Активные формы работы с родителями в начальной школе (из педагогического опыта)
Автор: Тагаева Вера Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 16.06.2015
Статья просмотрена: 4203 раза
Библиографическое описание:
Тагаева, В. Н. Активные формы работы с родителями в начальной школе (из педагогического опыта) / В. Н. Тагаева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8362/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье автор делится педагогическим опытом работы с родителями обучающихся начальной школы, используя различные современные технологии педагогической науки.
Ключевые слова: эффективность образования, формы сотрудничества, партнеры, развивающий характер взаимодействия.
Школьная жизнь начинается со Дня Знаний и заканчивается выпускным балом. В этот отрезок времени дети учатся постигать не только премудрости школьных наук, но и через организацию воспитательной работы формируются как личности. Жизнь ребенка в этот период состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые постоянно претерпевают значительные изменения в связи с требованиями современной реальности. Школа является той государственной ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще всего. Поэтому эффективность образования и воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно они взаимодействуют. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играют классные руководители. Требования современной реальности заставляют педагогов овладевать новейшими технологиями педагогической науки и образования для использования их в своей работе, искать новые формы сотрудничества с родителями.
Моя педагогическая практика показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой, если между классным руководителем и родителями возникает взаимопонимание. Необходимо использовать такую практику взаимоотношений, при которой все участники выступают как партнеры, друзья, единомышленники. И это взаимодействие должно носить развивающий характер.
Данная работа содержит малую долю существующих форм работы с родителями. В поисках творческого и рационального, интересного и важного, автор скапливала материалы своего педагогического труда.
Трудно переоценить актуальность работы учителя с родителями. Работа эта очень многогранна и сложна особенно в настоящее время. Хочется поделиться своим опытом работы в этом направлении. Я считаю принципиально важным для себя, обеспечить свободный доступ родителей на уроки в любое для них время. Ведь предоставляя такое право, учитель дает понять, что доверяет родителям и готов видеть их в школе. За годы работы с детьми на уроках побывало немало родителей, которые замечали, как изменяется программа, технология урока, требования, как напряженно работают дети. Родителям приходилось пересматривать свое отношение к ребенку, учителю, школе. Дни открытых дверей для родителей стали традиционными в моей практике. Родители могут увидеть, насколько успешны дети в их основной деятельности — учебе, а также задуматься над тем, нужно ли помогать ребенку учиться? Среди родителей немало очень образованных людей. Они являются специалистами в различных областях, их знания и опыт я стараюсь использовать в учебной и внеклассной работе. Родители принимали активное участие в проведении уроков по окружающему миру, технологии, музыки, экологии. Дети с большим интересом участвовали в работе и с гордостью смотрели на своих близких.
Специфика жизни нашего поселка дает возможность вести очень необходимую работу по военно-патриотическому воспитанию школьников. Воспитание патриотов — одна из главных задач современной школы. Ресурс воинских частей нашего гарнизона в своей работе я стараюсь максимально использовать. Была организована и проведена экскурсия в одну из воинских частей. Ребята узнали о службе солдат, увидели военную технику, смогли поучаствовать в «военных учениях».
Игра «Зарница» стала для них настоящим испытанием и проверкой силы, взаимопомощи, дружбы. С чувством гордости и зависти ребята наблюдали за выступлениями военнослужащих, владеющих приемами рукопашного боя. А какая вкусная была солдатская каша! Такие моменты запоминаются надолго, и воспитательная ценность их очень высока. В последнее время учащиеся начальной школы принимают участие во многих предметных конкурсах от школьного до международного уровня. К таким конкурсам нужна постоянная практическая подготовка. К такой работе я привлекаю родителей, имеющих педагогическое образование и желание помочь своим детям. В классе работает кружок по подготовке к олимпиадам и конкурсам «Умка», в работе которого принимают активное участие родители. В школе работает научное общество учащихся «Поиск юных». В работе общества ежегодно принимают участие обучающиеся моего класса. За свои научно-исследовательские работы учащиеся получают призовые места на школьных конференциях «Шаг в будущее», призовые места в российских и международных конкурсах и олимпиадах в различных областях знаний. Высокие результаты участия детей в различных конкурсах показывают на необходимость такой формы взаимодействия учителя, учащихся и родителей.
