Технология работы социального педагога по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Андреева, А. А. Технология работы социального педагога по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования / А. А. Андреева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8328/ (дата обращения: 15.11.2024).

Подростковый возраст один из самых трудных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся норм поведения, ценностей и установок, психологических структур, но возникают новобразования, а также закладываются основы уже сознательного поведения, и вырисовывается общая направленность в формировании культурно-нравственных представлений и социальных установок.

Поэтому работа социального педагога с подростками учащимися в учреждениях начального профессионального образования не теряет своей актуальности.

Начальное профессиональное образование — это основание всей пирамиды подготовки кадров. Система начального профессионального образования — это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предысторию, свою логику развития.

После окончания основной школы подростки из неблагополучных семей (неуспевающие и подобные им) поступали в профессиональные технические училища (ПТУ), где им прививали трудовые навыки и пытались воспитать «педагогически запущенных» детей достойными гражданами нашего общества. Социального педагог в учреждении НПО решает не мало проблем:

-        организует воспитательную работу группе, общежитии, на курсе, потоке, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе;

-        изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся, выступает посредником между личностью и учреждением, семьёй, средой, органами власти;

-        взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, учащимся с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации;

-        участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, социальные педагоги делают рейды в семьи учащихся.

Содержание работы социального педагога представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.

Что, касаемо технологии работы социального педагога по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования, рассмотрим ее на примере исследования.

Во времяисследования, была проведена работа по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования несовершеннолетних. Она включала в себя следующие этапы: диагностику, разработку программы работы социального педагога по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования.

В ходе комплексной диагностики были использованы следующие методики:

1.                  Выявление акцентуаций у подростков с помощью теста — опросника Шмишека.

2.                  Самооценка психических состояний личности Г.Айзенка.

3.                  Методика изучения личности подростка и его ближайшего окружения.

Было протестировано 3 подростков, учащихся 1. Выборка подростков произведена после общения с психологом учреждения, куратором группы и завучем по воспитательной работе.

В начале исследования собран анамнез на каждого исследуемого подростка.

Интерпретация данных на Испытуемого № 1:

Проанализировав тест — опросник Шмишека, видно, что Испытуемому № 1 присущи возбудимость, гипертимность, тревожность, эмотивность, циклотимность. Т. е. подросток склонен к тревожности, к повышенному настроению, к депрессивному реагированию.

По результатам анализа методики Айзенка на самооценку психических состояний, можно сказать, что у Испытуемого № 1 высокий уровень тревожности, фрустрации и агрессивности, повышенный уровень регидности.

После проведение беседы с Испытуемым № 1 для изучения личности подростка и его ближайшего окружения, можно сказать, что Испытуемый № 1 учится неудовлетворительно, не участвует в общественной жизни; отношения с родителями эмоционально холодные; общение с девиантными группами, выпивки, хулиганство; профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду; стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, сопротивление среде; неряшливость, запущенность одежды, прически, отсутствие культурных навыков общественного поведения; злоупотребление алкоголем, эпизодическое курение.

Интерпретация данных на Испытуемого № 2:

Подводя итоги теста — опросника Шмишека, можно сказать, что Испытуемому № 2 свойственны демонстративность, застревающий, гипертимный, тревожный, экзальтированность, эмотивный, циклотимный. Это говорит о том, что Испытуемый № 2 — личность со склонностью к повышенному настроению, к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям, к депрессивному реагированию, с истерическими чертами характера, склонная к аффективной экзальтации.

Проанализировав результаты методики «Самооценка психических состояний личности Г. Айзенка», можно сделать вывод, что у Испытуемого № 2 высокий уровень тревожности и повышенный уровень ригидности.

По результатам беседы для изучения личности подростка и его ближайшего окружения, можно говорить о том, что Испытуемый № 2 пассивный участник коллективных дел; отношения с родителями напряженно-конфликтные; общение с девиантными группами, выпивки, хулиганство; планы на будущее неопределенные, иногда нереальные; преобладание пустого времяпровождения; резкая, грубая форма неприятия любого педагогического воздействия, замечаний, порицаний; злоупотребление алкоголем; злоупотребление табакокурением.

Интерпретация данных на Испытуемого № 3:

При анализе теста — опросника Шмишека видно, что у Испытуемого № 3 выражены такие акцентуации, как возбудимость, гипертимность, застревающий, тревожный, эмотивность. Это говорит о том, что подросток тревожный, склонен к повышенному настроению, к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям, к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.

По результатам проведенной методики «Самооценка психических состояний личности Г. Айзенка», можно сделать вывод, что у Испытуемого № 3 высокий уровень тревожности, фрустрации и агрессивности.

По результатам беседы для изучения личности подростка и его ближайшего окружения видно, что у Испытуемого № 3 отношения с мамой ровные, но без эмоциональной близости; планы и намерения на будущее в основном определились, но нет активной подготовки; к замечаниям склонен прислушиваться, замечания воспринимает адекватно; равнодушное безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда; воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей.

Обработав результаты, можно выявить следующий социально педагогический диагноз и прогноз, характерный для 3-х испытуемых.

Социально-педагогический диагноз: склонность к повышенному настроению, к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям, к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений, высокий уровень тревожности, фрустрации и агрессивности, средний уровень адаптивности.

Социально-педагогический прогноз: благоприятен, если привлечь специалистов для работы с этим подростком, а также использовать комплекс мер диагностической и профилактической направленности.

После проведения исследования разработана программа работы социального педагога по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования. Программа включает в себя 6 занятий по 1,5 часа.

Таким образом, вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся и сотрудников учреждения НПО, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Основные термины (генерируются автоматически): начальное профессиональное образование, социальный педагог, высокий уровень тревожности, испытуемый, повышенное настроение, социальное неблагополучие, ближайшее окружение, интерпретация данных, психическое состояние личности, воспитательная работа.

Похожие статьи

Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Педагогические условия формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Технология формирования профессиональной мобильности педагога дошкольного образовательного учреждения

Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР)

Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов

Деятельность социального педагога по социально-психологической профилактике агрессивного поведения подростков

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Похожие статьи

Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Педагогические условия формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Технология формирования профессиональной мобильности педагога дошкольного образовательного учреждения

Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР)

Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов

Деятельность социального педагога по социально-психологической профилактике агрессивного поведения подростков

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности