Представления о семейных ценностях у современных сибиряков
Автор: Томашевская Маргарита Андреевна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 08.06.2015
Статья просмотрена: 5134 раза
Библиографическое описание:
Томашевская, М. А. Представления о семейных ценностях у современных сибиряков / М. А. Томашевская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 193-197. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8300/ (дата обращения: 15.11.2024).
Политика государства в вопросах семьи и формирования у подрастающего поколения семейных ценностей отражена во многих документах. Указом Президента Российской Федерации от 01.01. 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусматривающий развитие государственной семейной политики.
Вопросам формирования семейных ценностей, проблемам семейного воспитания посвящены диссертационные исследования по философии (Р. Б. Мисиров, В. В. Попова, А. Б. Федулова, Б. Б. Хубиев и др.); социологии (А. И. Нестеренко, А. М. Рогова, В. А. Уварова и др.); психологии (С. Ю. Девятых, Е. Г. Ермолаева, Е. Н. Рябухина и др.); и педагогике (Ж. Н. Дюльдина, Н. А. Ильчевская, З. С. Шитикова и др.). Внимание исследователей к проблематике семейных ценностей еще раз подчеркивает ее актуальность.
Семья и семейные ценности — это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. Семья должна иметь собственные ценности, идеалы и цели и жизнь семьи — это стремление к реализации целей (стремление к идеалу на базе признанных семьею ценностей).
Для начала определимся, что такое семейные ценности. Википедия даёт такое определение: «Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия». Так, например, трактует понятие ценность Г. М. Коджаспирова: «Ценности-идеи, вещи, явления, смыслы, имеющие позитивную значимость для человека. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей» [3, с.382]. Ж. Н. Дюльдина даёт такое толкование: «Семейные ценности — взаимосвязь моральных, нравственных, культурных, традиционных, национальных особенностей в малой социальной группе, основанной на браке, кровном родстве» [2, с.182]. По мнению Н. Г. Храмовой, семейные ценности — положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества — родительства — родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями [5, с.45].
С точки зрения, отдельных исследователей, национальный идеал российской семьи — это идеал многодетной крепкой семьи, отношения в которой построены на православных ценностях веры, надежды и любви. Святость и крепость семьи охранялась многовековой мудростью наших предков, сознание этого передавалось от поколения к поколению. Из народного отношения к семье и образовались традиционные семейные ценности [1, с.26].
В науке насчитываются десятки типологий семейных ценностей. Можно классифицировать семейные ценности по объектам, составляющим предмет оценки. Семейные ценности можно разделить по элементам связи внутри семьи и по функциям, выполняемым семьей [4, с.17]. Эти две классификации совпадают по некоторым пунктам, но каждая из них позволяет рассмотреть некоторые виды, которые не учтены в другой (таб.1).
Таблица 1
Классификация семейных ценностей по элементам связи внутри семьи
Виды ценностей |
||
Ценности, связанные с супружеством |
Ценности, связанные с родительством |
Ценности, связанные с родством |
-Ценность брака. —Ценность равноправия супругов. —Ценность доминирования одного из супругов. —Ценность различных половых ролей в семье. —Ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. |
-Ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности. —Ценность воспитания и социализации детей в семье.
|
-Ценность наличия родственников, например, братьев и сестер. —Ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками. —Ценность расширенной или нуклеарной семьи (нуклеарная семья состоит только из одной супружеской пары с детьми, а расширенная состоит из трех или более поколений и включает две или более нуклеарные семьи). |
Второй вариант классификации семейных ценностей — по выполняемым семьей социальным функциям (таб.2).
Таблица 2
Классификация семейных ценностей по социальным функциям
Функции семьи |
|||
Репродуктивная функция |
Функции социализации |
Экзистенциальная функция |
Экономическая функция |
Основная семейная функция, обеспечивающая воспроизводство населения — связана с ценностью детей. По этому пункту функциональная классификация совпадает с классификацией по связям. |
-Ценность социализации детей именно в семье, а не в других социальных институтах, —Ценность участия обоих родителей и старших поколений в воспитании детей. |
-Ценности, связанные с поддержанием жизнедеятельности членов семьи и детей после их рождения. К данным ценностям относятся ценность внутрисемейных коммуникаций; ценность семейного микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению собственного Я каждого; ценность здоровья, благополучия и поддержания долголетия членов семьи. |
Ценность связи семьи и производства или ценность семейного бизнеса, ценность семейного потребления или семьи как единого потребителя. |
Семейные ценности можно рассматривать с разных аспектов: духовного, патриотического, этического, нравственного.
Нравственные ценности: взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей. В семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости.
Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.
К этическим ценностям относят семейный долг. Понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т. д. Супружеский, семейный долг — непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети — главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.
Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.
Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Благодаря этому такие отношения в семье формируют тактичность, вежливость, выдержку, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды [5, с. 74].
Анализ литературы позволяет сделать вывод, что вопрос о типологии семейных ценностей весьма размыт. Нет единой научно обоснованной классификации семейных ценностей. Кроме того, в настоящий момент нет четкой формулировки традиционных семейных ценностей, нет понимания того, какие именно ценности важны и нуждаются в сохранении.
Получается, что в каждой семье главное что-то свое: одним необходимо доверие, а другим требуется процветание семейного бизнеса, а третьим много детей. Очевидно, что и ценности в этих семьях будут разными. Поэтому сказать, какие должны быть семейные ценности, и уж тем более рассказать об их иерархии, миссия невыполнимая, каждая семья имеет свой взгляд на то, что для нее важно, сама расставляет приоритеты. И это неудивительно — все мы разные. Но есть неизменные ценности, от наличия или отсутствия которых зависит качественное существование семьи.