От родителей иногда приходилось слышать: «Снова собрание — опять одно и то же». Знакомо? В связи с этим пришлось искать новые формы проведения родительских собраний. Сегодня стало возможным использование информационно- компьютерных технологий при проведении внеклассных мероприятий для детей и родителей. Презентации, видеозаписи, музыка реально вошли в жизнь класса. Этого требует время. Дети и взрослые легче идут на контакт, если видят в классном руководителе грамотного современного человека. Так в работу по подготовке и проведению родительских собраний вошли новые активные формы. При проведении родительского собрания на тему: «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению» в форме интеллектуального марафона, была подготовлена презентация, произведена видеолизация заданий для детей, проведено анкетирование родителей. К проведению собраний готовлюсь не только я, но и родители. Они участвовали в проведении собрания в форме творческой лаборатории на тему «Проблемы детского внимания», на котором ознакомили родителей с приемами развития внимания ребенка дома и продемонстрировали задания, используемые в семейном воспитании. В конце собрания родители каждого ребенка получили индивидуальные рекомендации и памятки по развитию внимания учащихся. С участием родителей обучающихся были проведены собрания в форме дискуссии («Компьютер и дети», «Поощрение и наказание детей в семье»), круглого стола («Как развивать читательский интерес ребенка»), пресс-конференции с участием школьного психолога и родителей — медицинских специалистов. Родительское собрание — праздник «Алло, мы нашли таланты!» дало возможность продемонстрировать не только достигнутые успехи детей в разных областях жизни, но и увидеть творческие таланты своих родителей. Проявленные выдумка и фантазия взрослых и детей, общение со своими мамами и папами в кругу одноклассников, чувство гордости, радости за своих близких, убеждает в том, что сотрудничая, мы можем сделать много как для детей, так и для себя самих. Эти формы работы сплачивают не только детский, но и родительский коллективы.
В работе с родителями я использую и такую форму работы, как посещение своих воспитанников на дому. К сожалению, такая работа сейчас считается непопулярной и даже некорректной, а ведь именно в домашней обстановке представляется прекрасная возможность ближе познакомиться с ребятами и их родителями, понять и почувствовать, чем живет семья, установить личностные контакты, в привычной для взрослых обстановке обсудить проблемы, которые носят конфиденциальный характер. Посещение семьи возможно только после получения разрешения родителей и предупреждения о визите с указанием дня и цели посещения. За долгие годы работы в школе посещения семей учащихся оставляли у меня хорошие впечатления и давали положительные результаты в обучении и воспитании детей.
Считаю, хорошей традицией в работе классного руководителя с детским коллективом является проведение встреч поколений в честь праздника Победы, Международного Женского Дня, Нового года, Дня Семьи, Дня Матери. Такие встречи позволяют многое изменить в общении детей, в отношении к родителям, бабушкам и дедушкам. Такие встречи требуют серьезной подготовки, огромного вклада душевных сил самого педагога. Запомнилось детям и родителям общешкольное мероприятие «Время вспять, мы живем отгремевшей войной», посвященное 70-летию победы в Великой отечественной войне с участием ветеранов. Праздник мам и бабушек объединил всех весенним настроением, приятными переживаниями за участников конкурсов, помог увидеть, что взрослые и дети — это дружный коллектив, в котором проявляется уважение друг к другу, чувствуется поддержка и взаимопонимание. Вместе проведенное время позволяет создать здоровую нравственную атмосферу, развивает убеждение в том, что тесно сотрудничая, мы можем сделать очень много как для детей, так и для себя.
В нашем поселке очень красиво и чисто. Привить бережное отношение к окружающему, уметь ценить труд людей и самому участвовать в сохранности созданного — неотъемлемая часть воспитания патриота Родины. Только практическая работа и личный пример окружающих помогут детям стать настоящими гражданами страны. Экологические субботники стали традицией в моей педагогической работе.
