Интерактивные компьютерные игры как средство развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 05.06.2015

Статья просмотрена: 7001 раз

Библиографическое описание:

Бурачевская, О. В. Интерактивные компьютерные игры как средство развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 137-140. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8309/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье рассматривается использование интерактивных компьютерных игр с целью развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по созданию мультимедийных презентаций для детей дошкольного возраста. Описываются интерактивные компьютерные игры позволяющие развивать пространственные функции у детей с ОНР.

Ключевые слова: зрительно-пространственное восприятие, пространственные представления, пространственный праксис, ориентация в пространстве, пространственные функции, общее недоразвитие речи (ОНР), интерактивные средства обучения, интерактивные игры, компьютерные игры, мультимедийные презентации.

 

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Развитие пространственных функций у детей с ОНР подчиняется тем же закономерностям, что и при нормальном речевом развитии, однако этот процесс осуществляется медленнее, в более поздние сроки и с отклонениями из-за особенностей психического развития данной категории детей [5].

C целью развития зрительно-пространственного восприятия и пространственных представлений могут быть использованы интерактивные средства обучения. Использование компьютера в коррекционно-развивающей работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, установлению контакта с современным ребенком, что позволяет достигать поставленных целей и задач на занятиях и, в целом, оптимизирует коррекционно-образовательную работу психолога, логопеда и воспитателя [3]. При подготовке к таким занятиям можно использовать следующие виды компьютерных программ: PowerPoint, Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW, Macromedia Flash и др. С их помощью можно создавать анимированные персонажи, яркие и объемные иллюстрации, целые блоки заданий [5].

При создании мультимедийных презентаций для занятий, прежде всего, необходимо продумать структуру материала и логику его изложения. В том случае, когда презентация создается непосредственно для использования на занятиях, не рекомендуется «зашумлять» слайды излишней текстовой информацией (тема, цель, задачи, инструкции педагога и др.), т. к. вся сопутствующая информация может отражаться в комментариях к презентации. Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и иллюстраций (цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов), а также определить необходимое количество слайдов (рекомендуется не более 10–12 слайдов, т. к. при продолжительности занятия 25 минут, презентации отводится не более 10 минут). Желательно, чтобы на слайде не было больше 7 значимых объектов, так как дошкольники с ОНР могут испытывать определенные трудности с запоминанием. Анимационные эффекты в презентациях для дошкольников с ОНР необходимо использовать только для привлечения внимания или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса (например, пространственного передвижения объектов), в противном случае это приведет к пресыщению восприятия и снижению познавательной активности. Звуковое сопровождение также должно способствовать реализации конкретных коррекционно-развивающих задач. Музыкальное сопровождение допустимо к тем слайдам, где не предусмотрено речевого. Важно помнить, что звуковые спецэффекты в сочетании с иллюстративным материалом оказывают настолько сильное впечатление на детей, что могут отвлечь детей от восприятия основной информации.

Использование мультимедийной презентации позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывает у ребенка живой интерес. Кроме того, презентация является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств предметов, формирует способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, пространственно-временных признаков и свойств, развивает зрительное внимание и зрительную память.

Во время коррекционных занятий можно использовать готовые компьютерные программы, специально разработанные для дошкольников с ОНР. Двигающиеся картинки на экране монитора помогают ребенку легко понять пространственные отношения, что гораздо труднее сделать на картинном материале, т. к. плоское, статическое изображение на картинке не дает возможности ребенку точно соотнести выделенные признаки с его смысловым содержанием. В тоже время показ объемных изображений в движении удобный и эффективный способ предоставить информацию об окружающем пространстве. Сочетание динамики, звука, красочного изображения значительно улучшает восприятие информации дошкольником [1]. Правильный ответ на вопрос в интерактивных играх вознаграждается веселой музыкой, что формирует положительное подкрепление по отношению к занятиям и вербализации пространственных отношений [2].

