Путь к хорошей успеваемости
Автор: Ерилова Вероника Владимировна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 08.06.2015
Статья просмотрена: 278 раз
Библиографическое описание:
Ерилова, В. В. Путь к хорошей успеваемости / В. В. Ерилова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8326/ (дата обращения: 15.11.2024).
Из утверждения «любое педагогическое воздействие имеет успех, если оно учитывает потребности ребёнка» в равной степени необходимо исходить и при поиске пути к хорошей успеваемости каждого ребёнка [1].
Почему же вообще занимаются ученики? Почему каждый день он прилагает для этого очень существенные усилия? Наблюдая за поведением некоторых пап и мам, можно прийти к выводу, что ребёнок учится только из-за страха перед наказаниями. Разумеется, иногда нужно проявить строгость, однако если принуждение и требование к хорошей успеваемости является постоянно действующим средством в семье, то эта цель никогда не будет достигнута, так как принуждение — не есть надёжный и эффективный способ её достижения. Оно лишь усиливает негативное отношение к школе, к оценкам, или к отдельным школьным предметам.
Далеко не все дети не хотят учиться. Дети имеют много потребностей, которые могут побудить ребёнка к приобретению знаний и умений, которые настроят его на прилежную учёбу. Разберём некоторые такие потребности.
Ученики хотят приобрести в школе новые знания и умения. Особенно заметно это у первоклассников. Овладение навыком чтения сразу же приблизит детей на несколько шагов к взрослым. Теперь ребёнку не надо, к примеру, просить прочитать сказку. Ребёнок воочию будет убеждён в пользе приобретения новой этой способности.
Ученики стремятся самоутвердиться, стремятся к признанию со стороны окружающих их взрослых. И только в действиях им станет понятно, чему он уже научился, а чему ещё нет, вырос ли он в духовном отношении или остался на прежнем уровне.
В нашей семье мы очень рано безоговорочно признали превосходство детей над нами в некоторых областях знаний. Во время отпуска за границей дочь и сын были нашими переводчиками, сын стал домашним экспертом по всему, что связано с компьютером.
Мы все живём в обществе и хотим получать признание со стороны ближних. Наиболее естественный путь к такому признанию — это наша работа в коллективе и для коллектива. Давайте же будем радоваться вместе с нашими детьми их успехам и признанию, которые они заслужили.
Вы считаете, что это и так само собою разумеется? К сожалению, нет! Опросы показывают, что родители плохо успевающих учеников почти не проявляют никакой радости, даже если их дети приносят из школы домой пятёрки, родители же хорошо успевающих детей радуются, если их ребёнок получает просто похвалу от учителя или приносит не пятёрки, а четвёрки. Парадокс, не так ли?
С возрастом наши дети начинают всё больше понимать, что школа готовит их к самостоятельной, взрослой жизни и что они тем лучше смогут решать задачи, которые поставит перед ними эта жизнь, общество, чем более основательные, прочные знания они приобретут сейчас.
Всегда ли мы учитываем в нашей воспитательной работе эти потребности детей? А ведь мы должны постоянно помнить, что «каждое педагогическое воздействие будет успешным только в том случае, если оно учитывает потребности детей» [2].
Иногда даже профессиональные воспитатели не принимают во внимание изложенные выше положения. Например, учитель сам анализирует пробелы в знаниях своего ученика, сам обсуждает с родительским активом и классом, как следует помочь этому ученику. Учитель же организует контроль и шефство над отстающими. Одноклассники чувствуют себя в долгу перед своим плохоуспевающим товарищем. Много усилий и, к сожалению, в большинстве случаев незначительный успех. Почему?
Многие, но только не тот, кого это касается больше всего, сам отстающий ученик, ломают себе голову над тем, как повысить его успеваемость. Он же остаётся при всём этом совершенно безучастным и даже входит во вкус своей роли пассивного наблюдателя. Мне часто приходилось видеть, как такие ученики рассматривают свой приход на дополнительные занятия как большую «милость» с их стороны.
Нужно ли помогать отстающим ученикам? Разумеется, да. Но значительно важнее сначала подумать об использовании имеющихся у них самих сильно и постоянно действующих мотивов к учению, с тем, чтобы они сами захотели учиться, сами заботились об устранении пробелов в своих знаниях, сами просили своих друзей о помощи.
Хорошие учителя в немалой степени способствуют достижению этой цели, обязывая неуспевающих учеников анализировать причины своей слабой успеваемости, заставляя их отчитываться перед учителем и родителями о работе по ликвидации отставания. Со стороны родителей, учителей, коллектива класса предпринимаются и попытки пробудить у слабых учеников мотивацию к учёбе. Например, посредством всяческого одобрения и поддержки всего положительного, что есть у ученика, посредством сознательной организации успехов в учёбе и т. д.
Родители, ратующие за запрещение и принуждение как основной метод воспитания, исходят иногда, может быть, и не отдавая себе в этом отчёта, из того, что ребёнок, в сущности, инертен, ленив, упрям и что к учёбе, работе и соблюдению общепринятых норм поведения его нужно принуждать. Эти родители также считают, что только они одни ответственны за развитие ребёнка, и отводят последнему исключительно пассивную роль. Весь педагогический процесс здесь омрачён отрицательными эмоциями [2].
И самое трудное во всём этом то, что такие родители могут достаточно правдоподобно обосновывать правильность занятой ими позиции. Они не знают, что в общем и целом некоторые свойства характера наших детей в точности соответствуют тому, что мы от них ожидаем. Например, родители считают, что их ребёнок инертен и ленив, и принимают самые суровые меры для искоренения этих отрицательных черт (принуждения, всякого рода запрещения и т. д.) Но в конечном счёте они добиваются лишь того, что у ребёнка развиваются именно эти до сих пор только предполагаемые свойства, которые являются для него средством самозащиты от постоянного давления и принуждения со стороны родителей.
Рассмотрим педагогическую позицию, полностью противоположную такому подходу к воспитанию ребёнка. Надо смотреть на своего ребёнка как на активное существо, желающее действовать, имеющее общественно полезные потребности, к удовлетворению которых нужно стремиться. Родители направляют ребёнка на соответствующие цели. Атмосфера воспитания насыщена позитивными эмоциями радости, признания и гордости. Детям, которые растут в таких условиях, доставляет радость выполнять пожелания своих родителей. Надо стремиться к подобному позитивному взаимодействию воспитателя и воспитуемого.
Литература:
1. Ефремов К. С. Трудные дети, трудные люди / К. С. Ефремов// Народное образование.- 2004.-№ 3.-с.117–124.
2. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика.-Избр.пед.соч.в 3-х т., т.3. М., 1998.