Во время совместных с родителями уроков, путешествий, экскурсий, бесед формируется нравственная культура ученика. Расширение поля позитивного общения с семьей, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей — одна из главных задач педагогов.
Используя различные формы работы с родителями, решаются главные задачи школы и семьи — воспитание активного, самостоятельного, уверенного в себе, успешного в любой деятельности, благополучного в дальнейшей жизни гражданина страны.
Ключевые слова
эффективность образования, партнеры, формы сотрудничества, развивающий характер взаимодействия., развивающий характер взаимодействияПохожие статьи
Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества
В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...
Формы и методы сотрудничества образовательной организации и семьи на разных ступенях обучения
В статье говорится о формах, методах и методиках управления и взаимодействия различного типа образовательных организаций и семьи. В статье так же рассматриваются инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов, обеспечивающие формирование со...
Возможности ИКТ-технологий в процессе обучения (из опыта работы учителя географии)
В статье рассматриваются вопросы применения IT-технологий в преподавании предмета географии в области контроля, изучения и закрепления изученного материала. Возможности организации дистанционного обучения, сетевого взаимодействия учитель-учитель, учи...
Применение современных образовательных технологии как один из способов повышения качества дошкольного образования
В данной статье описан опыт работы педагогов дошкольной организации по применению информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей, через создание самостоятельной презентации воспитанниками.
Взаимодействие семьи и школы как средство воспитания обучающихся в условиях реализации новых стандартов
Данная статья определяет приоритетные задачи семейного воспитания в рамках реализации новых стандартов в условиях взаимодействия семьи и школы. Автор статьи делится опытом совместной работы с родителями, демонстрируя эффективные методы и приемы.
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов
Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...
Подготовка учителей технологии к руководству техническим творчеством школьников
Материал статьи освящает проблемы развития технического творчества школьников; педагогические условия, ключевым звеном которых является личность учителя. В статье отражается опыт работы по подготовке учителей технологии к руководству техническим твор...
Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования
Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...
Перспективы развития профильного обучения в школе
Статья раскрывает отдельные аспекты, связанные с профильным обучением учащихся. В ней рассматриваются условия профильной специализации школьников. Поднимаются вопросы связанные с трудностями осуществления уровневой профилизации. Авторами предложен но...
Похожие статьи
Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества
В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...
Формы и методы сотрудничества образовательной организации и семьи на разных ступенях обучения
В статье говорится о формах, методах и методиках управления и взаимодействия различного типа образовательных организаций и семьи. В статье так же рассматриваются инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов, обеспечивающие формирование со...
Возможности ИКТ-технологий в процессе обучения (из опыта работы учителя географии)
В статье рассматриваются вопросы применения IT-технологий в преподавании предмета географии в области контроля, изучения и закрепления изученного материала. Возможности организации дистанционного обучения, сетевого взаимодействия учитель-учитель, учи...
Применение современных образовательных технологии как один из способов повышения качества дошкольного образования
В данной статье описан опыт работы педагогов дошкольной организации по применению информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей, через создание самостоятельной презентации воспитанниками.
Взаимодействие семьи и школы как средство воспитания обучающихся в условиях реализации новых стандартов
Данная статья определяет приоритетные задачи семейного воспитания в рамках реализации новых стандартов в условиях взаимодействия семьи и школы. Автор статьи делится опытом совместной работы с родителями, демонстрируя эффективные методы и приемы.
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов
Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...
Подготовка учителей технологии к руководству техническим творчеством школьников
Материал статьи освящает проблемы развития технического творчества школьников; педагогические условия, ключевым звеном которых является личность учителя. В статье отражается опыт работы по подготовке учителей технологии к руководству техническим твор...
Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования
Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...
Перспективы развития профильного обучения в школе
Статья раскрывает отдельные аспекты, связанные с профильным обучением учащихся. В ней рассматриваются условия профильной специализации школьников. Поднимаются вопросы связанные с трудностями осуществления уровневой профилизации. Авторами предложен но...