Власова М. Г. специально для детей дошкольного возраста 4–6 лет разработала мультимедийную игру «Веселые котята». Данная игра позволяет решать следующие коррекционные задачи: формировать правильное употребление предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР; уточнять и развивать пространственные представления, выражаемые в речи посредством предлогов; учить дифференцировать их между собой; запоминать схематическое изображение предлогов; развивать зрительное внимание и память; исправлять нарушения грамматического оформления высказывания и способствовать развитию связной речи; формировать положительное отношение к занятиям. Мультимедийные игры-занятия направлены на знакомство с 15 предлогами пространственного значения и их дифференциацию. Таким образом, дети узнают, что такое маленькое слово, сколько предлогов, чем они отличаются, как изображаются в схемах и многое другое.

Рис. 1 Скриншоты интерактивных игр «Рюкзак туриста», «Королевский указ», «Кто за кем?"

 

Интерактивный педагогический портал «Мерсибо» также представляет несколько игр направленных на развитие пространственных представлений [4]. Игра «Рюкзак туриста» позволяет научить детей понимать и правильно употреблять предлоги в речи. Весёлый турист собирает в рюкзак различные предметы. Ребёнок должен выполнять его инструкции — класть предметы за шкаф, под стол, доставать из рюкзака. При этом ребёнок не только выполняет указание, но и произносит вслух, куда он кладет предмет, правильно употребив предлог.

На закрепление предлогов в речи направлена также игра «Кто за кем?». Герои каждого сюжета стоят в заданном порядке. Каждый следующий персонаж появляется по щелчку мыши. Ребенок должен четко называть, кто за кем, от кого, перед кем и т. д. В ходе игры можно повторить сказки про репку, бременских музыкантов, кощея и др. Игра хорошо развивает словарный запас и позволяет закрепить правильное употребление предлогов в речи. Развивать умение ориентироваться на плоскости, в символическом пространстве позволяет игра «Пират и клад». Данная игра помогает научиться находить объект на карте, выполняя инструкции, закрепить понятия «верх» — «низ», «лево» — «право». В этой игре пират ищет клад, а ребенок помогает, перемещая пирата строго в соответствии с инструкциями. Игра «Королевский указ» разработана для младших школьников, однако может быть использована в работе с дошкольниками, особенно теми, которые умеют читать. Цель данной игры — проанализировать состав предложения и вставить пропущенные предлоги. Послушав королевский указ, ребенок должен понять, где должен стоять предлог, затем, выбрав предлог из нескольких вариантов, вставить на место.

Также интерактивный педагогический порта «Мерсибо» предлагает множество других игр, способствующих развитию пространственных представлений. «Конструктор картинок» — универсальный дидактический материал, содержитащий более 500 тематических изображений, который позволяет ребенку создать собственную игру, направленную на изучение предлогов, ориентировку на плоскости и многое другое за считанные минуты с учетом индивидуальных особенностей [4]. Развитию пространственного праксиса посвящен ряд игр: «А ты так можешь?» (стимулирует двигательную активность, развивает общую моторику, способствует формированию «схемы тела»), «Настольные пальчики» и «Ручные привидения» (подражая движениям рук привидений, ребенок не только развивает мелкую моторику, сочетая ритмичные движения и речь, но и развивает пространственный ручной праксис).

Рис. 2 Скриншоты интерактивных игр «Настольные пальчики», «А ты так можешь?", «Ручные привидения»

 

Среди других сборник увлекательных детских игр и тестов для развития памяти, внимания, базовых моторных навыков, пространственного воображения и логического мышления можно выделить три сборника мультимедийных игр «Веселые моторы». Среди 27 игр и тестов «Веселых моторов» кроме прочих есть игры для развития ориентировки в пространстве. Главные герои игр — девять машинок: подводная лодка, корабль, вертолёт, самолёт, грузовик, такси, автобус, трамвай и паровоз, которые живут в Городе машин. Соответственно для каждой машины разработаны по две игры и одному тесту (набору заданий). Среднее время, за которое ребенок, обученный пользоваться мышкой, заканчивает игру или проходит задания одного теста составляет 5–7 мин. После чего, предусмотрена возможность выбора — закончить играть в эту игру или продолжить.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать также элементы других компьютерных программ, разработанных для детей с нормальным речевым развитием и направленных на развитие восприятия пространства. В этом случае необходимо самостоятельно подбирать уровень сложности материала и адаптировать задания для детей с ОНР.