С целью изучения современного представления о семейных ценностях проведен опрос, в котором приняли участие 80 человек разного возраста (от 18 до 70 лет); социального статуса (студенты — 50 %, служащие, рабочие, пенсионеры); разных вероисповеданий (православные — 70 % и мусульмане — 30 %). Проблема изучения семейных ценностей заключается в выявлении ценностных представлений у современных сибиряков, какие семейные ценности необходимо возрождать, какие ценности имеют место в современных сибирских семьях. В ходе анализа определились, семейные ценности, которые претерпели трансформацию, выявились ценности, декларируемые в современном обществе.
Варианты высказываний в отношении семейных ценностей следующие: «То, что делает семью семьёй»; «Дом в котором тепло»; «Это скрепы, скелет, фундамент»; «Это то, что важно для конкретной семьи, имеет значение для её членов»; «Семейные ценности — это то, что объединяет людей». Можно увидеть, что преобладают такие ценности как, традиции, обычаи, любовь, дети, уважение, доверие, доброта, общение, терпение, помощь, защита, поддержка, воспитание, взаимная ответственность и др.
В качестве вариантов ответов на вопрос о том, какие семейные ценности необходимо возрождать респонденты выделяли следующие: жертвенность, уважение к пожилым членам семьи, связь поколений, живое общение, совместное чтение, уважение к родителям, здоровый образ жизни, честность, культ и прочность брака, поддержка друг друга, единство требований в воспитании детей, прощение (как право на ошибку и исправление), нравственность, ответственность за семью и др.
На вопрос о наличии ценностей в семьях респондентов прозвучали такие ответы: «Нет ценностей»; «Семья — самая главная ценность!»; «Не сложилось с традициями в семье»; «Создание условий, где ребёнок проявляет самостоятельность»; «Научить ребёнка жить так, чтобы он потом смог жить без меня», т. е. в семьях присутствуют семейные традиции, совместный труд и отдых, уважение к старшим, признание, гордость друг за друга, совместные праздники, коллекционирование, отмечание юбилеев, признание инаковости.
Респондентам из числа студентов дополнительно задан вопрос о том, как они относятся к гражданскому браку — 23 ответа были положительными (из 40). Оказалось, что ценности родства и супружества претерпели изменения, которые остались за гранью рефлексии. Ценность брака, хотя и продолжает быть значимой, все же умаляется его незарегистрированной формой.
На вопрос о том, какое количество детей в семье считают нормой, студенты определились таким образом: 10 человек — желают иметь не более 1 ребёнка, 19 человек признали идеальным 2 детей, 7 человек — за норму признали троих детей, 4 человека ответили, что больше трёх детей.
В проведенном исследовании по изучению представлений о семейных ценностях выявлены особенности, которые касаются как самих ценностей, так и их утраты и возрождения. Весьма настораживает, что из числа опрошенных только один человек обозначил семью как ценность. Cемья в России всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.
Многодетность как ценность, вообще не рассматривает ни один из опрошенных. А ведь в национальном понимании многодетность — чадолюбие, любовь к детям, желание иметь много детей, потребность заботиться, воспитывать и развивать их — национальная семейная традиция, символ семейственности и семейного счастья.
Большинство из опрошенных людей не понимают, о чём вообще говорим, и что надо возрождать. А ведь вопрос семейных ценностей — это вопрос русской истории.
Высокая степень сплоченности семьи обеспечивается единством ценностей, мировоззрения и семейных представлений (взглядов на семейный уклад, распределение ролей и главенства). Хотелось бы обратить особое внимание на то, что игнорирование именно этой ценности, избегание или искажение ее является источником нарушения целостности и, в конечном счете, распада семьи.
Поэтому в молодежной среде важно проводить информирование о ценности супруга / супруги как личности, о признании значимыми духовных, душевных и физических уровней его личности. Эмоциональная разобщенность характеризуется значительной дистанцией между членами семьи, низкой заинтересованностью друг в друге [2, С.58–59].
Подводя итог проведенному анализу значимости семейных ценностей можно сделать ряд выводов.
Во-первых, ценностная система семьи обладает мощным потенциалом воспитательного воздействия на молодое поколение в плане его личностного развития.
Во-вторых, в условиях глобальных изменений российского общества и возникшей на этом фоне неопределенности целей в деятельности ряда социальных институтов, наличие в семье устойчивой системы ценностей может служить противовесом негативных воздействий и гарантией адекватного воспитания молодого поколения.
В-третьих, трансформация российского общества привела к нивелированию многих социальных ценностей старого ряда (эпохи социализма), но еще не сформирована отчетливая система ценностей новой эпохи. В этом состоит главная трудность осуществления воспитательного процесса в условиях меняющегося общества: нет устойчивых ориентиров будущего развития, не определена перспективная стратегия социальных приоритетов. Определение социальных ориентиров развития российского общества, представленное населению страны в концептуальной форме, могло бы в значительной степени облегчить проблемы семьи и других социальных институтов при выборе и разработке принципов воспитательного воздействия на детей в новых условиях функционирования.
Литература:
1. Андреенкова А. В. Постматериалистические и материалистические ценности в России // Социологические исследования, 1994. № 11. С. 16–19.
2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: СИОКПП, 2001. — 122 с.
3. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике.-М.: ИКЦ «МарТ», 2005.- 448 с.
4. Лапин Н. И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. — 1993. № 9. С. 17–28.
5. Храмова, Н.Г. и др. Культура семьи: учебное пособие.- М.: Институт психолого — педагогических проблем детства РАО. Лаборатория психологической антропологии, 2009.- 184 с.