Развитие коммуникативных навыков на уроках математики в рамках ФГОС
Авторы: Волкова Анастасия Александровна, Смольская Светлана Алексеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 01.06.2015
Статья просмотрена: 1155 раз
Библиографическое описание:
Волкова, А. А. Развитие коммуникативных навыков на уроках математики в рамках ФГОС / А. А. Волкова, С. А. Смольская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8293/ (дата обращения: 20.12.2024).
Всем известно, что урок — основная организационная форма учебной работы детей в школе. На традиционном уроке, как правило, учитель должен учить, а ученик — учиться.
Во время традиционной фронтальной работы наиболее активные ученики завладевают вниманием учителя, и учитель, как правило, больше работает с ними. Остальным учащимся почти всегда достается роль зрителей, которая им не интересна. Быть объектом современному ребёнку трудно и непривлекательно. Многим из них такая роль совсем не подходит, поэтому они начинают на уроке бездельничать или создавать видимость, что заняты делом. Учитель пытается подчинить себе учащихся, превращаясь незаметно для себя в авторитара, что ещё больше усиливает сопротивление учеников. Таким образом, возникает противостояние сторон и снижение продуктивности урока.
Изучив требования к современному уроку в рамках нового стандарта образования, мы решили, что на уроке современным учащимся будет интересно тогда, когда они сами окажутся в роли учителя или ученика-наставника. Тогда им самим необходимо продумывать подачу материала урока, ставить цели и задачи. Перед учащимися ставится задача: в процессе работы в парах или малой группе помочь друг другу отследить каждую ошибку, осознать, почему она возникла и сделать все необходимое, чтобы она больше никогда не появлялась. Работа учащихся в группе может начинаться только после того, как ученикам станет совершенно понятно, какую работу необходимо выполнять, почему именно этот способ изучения материала в данном случае актуален, и ранее они на конкретном материале уже освоили эти действия. Но и этого недостаточно для отличного усвоения нового.
Потребность в общении — самая важная социальная и психологическая потребность человека (Ломов Б. Ф.) При работе в паре или малой группе дети во время урока могут общаться, обмениваться информацией, комментировать решение и высказывание своего собеседника, то есть вести диалог по теме урока, чего нет в индивидуальной устной, письменной и фронтальной работе. Установка на обнаружение ошибок собеседника даёт возможность каждому из них совершенствовать свою умственную деятельность.
В результате каждый из учеников получает заслуженно высокую оценку. Такая перспектива нравится им, поэтому они с удовольствием и старанием принимаются за работу. Учитель контролирует и помогает ученикам по мере необходимости. В данной ситуации каждый из учащихся своими разумными действиями создает сам себе и своему партнеру психологически благоприятные условия для повседневной работы. Учащиеся приобретают необходимые знания и умения, учатся учиться и общаться, совмещают приятное с полезным.
В процессе такой деятельности успешно и совсем незаметно разрешается задача: «При одинаковой направленности сознания собеседников роль речевых раздражений может быть сведена до минимума — взаимное понимание обеспечивает ситуация, в которой та или иная часть высказывания подразумевается» (Выготский Л. С.)
Мы хотим предложить план одного из нестандартных уроков, на котором большее время отводится на работу в малых группах сменного состава.
Мы представляем урок геометрии в 8 классе, проведенный с помощью технологии «Зигзаг».
Тема урока: Виды четырехугольников.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания о четырёхугольниках, полученные в начальной школе (квадрат, прямоугольник);
- дать определение прямоугольника, трапеции и ромба;
- познакомить со свойствами прямоугольника, трапеции и ромба;
Воспитательные:
- совершенствовать навыки общения;
- вовлечь в активную деятельность
Развивающие:
- продолжить развитие умения анализировать;
- продолжить развитие умения сопоставлять;
- продолжить развитие умения сравнивать;
- продолжить развитие умения выделять главное;
- продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.
Планируемые результаты:
Личностные:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию;
- понимать смысл поставленной задачи;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении поставленных задач;
Предметные:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания,
- представление об основных видах четырёхугольников,
- умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
- овладение навыками моделирования;
Метапредметные:
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни,
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, алгоритмы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации
Межпредметные связи:
- черчение,
- история и культура Санкт-Петербурга
Формы деятельности:
- фронтальная,
- малые группы
Формы обучения:
деятельностный способ обучения
Ресурсы:
Основные:
- ПК учителя,
- медиапроектор,
- Геометрия: учебник для 7–9 классов общеобразовательных учреждений. Л. С. Атанасян и др. Изд. — М.:Просвещение
Дополнительные:
- ножницы, цветной картон, таблички с названиями четырехугольников, задания группам
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
Цель:
- знакомство с новыми предметными знаниями, умениями, навыками,
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту,
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе
Ход урока:
Учащиеся работают в группах по 4–5 человек, всего 6 групп. Объявляется тема урока, тема пишется на доске и в тетрадях: «Прямоугольник, трапеция, ромб». Группа получает карточку с названием четырехугольника. Расположение групп:
1 этап. На этом этапе задача каждого — как можно больше узнать о вашем четырехугольнике. Каждая группа получает карточку с заданием (планом изучения материала).
Задания группам 1 и 4:
1. Прочитайте теоретический материал п.44 стр. 98 учебника.
2. Изготовьте модели: прямоугольника (3 штуки), равнобедренной трапеции (3 штуки), прямоугольной трапеции (3 штуки)
3. Составьте в тетради конспект (определение трапеции и ее свойства). Свойства выписываются с доказательством.
Задания группам 2 и 5:
1. Прочитайте теоретический материал стр. 105 учебника.
2. Изготовьте модели: прямоугольника (3 штуки).
4. Составьте в тетради конспект (определение прямоугольника и его свойства). Свойства выписываются с доказательством.
Задания группам 3 и 6:
1. Прочитайте теоретический материал стр. 105–106 учебника.
Изготовьте модели: ромба (3 штуки).
2. Составьте в тетради конспект (определение ромба и его свойства). Свойства выписываются с доказательством.
2 этап. Взаимообмен знаниями. 2 учащихся из каждой группы уходят по схеме в другие группы.
На этом этапе задача каждого рассказать и послушать. Каждый получает информацию от одноклассников и делится с ними своей информацией, показывая на изготовленных моделях элементы четырехугольников и их свойства.
3 этап. Осмысление информации.
Пересадка. Все садятся в первоначальные группы. Дополняют полученную информацию. Корректируют ее. Задание: Узнай фигуры. На экране появляются чертежи. Учащимся предлагается найти знакомые фигуры и прокомментировать выбор.
4 этап. Подведение итогов. Команда случайным образом получает карточку с фигурой. Задание: деталью какого реального предмета или архитектурного сооружения нашего города вы видите эту фигуру. Дорисуйте. Рисунки вывешиваются на доске.
5 этап. Рефлексия.
Обучающимся предлагается ответить на вопросы: С какими трудностями вы столкнулись, находясь в роли учителя, ученика? В какой роли было проще?