского. — 2007. — № 3 (9).

Основные термины (генерируются автоматически): экскурсия, учащийся, комплексная экскурсия, изучение, Мемориальный комплекс, музей, период подготовки, преподаватель, природа, Чеченская Республика.

Похожие статьи

Прогулки и экскурсии как формы познавательного развития дошкольников на занятиях по дополнительному образованию

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Применение игровых методик для развития познавательного интереса на уроках географии

Краеведческие экскурсии как форма эколого-ориентированной работы в начальной школе

Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы

Использование художественной литературы на уроках биологии и экологии для развития познавательной активности обучающихся

Развитие познавательного интереса на уроках географии

Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности

Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальной школе

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

Похожие статьи

Прогулки и экскурсии как формы познавательного развития дошкольников на занятиях по дополнительному образованию

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Применение игровых методик для развития познавательного интереса на уроках географии

Краеведческие экскурсии как форма эколого-ориентированной работы в начальной школе

Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы

Использование художественной литературы на уроках биологии и экологии для развития познавательной активности обучающихся

Развитие познавательного интереса на уроках географии

Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности

Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальной школе

Активные методы обучения на уроках иностранного языка