Таким образом, формируя и развивая пространственно-аналитическую деятельность дошкольников с речевыми нарушениями, в процессе специально организованных коррекционно-развивающих занятий с использованием интерактивных компьютерных игр удается не только преодолеть имеющийся дефект речи и способствовать развитию всей познавательной деятельности, но и подготовить детей к обучению такому сложному виду деятельности, как письмо.

 

Литература:

 

1.                  Ахальцева, Е. Н. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед — 2008. — № 4. — С.4–21.

2.                  Бурачевская, О. В. Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 1235–1238.

3.                  Василенко, А. В. Информационные технологии и развитие пространственного мышления / А. В. Василенко // Педагогическое образование и наука. — 2010. — № 4. — С.73–77.

4.                  Развивающий портал «Мерсибо»: [Электронный ресурс] URL: https://mersibo.ru/voxflex (дата обращения: 14.04.2015).

5.                  Burachevskaya, O. V. The development of spatial perception and spatial representations in preschool children with General speech underdevelopment// European Applied Sciences: challenges and solutions, proceedings of the 2nd International scientific conference. ORT Publishing. Stuttgart. 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, занятие, предлог, презентация, дошкольный возраст, зрительно-пространственное восприятие, зрительное внимание, интерактивное средство обучения, нормальное речевое развитие.

Похожие статьи

Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается использование дидактических игр и пособий с целью развития пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по организации конструктивной деятельности дете...

Развитие пространственного гнозиса и праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается использование динамических игр с целью развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по развитию пространственного гнозиса и праксиса детей дошкольного возраста. Описываютс...

Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье описываются основные направления арт-технологий. Рассматриваются причины необходимости психокоррекционной работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений. Приведены примеры использования наиболее распростране...

Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлен обзор приемов и методов психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Рассматриваются причины необходимости психолого-педагогической работы по разв...

Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного во...

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Представлены интерактивные игры, направленные на развитие произносительных умений и навыков...

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования лексико-грамматической стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Описыва...

Формирование пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье описывается формирование пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Анализируются основные модели формирования пространственных представлений и пространственного мышления. Рассматриваются особенности фо...

Стимуляция речевого развития посредством интерактивно-игровых комплексов LogoSmart

В статье описывается проблема активизации речевого развития и предупреждения речевых нарушений у детей раннего возраста. Рассматриваются эффективные направления комплексного воздействия с целью развития структурных компонентов речевой системы. Предст...

Интерактивно-игровые упражнения LogoSmart для активизации речи у детей с задержкой речевого и психического развития

В статье рассматривается комплексный подход к стимуляции речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возрастов. Описываются интерактивные игры LogoSmart (ЛогоСмарт) как средство активизации речевого развития. Представлены методические ре...

Похожие статьи

Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается использование дидактических игр и пособий с целью развития пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по организации конструктивной деятельности дете...

Развитие пространственного гнозиса и праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается использование динамических игр с целью развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по развитию пространственного гнозиса и праксиса детей дошкольного возраста. Описываютс...

Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье описываются основные направления арт-технологий. Рассматриваются причины необходимости психокоррекционной работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений. Приведены примеры использования наиболее распростране...

Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлен обзор приемов и методов психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Рассматриваются причины необходимости психолого-педагогической работы по разв...

Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного во...

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Представлены интерактивные игры, направленные на развитие произносительных умений и навыков...

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования лексико-грамматической стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Описыва...

Формирование пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье описывается формирование пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Анализируются основные модели формирования пространственных представлений и пространственного мышления. Рассматриваются особенности фо...

Стимуляция речевого развития посредством интерактивно-игровых комплексов LogoSmart

В статье описывается проблема активизации речевого развития и предупреждения речевых нарушений у детей раннего возраста. Рассматриваются эффективные направления комплексного воздействия с целью развития структурных компонентов речевой системы. Предст...

Интерактивно-игровые упражнения LogoSmart для активизации речи у детей с задержкой речевого и психического развития

В статье рассматривается комплексный подход к стимуляции речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возрастов. Описываются интерактивные игры LogoSmart (ЛогоСмарт) как средство активизации речевого развития. Представлены методические ре...